Русь не с 862 года

Петр Золин 2
 
Рис. Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862
 


Русь не с 862 года

В последние века три в сознание человечества и самих россиян утверждена версия, что государственность на российских землях пошла от варягов-норманнов. Эта версия признавалась царями империи времён Романовых. И в честь даты призвания варягов в Великом Новгороде в 1862 г., почти сразу после Отмены Крепостного права, был открыт памятник Тысячелетию России http://en.wikipedia.org/wiki/Millennium_of_Russia

1150-летие этой государственности Россия отмечает в 2012 году, наряду с 200-летием победы над Наполеоном и иными важными датами отечественной истории. Вместе с тем забывается известная с 16 века позиция властей Московии, что Москва – Третий Рим.
Иван Грозный во втором послании шведскому королю Иоганну Ш (Юхану III; 1573) указывал: « Что же касается печати Римского царства, о которой ты писал, то у нас есть своя печать от наших прародителей; а римская печать нам также не чужда: мы ведем род от Августа кесаря…».  В своих дипломатических посланиях Грозный многократно развивал версию о происхождении властей Руси от «Августа-кесаря». В грамоте польскому королю Сигизмунду-Августу в 1556 г. писал: «А мы как есть государь кристьянский, положа упование на всемогущего бога, держим извечную свою прародительскую честь и старину, почен от Августа-кесаря и до великого князя Владимера, крестившего Русскую землю…» В 1563 г. бояре заявляли от его имени польским послам: «... мы как есть государи почен от Августа кесаря, обладающему всею вселенною, брата его Пруса…» http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000112/st028.shtml Надо сказать, что алтари Кесаря и Македонского стояли на путях царей античных аорсов на север. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111131.htm
1 - 7
http://www.proza.ru/2010/06/04/228

Допускают, что впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул именно король Юхан III (его сын Сигизмунд, воспитанный в католичестве, в 1587 был избран польским королём (Сигизмунд III) в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Развивал норманизм шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда в книге «Regin Muschowitici Sciographia». Его затем поддержал королевский историограф Юхан Видекинд в «Thet svenska i Ryssland tijo ;hrs krijgs historie» . Большое влияние на последующих норманистов оказала Олаф Далин «Историей шведского государства». Поэтому сводить истоки норманизма к немецким историкам в Российской Академии наук, начиная с Готлиба Зигфрида Байера – ошибочно.  В мировой историографии норманизм доминирует.
http://sk.wikipedia.org/wiki/Normansk (+ русская Википедия)

Датировка многих событий в прошлом – дело сложное и условное. Русско-американский учёный Г.В.Вернадский свою книгу «Древняя Русь» http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv1.htm посвятил истории страны со времён палеолита. В палеолите истоки эпической памяти пращуров славян указал академик Б.А.Рыбаков http://paganism.msk.ru/liter/rybakov01.htm Интернет ныне наполнен сотнями публикаций о реальных глубинах российской истории.

Геологическое прошлое любых земель, включая Россию, насчитывает миллиарды лет – как и всей планете. Антропологическое начинается с момента появления первых людей на данной территории. Их следами признаются каменные орудия труда. Россиянам известна Дирингская культура, культура Диринг-Юрях — археологическая культура палеолита, находящаяся на территории Якутии, у ручья Диринг-Юрях, впадающего в Лену (сейчас — на территории природного парка «Ленские столбы»). Независимые методы датировки дирингской культуры были опубликованы в 1997 году американскими учёными (Michael R. Waters, Steven L. Forman and James M. Pierson). Согласно термолюминесцентному анализу орудий из кварцита, возраст отложений с культурными остатками составил от 260 тысяч до 370 тысяч лет. Хотя по типу примитивизны археологи датируют эту культуру временем 3,2 – 1,8 млн. лет назад. Это один из аргументов теории  полицентризма – изначального формирования людей в разных регионах планеты http://ru.wikipedia.org/wiki/
Примерно по 1,5 млн. лет дают археологи палеолитическим стоянкам Богатыри и Родники на Таманском полуострове на юге России. Сравнительно недалеко отсюда в Грузии найдены останки раннего человека, возраст которого приближается к 2 млн. лет.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Археологическая_культура
http://www.grani.ru/Society/Science/m.127603.html
Конечно, до реальных государств отсюда ещё очень далеко. Но ранние люди и земли нынешней России уже так или иначе осваивали.
Ныне соперничает множество теорий государств, что отражают и Википедии.
• 2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
o 2.1 Древнегреческая теория
o 2.2 Древнеиндийская теория
o 2.3 Древнекитайская теория
o 2.4 Теологическая теория
o 2.5 Теологическая теория в условиях современности
• 3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
o 3.1 Патерналистская теория
o 3.2 Патриархальная теория
• 4 Органические концепции происхождения государства
o 4.1 Теория Огюста Конта
o 4.2 Теория Герберта Спенсера
o 4.3 Теории других представителей органической школы
• 5 Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства
o 5.1 Теория Гуго Гроция
o 5.2 Теория Томаса Гоббса
o 5.3 Теория Джона Локка
o 5.4 Теория Жан-Жака Руссо
• 6 Насильственные концепции происхождения государства
o 6.1 Теория Евгения Дюринга
o 6.2 Теория Людвига Гумпловича
o 6.3 Теория Карла Каутского
• 7 Психологические концепции происхождения государства
o 7.1 Теория Т. Д. Баштима
o 7.2 Теория Николая Коркунова
o 7.3 Теория Льва Петражицкого
• 8 Марксистская концепция происхождения государства
o 8.1 Государство по Энгельсу
o 8.2 Государство по Ленину
• 9 Иные концепции происхождения государства
o 9.1 Либертарно-юридическая теория
o 9.2 Патримониальная теория
• 10 Волюнтаристские теории
o 10.1 Ирригационная теория
o 10.2 Расовая теория
o 10.3 Демографическая теория
o 10.4 Кризисная теория
o 10.5 Теория «инцеста» и т.д.
Непосредственно современные люди продолжают этногенетически людей, которые формировались в верхнем палеолите. Их пути ныне относительно точно прослеживают по гаплогруппам. И в каких-то регионах могло возникать нечто похожее на примитивные государственные образования – вождь, храбрые воины-охотники, организационные институты.

