Графомания... Часть 5 Массовая культура и графоман

Дмитрий Воблин
Начало: Часть 1 см.:  http://www.proza.ru/2011/03/05/1917
Часть 2 см.:  http://www.proza.ru/2011/03/13/1224
Часть 3 см:  http://www.proza.ru/2011/03/24/1829
Часть 4 см: http://www.proza.ru/2011/07/09/35

Часть 5. Массовая культура и «графомания».

  Редко кто из современных публицистов и критиков не пишет о той негативной роли, которую играет массовая культура в жизни общества. Современную индустрию культуры упрекают в поверхностном, несерьезное отношение к высоким духовным и эстетическим ценностям, в распространении дурновкусия, поощрении потребительского отношения к жизни. Культуриндустрия – термин, введенный в оборот Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно в середине ХХ века, обозначает доминирующую в обществе систему культурного производства, функционирующую по законам развлекательного бизнеса. «На потребителя она (культуриндустрия –Д.В.), воздействует и подчиняет своей власти опосредованно, развлекая его; не путем откровенного диктата, но благодаря использованию внутренне присущего развлечению принципа враждебности всему тому, что является чем-то большим, чем оно само, удается ей в конечном итоге расправиться с последним»(1), – такой видится сила негативного влияния массовой культуры. Хотя некоторые исследователи видят в массовой культуре и положительные стороны (2). Негативизм масскульта наполовину теряется, если явление берется безотносительно к высокой культуре.   

  Анализируя проблему «графомании» как массового явления в связи с вопросами массовой культуры (рассматривая все же её, применительно к нашей теме, как негативное явление), можно выделить два противоположных по значению момента.

  Момент первый заключается в том, что непрофессиональное литературное творчество есть явление самоорганизующееся и стихийное. И в этом заключается потенциал независимости от доминирующей, коммерциализированной массовой культуры. Амбиции, питающие творчество, заставляют быть в поиске, ориентироваться на лучшие образцы, играют роль двигателя развития, вступают в конфронтацию с навязываемыми усредненностью, повторяемостью и стандартностью массовой популярной культуры. Таков позитивный потенциал непрофессионального литературного творчества, подпадающего под определение «массовая «графомания».

  С другой стороны - и это второй момент,- нельзя не видеть в «графомании» тенденцию подражания, копирования в бесчисленном множестве образцов массовой культуры. Причем отличие между «настоящим» образцом массовой культуры и подобной ему любительской графоманской копией может быть определено по критерию пригодности в качестве товара. «Графомания» с этой точки зрения совершенно бесполезна, она не отвечает критериям продаваемости. Угрожает ли графоман настоящей высокой культуре? Скорее всего нет, по той же причине бесполезности большинства его творений как жалкого подобия признанных образцов.

  И все же, чего больше в случае «графоманского» творчества – вреда, бесполезности или же пользы? На этот вопрос может быть найден ответ в том случае, если разделить это явление на результат и действие. Причем именно в этой последовательности: сперва – результат, а затем процесс (действие).
 
  Результат любительского писательства не всегда предрешен. Попытки любителя проявить себя через подражание эталонной литературе могут выглядеть натужно и смешно.   
Сложнее обстоит дело с вопросом новаторства. В ситуации конкуренции получить высокий литературный статус возможно лишь написав что-то необычное, оригинальное и новое.   Новаторство  чаще сводится к необходимости эпатировать, попирать традиции. Сложно нащупать золотую середину между каноном и новизной, угодить высокому вкусу, поскольку уже все обозначено, разграничено, на все повешены ярлыки. Причем в современных условиях попытки противопоставления массовой культуре пресекаются в корне через механизм абсорбирования. Читаем у Хоркхаймера и Адорно: «Все то, что способно оказывать сопротивление, имеет шанс выжить только приспосабливаясь. Будучи хоть единожды зарегистрированным в своем отличии от культуриндустрии, оно уже становится составной частью ее подобно тому, как составной частью капитализма становиться зачинатель аграрной реформы. Реально вполне оправданное бунтарство становится товарным знаком того, кому удалось снабдить производство новыми идеями»(1).

   Более позитивной выглядит сущность массовой «графомании» в качестве поступка, действия. Именно здесь можно увидеть потенциал альтернативы по отношению к масскульту. Массовая культура предлагает ограниченный выбор, бездумное потребление, а культура непрофессионального литературного творчества совершенную свободу от любых ограничений. Это благодатное поле для обучения, развития и пропаганды более высоких форм культуры, для ухода от навязываемого единообразия масскульта. Причем совершенно иной смысл получает словосочетание «графоманское творчество», поскольку на индивидуальном уровне это действительно творчество, со всеми вытекающими из этого позитивными моментами.

Продолжение см.:http://www.proza.ru/2011/09/07/759
_______________________________

1.КУЛЬТУРИНДУСТРИЯ. Просвещение как обман масс./ Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997. С. 149-209./ http://culturca.narod.ru/adorno.htm
2.Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. –
М.: Смысл, 2006./ http://www.binetti.ru/studia/ryzhov_11_index.shtml