Наиболее вероятно подобные палеолитические государства образовывались в местах оседания (на века, а иногда и тысячи лет) носителей разных мужских и женских гаплогрупп (выше на схемах синие точки). Ареалы таких государств могут отражать археологические культуры типа  http://en.wikipedia.org/wiki/Archaeological_culture (подробнее в русской Википедии).
Здесь масса нерешённых теоретических и практических вопросов. Но археологически прослеживается явное вовлечение крупных регионов с населением в тысячи человека в сравнительно единый культурно-исторический процесс. Появление крупных жилищ и селений. Могильные погребальные обряды с достаточно сложной символикой. Палеолитические венеры. Живопись на стенах пещер. Относительно развитые околоностратические языки. Усиливающееся имущественное расслоение по регионам. Орудия труда, допускающие и их военное использование. Отражение палеолитических войн в эпосе, включая титанов (символов мощных неандертальцев ?)  и богов (символов умений новых людей). Символизация ранних государств в Атлантиде Платона и т.п. Очаги ранних государственных образований прослеживаются и на землях Великой Скифии, где через тысячи лет обозначилась средневековая Роус (Русь) - название больше связано у византийцев с библейским князем Рош (Рос). Но корень r - s был известен и ностратическим языкам  http://www.proza.ru/2010/06/20/451
О развитости людей позднего палеолита и на землях России говорит ряд археологических культур.
Если затрагивать преимущественно Европу, то это (Культура Время Место распространения Носители)
Костёнковско-стрелецкая[3] 50000 до н. э. — 30000 до н. э. Южные и центральные области Русской равнины Неоантропы
Костёнковско-авдеевская 22000 до н. э. — 19000 до н. э. Южные и центральные области Русской равнины Восточные кроманьонцы
Свидерская (чаще относят к мезолиту) 8800 до н. э. — 8000 до н. э. Польша, Литва, Белоруссия (с аналогами на Украине, в России и южнее Чёрного моря) Неоантропы
Период тщательно исследован во многих работах, отражённых и в Интернете
A. A. Клёсов и А.А. Тюняев. Происхождение человека (по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии). 2010, 1024 стр.
А.А. Клёсов. Происхождение славян и других народов. Очерки ДНК-генеалогии. 2011, 645 стр.
Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации (системный анализ). — М.: 2006 — 2009. Интернет
Семёнов Юрий Иванович (1929) — российский историк и философ, специалист по теории познания, философии истории, этнологии, истории первобытного и раннеклассового общества; кандидат философских наук, доктор исторических наук.
Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества
http://scepsis.ru/library/id_1036.html
Да и у П.М.Золина можно немалое найти. http://www.proza.ru/avtor/zolinpm

Если люди исчезали с той или иной территории (погибали от болезней и войн, мигрировали) , то «история ранней государственности» здесь прерывалась. Но нередко потомки возвращались на землю пращуров. И продолжали их традиции – хотя бы погребальными обрядами, почитанием своих богов и героев. Выходит, продолжали и элементы духовной государственности. Подобные сюжеты с возвращениями отражают мифы и эпос. У славян, к примеру, Сказание о Словене и Русе.
Мест и захоронений как культовые святыни – важный индикатор ранних сообществ, имевших элементы государственности.

Когда примерно в 512 г. до н.э. Дарий 1 в Северном Причерноморье упрекал царя Великой Скифии Антира (Идантирса и т.п.) в трусости (скифы изматывали и заманивали врагов в глубь своей территории), то услышал ответ:
“Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой – это я также объясню. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет. Но до тех пор, пока нам не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами. Это [я сказал] о сражении. Владыками же моими я признаю только Зевса и Гестию, царицу скифов. Тебе же вместо даров – земли и воды – я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь!”. Таков был ответ скифов.
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html
Геродоту были известны эти места и погребальные обряды скифов.
«Гробницы царей находятся в Геррах (до этого Борисфен еще судоходен; вероятно, округа Каменского у днепровских порогов, ныне регион ДнепроГЭСа: П.З.). Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером, благовониями и семенами селерея и аниса (Этот способ бальзамирования известен и алтайцам (Хиунг ну), из региона которых и соседних выводят носителей гаплогрупп мужских R, N и Q, женских A, B и X. Кипер – растение Cyperus rotundus. Селерей – Areim graveolens. Анис – Pimpinella anisum: комментарии переводчиков: П.З.).. Потом желудок снова зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами. Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше (примерно подобное бальзамирование использовано при похоронах В.И.Ленина и И.В.Сталина, который позже был перезахоронен: П.З.).
После объезда всех областей они снова прибывают в Герры к племенам, живущим в самых отдаленных пределах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв стараются сделать его как можно выше (курганы скифов известны от Центральной Европы до Сибири: П.З.).
72. Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину – на двух других столбах. Таким образом, они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят (Выставленные вокруг могилы стражи впоследствии заменялись каменными фигурами (алтайцы называли их “балбал” – комментарии переводчиков: П.З.).
73. Так скифы погребают своих царей. Когда же умирают все прочие скифы, то ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем предают погребению. После похорон скифы очищают себя следующим образом: сперва умащают и затем промывают голову, а тело [очищают паровой баней], поступая так: устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан, поставленный посреди палатки (юрты и т.п.), раскаленные докрасна камни». http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html
http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html#_ftn54
Могильные погребальные обряды известны на землях России десятки тысячелетий. Отмечать 40 дней принято у многих россиян и ныне. Для погребальных ритуалов характерны и обильные поминки.
Геродот записал и сказания о началах государственности у скифов.
«5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша (символы уже преимущественно земледельческого народа: П.З.). Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет («тысячелетние царства» в эпосу имеют глубины и на несколько тысячелетий, если следовать тексту буквально – речь идёт примерно о середине П тыс. до н.э., временах хеттов и Митанни : П.З.). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне  (по сути, ритуальная форма закрепления частной собственности: П.З.). Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это то и мешает зрению (связывают со снегом, метелью и въюгой: П.З.).
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион (Горыныч русского эпоса: П.З.) же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией; Гибралтар, знания хотя бы со времён финикийцев и «народов моря» – П.З.). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: “Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?”. Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: “Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание”.
10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам; конец 8 века до н.э.: П.З.). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу.
Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
12. И теперь еще в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа (ныне версия имеет немало подтверждений: П.З.). Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары».
Записанные Геродотом сказания указывают на появление государственности у полиэтничных скифов со времён начала земледелия и скотоводства. При этом  Геракл со змееногой богиней скифов заселяет пустынную и холодную страну, явно лишь недавно освободившуюся от влияния ледника.

Рис. Изображения змееногой богини скифов – Апи (сравнивают с Геей)
От младшего сына Геракла пошли, по мнению древних греков, все царские скифы. Эпос здесь указывает на героическое происхождение властителей севернее Чёрного моря и Каспия тысячи лет назад. Богатырский пояс, борьба на поясах , умение владеть мощным оружием – многотысячелетняя традиция скифских земель.
Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, значительного «золота» (всего лишь в чаше на поясе) указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар.

Задолго до нашей эры возникла версия о большей цивилизационной древности скифов даже по сравнению с египтянами. Как отметил добротно знающий проблему А. И. Иванчик, концепция, удревнявшая и идеализировавшая скифов, а также приписывавшая им победу над египтянами, восходит к историку IV века до н. э. Эфору (Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005). Таким образом, в отличие от Геродота, скифы оказывались не самым молодым, а самым древним народом. Диалог египтян и скифов о древности со слов историка Помпея Трога привел в 3 веке н.э.  Юстин  (Юстин. Эпитома Помпея Трога II 1, 5-21).
Диодор Сицилийский более двадцати веков назад тоже привёл одну из древних версий. Якобы предки скифов первоначально жили ближе к Индии (это подтверждают и специалисты по гаплогруппам). Они занимали незначительную область, но понемногу усилившись благодаря храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали себе большую славу и господство. Эта версия затем развивалась в разных вариантах, нашла отражения у Помпея Трога, Юстина и их последователей.
Сначала скифы жили в очень незначительном количестве у реки Аракса (есть варианты локализации; иногда связывают и с Сыр-Дарьей) и были презираемы за своё бесславие. Но еще в глубокой древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана (он окружал по представлениям ранней античности всю землю) и Меотийского озера (Азовского моря) и прочие области до реки Танаиса (Дона).
«Впоследствии, по скифским преданиям, появилась у них рожденная землей дева, у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя — змеиная (аналог полудеве-полузмеи у Геродота). Зевс, совокупившись с ней (у Геродота вынужден был на деве жениться Геракл), произвел сына по имени Скифа (у Геракла еще были Агафирс и Гелон) который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами. В числе потомков этого царя были два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назывался Пал, а другой — Нап. (4) Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы, один палами, а другой напами. Спустя несколько времени потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской реки Нила».
В позднесредневековых записях о Словене и Русе эти ратные достижения связаны с потомками Словена и Руса.
«Поработив себе многие значительные племена, жившие между этими пределами, они распространили господство скифов с одной стороны до восточного океана, с другой до Каспийского моря и Меотийского озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по имени которых одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие. Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами» (здесь отзвуки реальных событий 9 — 7 вв. до н. э.).
«Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню» (реалии ряда регионов Северного Причерноморья 8 — 7 вв. до н. э.). Современное мифоведение допускает, что версия Диодора Сицилийского отражает ранние варианты эпоса самих скифов. Отцом Скифа именуется уже Зевс, а не Геракл, что относит его рождение в более древнюю эпоху, потомками Скифа именуются Пал и Нап, разделившие между собой царство и покорившие ряд народов. После этого Диодор помещает рассказ об амазонках. (Диодор Сицилийский ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Книга II, гл. I—II, XLIII—XLVI http://ancientrome.ru/antlitr/diodoros/diod02-f.htm; Скифо-сарматская мифология «Энциклопедия „Мифы народов мира“» http://enc.mail.ru/article/1900042824; http://traditio.ru/wiki/ ).

Более тысячи лет, за несколько веков до «рождества Христова» (условного начала нашей эры), в цивилизованном мире счет времени велся от эпического образования этого города – 754/753 г. до нашей эры. Но сами образованные римляне доказывали, что скифы (пращуры россиян) древнее по цивилизованности даже египтян (не говоря уже о римлянах и греках). И якобы ( правда, у римлян без всякого «якобы») еще за 2800 лет до основания Рима достигли господства в Европе и Азии. Будь подобные античные высказывания об американцах или германцах, китайцах и многих других земных народах, планету давно бы сотрясал всемирный юбилей.
Условно назовем росами (пра-росами и т.д.) всех первых жителей будущей России, на землях которой – по мнению археологов – пращуры современных людей появились миллионы лет назад. Севернее Кавказа, на берегах реки Лены, в других местах. В древности наших земляков называли самыми разными именами. Наиболее распространенным задолго до нашей эры стало «скифы» (скиты, скитальцы; «ашкузы» у ассирийцев; «ашкеназы» в библии, как позже стали называть и северо-восточных семитов, «древнерусских евреев»).

Римские ученые 1-1У вв.( более 16 веков назад), на основе греческих и других данных, поддерживали версию, что «скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения». По мнению египтян, «при начале мира» крайние страны не могли производить или принимать людей из-за чрезмерной жары и ужасного холода. Только умеренный климат Египта и его плодородие сделали низовья Нила «первоначальной родиной людей», что любопытно согласуется с современными представлениями ученых-генетиков.
Скифы не признавали умеренность климата доказательством древности. Природа сразу создавала существа, способные выживать в любой местности. И «насколько климат Скифии суровее египетского, настолько выносливее там тела и души». Если верить античным ученым, скифы допускали происхождение нынешних частей света из единого континента, создание всей земли из огня и водного потока, первоначально заливавшего землю. Версия о цивилизационном приоритете севера – в силу тектонических и иных причин – ныне тоже разрабатывается достаточно убедительно, о чем свидетельствуют книги многих авторов Так что в античных данных представлены реальные научные допущения.
По убеждениям северных мудрецов, северная страна (Скифия) раньше других смирила испепеляющую жару холодами, а скифские горы Рифы (Рипы, Рыбы) быстрее освободились от воды, дали начало великим рекам древности – Ра (Волге), Борисфену (Днепру), Танаису (Дону), Двине (Эридану, Рудону) и другим. Стоит на это обращать и обращать внимание в исторической пропаганде.
Вывод ясен: «Тем раньше начала она (Скифия) производить живые существа». Скифы заметили, что обильное течение их рек переполняет Меотиду (Азовское море), затем наполняет Понтийское(Черное) и Египетское (Средиземное) моря.. Египет не спасали и не спасают от напора северных рек плотины и каналы. Но царские плотины и иловые наносы Нила все же образовали Египет. «Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения» (Вестник древней истории: далее ВДИ. 1949. № 1. С.249: нет трудностей с копированием этого источника – можно ему возражать, но надо мнение образованных римлян и учитывать). Орудия труда, жилища и языки на землях Скифии развивались сотни тысяч лет. Элементы письменности — если начинать с орнаментов - десятки тысячелетий. Поэтому какие-то доли истины в античных спорах северян и южан есть.
http://www.russika.ru/ef.php?s=2500
Библия определяет исходной зоной человечества Араратские горы, Кавказ. За них, вероятно, ушел Каин и построил в земле Нод ( оборот: Дон) первый город планеты — Енох (Еног, Гелон у Геродота?). Каин – один из пращуров летописного Кия и нарцев-строителей, якобы построивших Новгород у Ильменя еще до хождений Андрея Первозванного. Так утверждают библия и летописи; а по легендам о Словене и Русе, Словенск – будущий Новгород и Руса (затем Старая) – построены около 2395 г. до н.э.
От потомков Каина пошли «живущие в шатрах со стадами», играющие на гуслях и свирели, кузнецы всяких орудий из меди и железа. Если отчасти верить этим библейским намекам, то допотопные северяне «нодовцы» или «донцы») задавали тон в скотоводстве, изготовлении музыкальных инструментов, в кузнечном деле тысячи лет.
Археологических подтверждений этому все больше.
Из сынов Ноя – он противостоял наследникам Каина, уничтоженным потопом - первым назывался Иафет (у греков Иапет, отец Прометея), сыновьями которого были Гомер (киммериец), Магог (Гог, ладыка севера; позже «князь Роша : Рос»), Мадай ( Мадий, такое имя имел выдающийся скифский царь-полководец VII в. до н. э .)... Можно с этими версиями спорить, но в условиях информационного общества невозможно их замалчивать или игнорировать. Ведь в таких античных версиях и данных могли как-то отразиться реальные рассуждения северных и южных мудрецов IV-III тыс. до н. э. о глубинах происхождения и памяти своих народов. Здесь и представления о природно-климатических условиях, первоначально определявших экономику и педагогику наших древнейших пращуров-земляков.
Осведомленные римские историки Помпей Трог и Юстин в I — III в.в. н.э. рассказывали о большей древности скифов по отношению к египтянам, о полуторатысячелетнем господстве скифов в Европе и Азии, где за 1300 лет до основания Рима это господство прекратил основатель Ассирии Нин:
 «Азия платила им (скифам) дань в течение 1500 лет; конец уплате дани положил ассирийский царь Нин... В это время двое скифских юношей из царского рода, Плин и Сколопит, изгнанные из отечества происками вельмож, увлекли за собой множество молодежи, поселились на каппадокийском берегу у реки Термодонта и заняли соседнюю (равнину)...» (ВДИ. 1949. № 1. С.251).
В труде Юстина, сократившего сочинение Помпея Трога, содержатся следующие хронологические указания. После идейной победы скифов над египтянами  и начала их господства на протяжении 1500 лет Азия платила дань скифам. Затем ассирийцы правили Азией 1300 лет, а мидяне — 350 лет. Таким образом, так как конец владычества мидян связывался с правлением персидского царя (середина VI века до н. э.), то победа скифов, по Помпею Трогу, относится примерно к 3700 году до н. э.
Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок. Эти события помещаются примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин — за одно поколение.
Христианский историк  Оросий, в целом используя сочинение Юстина, принять его даты не мог, ибо они противоречили библейской датировке потопа  (примечательно, что в «Хронике Евсевия» сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Достижение скифами господства в Европе и Азии Оросий отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.), Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима (1233 год до н. э.). Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется незадолго перед Троянской, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином.
Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном Весозисом, помещает её незадолго до Троянской войны, упоминая также о происхождении амазонок, но имена Сколопита и Плина опускает.
(комплексное развитие версии с учетом многих факторов: http://www.proza.ru/avtor/zolinpm...=15#15 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=10#10 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=8#8 ; работы Г. В. Вернадского, Б. А. Рыбакова, Н. И. Васильевой и других авторов).
Великая Скифия – это держава, в основном контролировавшая земли от низовий Дуная до Сибири и севернее. Примерно в границах Российской империи 1914 г. или послевоенного СССР. Ныне это территория поделена на ряд государств, многотысячелетняя историческая близость народов которых зачастую игнорируется. Но теория гаплогрупп такому игнорированию мешает.

Рис. Носители разных гаплогрупп в народах ко времена Колумба.
; http://www.proza.ru/2010/01/16/287 и др.
Расходившиеся десятки тысячелетий назад по планете носители мужских и женских гаплогрупп в итоге обретали многоцветные локализации в крупных регионах и конкретных народах. Очевидно активное участие в формировании этносов на территории ранней Скифии и будущей России носителей мужских гаплогрупп R1a , R1b ,  I , J,  N , G (красный, жёлтый без точек, розовый, зеленый,  тёмно-фиолетовый , белый + ряд других)    и женских   H , U , T , F ( синий, розовый, светло-зелёный, тёмно-зелёный + ряд других)
Здесь явно в значительной степени не проявили себя носителей мужских гаплогрупп O, D , L  (синие, жёлтые с точками, тёмно-серые  + ряд других) и женских          M  N  A (светло-зелёные, тёмно-фиолетовые как в Австралии; «очень фиолетовые» как в Америке + ряд других).
Конечно, пропорции менялись, что – например, - видно по последним тысячелетиям в Европе. Но ошибочно отдавать одни единственные гаплогруппы каким-то конкретным этносам по принципу: одна гаплогруппа – один язык.

Рис. Мужские гаплогруппы и археологические культуры Европы в 4 – 2 тыс. до н.э.
Жёлтый и красный цвета указывают, что гаплогруппа R1a и за ней R1b (относимые к скифам) с 4 тыс. до н.э. играли важную роль в археологических ( этнокультурных) процессах в Европе. Это ещё более ярко проявлялось в начале нашей эры, когда Скифия уже выступала под именем Сарматии.


Примерно этот  состав (с существенной ролью носителей мужских гаплогрупп R1a и R1b; их названия корректируются, они делятся на подгруппы) сохраняют Европа и Европейская Россия и ныне.

Рис. Роль носителей мужских гаплогрупп R1a и R1b в современной Европе (они активны и в других регионах планеты, особенно в Северной Америке).
Носители данных гаплогрупп сыграли ведущую роль а формировании индоевропейцев и тюрков с общими истоками в округе Алтая почти 20 тысяч лет назад.
Это «сквозное» существование в регионе от Англии и Скандинавии до Сибири и Индии носителей гаплогруппы R и её производных хотя бы несколько тысячелетий вполне говорит о том, что эти носители могли выходить сравнительно рано на уровень формирования очень ранних государств – конкурирующих с Египтом и Шумером.
Египетские ученые в 2010 г. провели анализ мумии Тутанхамона, к их удивлению фараон оказался представителем рода R1b, а для российских ДНК-генеалогов это открытие было ожидаемым. http://haplogroup.narod.ru/celeb.html
Исследования египетских останков на гаплогруппы почти засекречены, так как они существенно меняют концепции всемирной историографии, доминирующие веками. Египетские фараоны – только африканцы. Следы гаплолгруппы R1b обнаружены и в других регионах Африки вплоть до центра, некоторые гаплотипы указывают на возраст в 10 – 15 тыс. лет.
Конечно, ранняя государственность, особенно кочевых государств (их отчасти продолжают пуштуны-индоевропейцы Афганистана) – это не привычная античная государственность Египта или Шумера, Ассирии и Хеттии, древних Греции и Рима. Но надо и учитывать специфику таких государств, отмеченную античными учёными и всё тщательнее изучаемую современной наукой.
Представление о том, что средневековая Русь продолжает традиции именно Великой Скифии доминировали у византийских и других авторов. Но Великая Скифь — это и определение русских христианских летописей по отношению к народам и княжениям Руси, заимствовано из греческой традиции. «Скифы кои суть русские» фигурируют в иноземных источниках с раннего средневековья.
Повесть временных лет в недатированной части (до 852:842 г.) определяет Великую Скифь в таком контексте:
«Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь“.  Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.»(перевод Д. С. Лихачева).
Затем при определении участников похода на Царьград в 907 г.«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000»
Продолжение Русью традиций Скифии, а русскими — традиций тавроскифов и иных скифских народов отмечают многие византийские и иные источники.
http://traditio.ru/wiki/

Это лишь малая часть фактов, заставляющих сомневаться  в началах государственности на землях России лишь с 862 г. нашей эры. Позднеантичные римские авторы относили начало господства полиэтничной Скифии в Европе и Азии к 3553 г. до н.э.  И затем было немало важных событий, подтверждаемых археологией, антропологией, этногенетикой, исторической геногеографией и другими науками. По позднехристианским летописям, скифские князья Словен и Рус в 2395 г. до н.э. стали осваивать округу Мойско (Ильменя). Когда в 2053 г. до н.э. один из ранних царей Ассирии прекратил господство скифов в Азии, туда десантировали со своими дружинами молодые скифские цари Плин и Сколопит. По Геродоту,  поколения скифских царей от Таргитая пошли примерно с 1512 г. до н.э.


=================================
Тезис речи посла Скифии Македонскому
«Впрочем, ты будешь иметь в нас стражей Азии и Европы; если бы нас не отделял Танаис, мы соприкасались бы с Бактрией; за Танаисом мы населяем земли вплоть до Фракии; а с Фракией, говорят, граничит Македония. Мы соседи обеих твоих империй, подумай, кого ты хотел бы в нас иметь, врагов или друзей» (о Скифии от Фракии хотя бы до Бактрии) подтверждается и иными указаниями источника.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110033.htm
http://militera.lib.ru/h/rufus/05.html ;
Руф К. К.История Александра МакедонскогоHistoria Alexandri Magni
http://militera.lib.ru/h/1/abc/r.html ; http://lib.rin.ru/doc/i/59563p8.html ; http://www.i-u.ru/biblio/archive/kvint_ist/03.aspx ; http://lib.rus.ec/b/184856/read и др
Глава 7
1. Царь скифов, держава которого простиралась тогда по ту сторону Танаиса, считал, что город, основанный македонцами на берегу реки, для него ярмо на шее. Поэтому он послал брата по имени Картасис с большим отрядом всадников разрушить этот город и далеко отогнать македонское войско от реки. 2. Танаис отделяет бактрийцев от скифов, называемых европейскими. Кроме того, он является рубежом Азии и Европы. 3. Племя скифов, находясь недалеко от Фракии, распространяется на восток и на север, но не граничит с сарматами, как некоторые полагали, а составляет их часть. 4. Они занимают еще и другую область, прямо лежащую за Истром, и в то же время граничат с Бактрией, с крайними пределами Азии. Они населяют земли, находящиеся на севере; далее начинаются дремучие леса и обширные безлюдные края; те же, что располагаются вдоль Танаиса и Бактра, носят на себе следы одинаковой культуры. 5. Александр сам собирался воевать с этим племенем, даже не подготовившись к войне, теперь же на его глазах разъезжали вражеские всадники, а он еще не оправился от раны; особенно у него ослаб голос от воздержания в пище и от боли в затылке. Итак, он велит созвать друзей на совет. 6. Его пугал не враг, а неблагоприятная обстановка. Бактрийцы отпали, скифы стали его беспокоить, сам он не мог ни стоять на ногах, ни сидеть на коне, ни командовать, ни воодушевлять воинов. 7. Испытывая двойную опасность, ропща даже на богов, он жаловался, что лежит прикованным к постели, когда прежде никто не мог уйти от его стремительности; воины его с трудом верят, что он не притворяется.
http://militera.lib.ru/h/rufus/05.html
Александр говорил
11. Отпали поверженные к [157] нашим ногам бактрийцы и с помощью чужих сил испытывают наше мужество. 12. Совершенно несомненно, что если мы оставим безнаказанными; дерзких скифов, мы вернемся к отпавшим от нас, покрытые позором. Если же мы перейдем Танаис и покажем кровавым избиением скифов, что мы повсюду непобедимы, кто будет медлить с выражением покорности победителям даже Европы? 13. Ошибается тот, кто измеряет пределы нашей славы пространством, которое мы еще пройдем. Между нами только одна река; перейдя ее, мы двинемся с оружием в Европу. 14. А разве малую цену имеет для нас то, что мы, покоряя Азию, воздвигнем трофеи как бы в другом мире, соединим сразу в результате одной победы страны, которые природа, казалось, разбросала на столь большом пространстве? 15. Клянусь, что если мы хоть на малость задержимся, то скифы обойдут нас с тылу.
Глава 8
11. Память сохранила даже содержание речи, с которой они обратились к царю. Может быть, их красноречие отличается от привычного нам, которым досталось жить в просвещенное время, но если их речь и может вызвать презрение, наша правдивость требует, чтобы мы передали сообщенное нам, каково бы оно ни было, без изменений. 12. Итак, как мы узнали, один из них, самый старший, сказал…

Население Скифии являлось частью населения всей земли в конкретное историческое время. Индикатором развития этого населения ныне признаются гаплогруппы, особенно мужские


Тамара Т. Райс. Скифы. Строители степных пирамид
http://lib.rus.ec/b/162710


Современные исследования нередко избегают однозначных индоиранских привязок языка скифов. Ранние языки народов, относимых к скифом, развивались из близких [[Ностратические языки |Ностратических языков ]]При их изучении необходимо учитывать [[Праностратический язык ]]и его корни <ref> http://www.dspace.cam.ac.uk/handle/1810/196512</ref> В частности, по словарю [[Долгопольский, Арон Борисович|А. Б. Долгопольского ]] + Позднее, начиная с эпохи [[Великое переселение народов|Великого переселения народов]], слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и [[германцы|германоязычные]] [[готы]], в более поздних византийских источниках скифами назвали [[восточные славяне|восточных славян]] — [[Русь (народ)|русь]], [[тюрки|тюркоязычных]] [[хазары|хазар]] и [[печенеги|печенегов]], а также родственных древнейшим [[иранские языки|ираноязычным]] скифам [[аланы|алан]].
- </ref> Требуют учёта концепции [[Бореальный язык |Бореального языка ]]и [[Борейские языки |Борейских языков ]]
- со спектром их этногенетических привязок
- </ref>
== Этногенетика скифов == == Этногенетика скифов ==

- [[Популяционная генетика]] изучает историческое распределение частот аллелей и их изменение под влиянием движущих сил эволюции:[[мутагенез|мутагенеза]] , [[естественный отбор|естественного отбора]], дрейфа генов , миграций и т.д. На этой основе [[генетическая генеалогия ]]и [[геногеография]] , связанные с ними направления исследований, позволяют сравнительно точно определять наборы гаплогрупп в составе населения, связанного с теми или иными археологическими культурами (в рамках возможностей анализа останков погребений). + [[Популяционная генетика]] изучает историческое распределение частот аллелей и их изменение под влиянием движущих сил эволюции:[[мутагенез|мутагенеза]] , [[естественный отбор|естественного отбора]], дрейфа генов , миграций и т.д. На этой основе [[генетическая генеалогия ]]и [[геногеография]] , связанные с ними направления исследований, позволяют сравнительно точно определять наборы гаплогрупп в составе населения, соотносимого с теми или иными археологическими культурами (в рамках возможностей анализа останков погребений).
- Научные исследования свидетельствуют, что первые проявления носителей мужской Hg R1a1 - доминантной (но не единственной) у населения Скифии - отмечены от Днепро-Донского региона между 13 000 и 7600 лет назад,. Их связывают и с охотниками на оленей ( Ahrensburg культура), что из долины Днепра достигли Скандинавии около 12 000 лет назад. [[Гаплогруппа R1a (Y-ДНК)]]закрепилась в южной Скандинавии, особенно позже - во времена [[культура шнуровой керамики|культуры шнуровой керамики]]. Орнелла Semino и др. развивают версию послеледникового распространения R1a1 со времен позднего ледникового максимума<ref>Semino, O.; Passarino, G; Oefner, PJ; Lin, AA; Arbuzova, S; Beckman, LE; De Benedictis, G; Francalacci, P et al. (2000), "The Genetic Legacy of Paleolithic Homo sapiens sapiens in Extant Europeans: A Y Chromosome Perspective", Science 290 (5494): 1155–59, doi:10.1126/science.290.5494.1155, PMID 11073453, . Copy can be found here.</ref>. Затем гаплогруппа, особенно с расширением Курганной культуры, охватывает значительную часть Европы и устремляется в Азию. + Научные исследования свидетельствуют, что первые проявления носителей мужской Hg R1a1 - доминантной (но не единственной) у населения Скифии - отмечены от Днепро-Донского региона между 13 000 и 7600 лет назад. Их связывают и с охотниками на оленей ( Ahrensburg культура), что из долины Днепра достигли Скандинавии около 12 000 лет назад. [[Гаплогруппа R1a (Y-ДНК)]]закрепилась в южной Скандинавии, особенно позже - во времена [[культура шнуровой керамики|культуры шнуровой керамики]]. Орнелла Semino и др. развивают версию послеледникового распространения R1a1 со времен позднего ледникового максимума<ref>Semino, O.; Passarino, G; Oefner, PJ; Lin, AA; Arbuzova, S; Beckman, LE; De Benedictis, G; Francalacci, P et al. (2000), "The Genetic Legacy of Paleolithic Homo sapiens sapiens in Extant Europeans: A Y Chromosome Perspective", Science 290 (5494): 1155–59, doi:10.1126/science.290.5494.1155, PMID 11073453, . Copy can be found here.</ref>. Затем гаплогруппа, особенно с расширением Курганной культуры, охватывает значительную часть Европы и устремляется в Азию.

Многие генетические исследования подтверждают западно-евразийского происхождение для большинства из Y-ДНК гаплогруппы R1a1, вероятно, связанной с предками ранних индо-европейских народов. Горизонты андроновской культуры (близкой ранним индо-иранцам) Южной Сибири признаются на 90% западно-евразийского происхождения в течение бронзового века и связаны почти исключительно с гаплогруппы R1a1 ( 77% в целом, в эпоху бронзы / Железо ). Анализ ДНК-тестов также показал высокую распространенность здесь людей с характеристиками северных европеоидов, такими как Blue (или зеленые) глаза, светлая кожа и светлые волосы. Подобное выявляется и на землях Казахстана. Вместе с тем участвовали в формировании этносов Скифии мужские гаплгруппы R1b, G , I и некоторые другие. Многие генетические исследования подтверждают западно-евразийского происхождение для большинства из Y-ДНК гаплогруппы R1a1, вероятно, связанной с предками ранних индо-европейских народов. Горизонты андроновской культуры (близкой ранним индо-иранцам) Южной Сибири признаются на 90% западно-евразийского происхождения в течение бронзового века и связаны почти исключительно с гаплогруппы R1a1 ( 77% в целом, в эпоху бронзы / Железо ). Анализ ДНК-тестов также показал высокую распространенность здесь людей с характеристиками северных европеоидов, такими как Blue (или зеленые) глаза, светлая кожа и светлые волосы. Подобное выявляется и на землях Казахстана. Вместе с тем участвовали в формировании этносов Скифии мужские гаплгруппы R1b, G , I и некоторые другие.
Десятки тысячелетий представлены на землях Скифии и округи женские гаплогруппы H, U, T и J, частота которых – к примеру , в суммарной выборке русских ныне составляет 43.4%, 22%, 10% и 7.1%, соответственно.<ref>Роднящие россиян гаплогруппы
== Этногенетика скифов ==

[[Популяционная генетика]] изучает историческое распределение частот аллелей и их изменение под влиянием движущих сил эволюции:[[мутагенез|мутагенеза]] , [[естественный отбор|естественного отбора]], дрейфа генов , миграций и т.д. На этой основе [[генетическая генеалогия ]]и [[геногеография]] , связанные с ними направления исследований, позволяют сравнительно точно определять наборы гаплогрупп в составе населения, связанного с теми или иными археологическими культурами (в рамках возможностей анализа останков погребений).
Научные исследования свидетельствуют, что первые проявления носителей мужской Hg R1a1 - доминантной (но не единственной) у населения Скифии - отмечены от Днепро-Донского региона между 13 000 и 7600 лет назад,. Их связывают и с охотниками на оленей ( Ahrensburg культура), что из долины Днепра достигли Скандинавии около 12 000 лет назад. [[Гаплогруппа R1a (Y-ДНК)]]закрепилась в южной Скандинавии, особенно позже - во времена [[культура шнуровой керамики|культуры шнуровой керамики]]. Орнелла Semino и др. развивают версию послеледникового распространения R1a1 со времен позднего ледникового максимума<ref>Semino, O.; Passarino, G; Oefner, PJ; Lin, AA; Arbuzova, S; Beckman, LE; De Benedictis, G; Francalacci, P et al. (2000), "The Genetic Legacy of Paleolithic Homo sapiens sapiens in Extant Europeans: A Y Chromosome Perspective", Science 290 (5494): 1155–59, doi:10.1126/science.290.5494.1155, PMID 11073453, . Copy can be found here.</ref>. Затем гаплогруппа, особенно с расширением Курганной культуры, охватывает значительную часть Европы и устремляется в Азию.
Многие генетические исследования подтверждают западно-евразийского происхождение для большинства из Y-ДНК гаплогруппы R1a1, вероятно, связанной с предками ранних индо-европейских народов. Горизонты андроновской культуры (близкой ранним индо-иранцам) Южной Сибири признаются на 90% западно-евразийского происхождения в течение бронзового века и связаны почти исключительно с гаплогруппы R1a1 ( 77% в целом, в эпоху бронзы / Железо ). Анализ ДНК-тестов также показал высокую распространенность здесь людей с характеристиками северных европеоидов, такими как Blue (или зеленые) глаза, светлая кожа и светлые волосы. Подобное выявляется и на землях Казахстана. Вместе с тем участвовали в формировании этносов Скифии мужские гаплгруппы R1b, G , I и некоторые другие.
Десятки тысячелетий представлены на землях Скифии и округи женские гаплогруппы H, U, T и J, частота которых – к примеру , в суммарной выборке русских ныне составляет 43.4%, 22%, 10% и 7.1%, соответственно.<ref>Роднящие россиян гаплогруппы
http://www.eupedia.com


Genetics
 

Warrior of Scithians
Given that declared eastern origin, some scholars, before the 20th century, assumed that the Scythians descended from the Turkic/Mongolic people.[20] The Scythian community did inhabit western Mongolia in the 5th and 6th centuries, but were not Mongolian. The mummy of a Scythian warrior, which is believed to be about 2,500 years old, was a 30-to-40 year-old man with blond hair, and was found in the Altai, Mongolia.[21]
Mitochondrial DNA extracted from skeletal remains obtained from excavated Scythian kurgans have produced a myriad of results and conclusions. Analysis of the HV1 sequence obtained from a male Scytho-Siberian's remains at the Kizil site in the Altai Republic revealed the individual possessed the N1a maternal lineage. The study also noted that haplogroup mtDNA N1a was found at a relatively high frequency in the southern fringes of the Eurasian steppe, Iran (8.3%). From this, a possible link to ancient populations presumed to have come from Europe that lived in the neighboring northwestern parts of the Subcontinent and Iran was suggested.[22]
Additionally, mitochondrial DNA has been extracted from two Scytho-Siberian skeletons found in the Altai Republic (Russia) dating back 2,500 years. Both remains were determined to be of males from a population who had characteristics "of mixed Euro-Mongoloid origin". ("European" in this context means Western Eurasian).[23] One of the individuals was found to carry the F2a maternal lineage, and the other the D lineage, both of which are characteristic of East Eurasian populations.[24]
Maternal genetic analysis of Saka period male and female skeletal remains from a double inhumation kurgan located at the Beral site in Kazakhstan determined that the two were most likely not closely related and were possibly husband and wife. The HV1 mitochondrial sequence of the male was similar to the Anderson sequence which is most frequent in European populations. Contrary, the HV1 sequence of the female suggested a greater likelihood of Asian origins. The study's findings were in line with the hypothesis that mixings between Scythians and other populations occurred. This was buttressed by the discovery of several objects with a Chinese inspiration in the grave. No conclusive associations with haplogroups were made though it was suggested that the female may have derived from either mtDNA X or D.[25]
Y-Chromosome DNA testing performed on ancient Scythian skeletons dating to the Bronze and Iron Ages in the Krasnoyarsk region found that all but one of 11 subjects carried Y-DNA R1a1, with blue or green eye color and light hair common, suggesting mostly European origin of that particular population. Additional testing on the Xiongnu specimens revealed that the Scytho-Siberian skeleton (dated to the 5th century BCE) from the Seb;stei site also exhibited R1a1 haplogroup. A search in the YHRD database as well as the authors' own database revealed no perfect haplotype matches for the Southern Siberian skeletons tested. However close matches were found for all but two. A haplotype found in samples 10 and 16 closely matched a haplotype found at high frequency in Altaians and considered a founder haplotype among them, as well as appearing among eastern Europeans and Central Anatolia. The haplotype of samples 24 and 34 closely matched types in Poland, Germany, Anatolia, Armenia, Nepal and India. The haplotype of specimen 26 has close matches in Western, Central, and Southern Asia as well as Europe and Siberia. It is the most frequent type in Ukraine. Haplotype S28 finds the most frequent matches in modern populations, being carried by northern and eastern Europeans and Southern Siberians.[26] Keyser, Christine (May 16, 2009). "Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people" . Human Genetics. Retrieved April 6, 2010.



Генетика
Воин Scithians Given заявил восточного происхождения, а некоторые ученые, до 20-го века, предполагали, что скифы произошли от тюркского / монгольских людей [20]. Скифское сообщество обитало в западной Монголии в 5-м и 6-м веках, но не были монгольским. Мумия скифского воина, которому, как полагают, около 2500 лет, был 30-40 летним мужчиной со светлыми волосами ( был найден в Алтая, Монголии ).
(============================= далее перевод не отредактирован: английский текст выше: П.З.)

Митохондриальная ДНК, выделенная из останков при раскопках скифских курганов, дали множество результатов и выводов. Анализ HV1 последовательности, полученной из мужчин скифо-сибирского остается на месте Кызыл в Республике Алтай выявлены отдельные обладал N1a материнской линии. Исследование также отметил, что гаплогруппы мтДНК N1a была найдена в относительно высоких частот в южной окраине евразийской степи, Иран (8,3%). Отсюда, возможно ссылка на древние популяции предположительно пришли из Европы, которые жили в соседних северо-западной частях субконтинента и Ирана было предложено [22]. Ricaut, F. et al. 2004. Genetic Analysis of a Scytho-Siberian Skeleton and Its Implications for Ancient Central Asian Migrations. Human Biology. 76 (1): 109–125

Кроме того, митохондриальная ДНК, были взяты из двух скифо-сибирского скелеты найдены в Республике Алтай (Россия) начиная 2500 года. Оба останки были определены как из мужчин, которые население характеристики "смешанных Евро-монголоидного происхождения". ("Европейская" в данном контексте означает Западной Евразийский). [23 ^ Bouakaze, 2009 :Pigment phenotype and biogeographical ancestry from ancient skeletal remains: inferences from multiplexed autosomal SNP analysis] Один из лиц было обнаружено осуществлять F2a материнской линии, и другие линии D, оба из которых характерны для популяций Восточной Евразии. [24 Ricaut,F. et al. 2004. Genetic Analysis and Ethnic Affinities From Two Scytho-Siberian Skeletons. American Journal of Physical Anthropology. 123:351–360]

Материнская генетический анализ сакского периода мужского и женского скелета остается от двойного кургана погребения расположены в Берал сайта в Казахстан установлено, что двое были, скорее всего, не сильно связаны, и, возможно, были мужем и женой. HV1 митохондриальной последовательности мужчина был похож на последовательность Андерсон, который наиболее часто встречается в европейских популяциях. Наоборот, HV1 последовательность женщина предложила большая вероятность азиатского происхождения. Результаты исследования были в соответствии с гипотезой, что перемешивания между скифами и других групп населения произошло. Это было подкреплено открытие нескольких объектов с китайской вдохновение в могилу. Нет убедительных ассоциаций с гаплогрупп были сделаны, хотя было высказано мнение, что женщина, возможно, полученным или из мтДНК X или D. [25 Clisson, I. et al. 2002. Genetic analysis of human remains from a double inhumation in a frozen kurgan in Kazakhstan (Berel site, Early 3rd Century BC). International Journal of Legal Medicine. 116:304–308]

Y-хромосомы ДНК тестирование проводится на древних скифских скелетов датируется бронзового и железного веков в Красноярском крае обнаружили, что все, кроме одной из 11 субъектов осуществляется Y-ДНК R1a1, с голубым или зеленым цветом глаза и светлые волосы часто, предлагая основном европейского происхождения этого конкретного населения. Дополнительное тестирование образцов Xiongnu показали, что скифо-сибирского скелета (датируется пятым веком до н.э.) с сайта Seb;stei также выставлены R1a1 гаплогруппы. Поиск в базе данных YHRD, а также собственную базу данных авторов не выявил совершенное гаплотип результатов Южной скелеты Сибирского испытания. Однако близкие матчи были найдены для всех, кроме двух. Гаплотип обнаружены в пробах, 10 и 16 точно соответствовать гаплотип найден на высокой частоте в алтайцев и считается основателем гаплотипов среди них, а также появление среди стран Восточной Европы и Центральной Анатолии. Гаплотип образцов 24 и 34 точно соответствовать типов в Польше, Германии, Анатолии, Армении, Непала и Индии. Гаплотип образца 26 имеет тесные матчи в Западной, Центральной и Южной Азии, а также Европы и Сибири. Это самый частый вид в Украине. Гаплотипов S28 находит наиболее частых совпадений в современной населения, осуществляется по северной и восточной Европы и Южной сибиряков [26 Keyser, Christine (May 16, 2009). "Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people". Human Genetics. Retrieved April 6, 2010.].
Переводимый текст на латинице

В формировании народов , создававших относимые к ранним и последующим жителям Скифии археологические культуры, участвовали носители женских и мужских гаплогрупп, появившиеся в регионе Европы сравнительно давно. Это  mtDNA haplogroups
• U => 60,000 years ago (in North-East Africa or South-West Asia)
• H => over 35,000 years ago (in the Near East or Southern Europe)
• X => over 30,000 years ago (in north-east Europe)
• U5a1 => 30,000 years ago (in Europe)
• I => 30,000 years ago (Caucasus or north-east Europe)
• W => 25,000 years ago (in north-east Europe or north-west Asia)
• H1b => 13,000 years ago (in Europe)
• H3 => 10,000 years ago (in Western Europe)
Y-DNA haplogroups
• R => 28,000 years ago (in the Central Asia)
• I => 25,000 years ago (in the Balkans)
• R1a1 => 21,000 years ago (in southern Russia)
• R1b => 20,000 years ago (around the Caspian Sea or Central Asia)
• G => 17,000 years ago (between India and the Caucasus)
• I2 => 17,000 years ago (in the Balkans)
• I2b => 13,000 years ago (in Central Europe)
• N1c1 => 12,000 years ago (in Siberia)
• I2a => 11,000 years ago (in the Balkans)
• R1b1b2 => 10,000 years ago (north or south of the Caucasus)
• I1 => 5,000 years ago (in Scandinavia)
• R1b-L21 => 4,000 years ago (in Central or Eastern Europe)
• R1b-S28 => 3,500 years ago (around the Alps)
• R1b-S21 => 3,000 years ago (in Frisia or Central Europe)
Наиболее прослежено участие в формировании археологических культур носителей Y-DNA haplogroups
http://www.eupedia.com/europe/neolithic_europe_map.shtml

Y-хромосомы ДНК тестирование проводилось на древних скифских скелетах, что  датированы бронзовым и началом железного веков. Почти все в Красноярском крае дали Y-ДНК R1a1, при этом им характерны голубые или зеленые глаза, светлые волосы. Предлагается европейское происхождение этого скифского населения. Keyser, Christine (May 16, 2009). "Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people". Human Genetics. Retrieved April 6, 2010.].

Борис Александрович Рыбаков
Геродотова Скифия Историко-географический анализ
  М., Издательство «Наука», 1979. — 242 с.


В полиэтничной Скифии савроматы имели искаженный скифский язык, гелоны говорили на скифском и греческом, будины и андрофаги имели особый язык, а язык ализонов, каллипидов, меланхленов, агафирсов, собственно сколотов (скифов-земледельцев у Днепра), невров, фиссагетов, иирков неизвестен.

Игнорирование богатейшей многотысячелетней истории государственности на землях Великой Скифии (ныне значительной части России и её соседей) - яркий пример упорной предвзятости норманизма и его апологетов. Эпическая государственность Великой Скифии, царства Скифии по эпосу, библейско-летописные данные о Каине и от "потопа", гипербореи и киммерийцы, царства Скифии 1 тыс. до н.э., Боспорское царство, царства Сарматии 22 - 17 веков назад, Готия, Гунния, Приазовская Болгария, северные архонства славян, "скифы кои суть русские" 7 века, королевство "серуян" к середине 9 века, Хазария... Это лишь краткий перечень отечественных государственных образований, которые в науке учитываются. В политизированной заказной истории, понятно, нет.