Письма русским друзьям

Ольга Штерн
   В России у меня остались друзья - по школе, по университету. Иногда, преодолев лень, я начинаю писать кому-нибудь письмо...и останавливаюсь. Почти каждое предложение требует пояснений, ссылок, коментариев. Я не имею ввиду «ментальность», законы-писанные и неписанные,  или, упаси Б-г, политику...Я говорю о быте и полуосознанных привычках, наполняющих нашу жизнь.

    Недавно по телевизору показывали фильм «Полосатый рейс».  «Эй,вертолет,возьми покататься...» И размахивающая косынкой  буфетчица.
 
    Когда мы,  на нашем Юге, слышим звук вертолета, то с тревогой задираем головы. Какой? Грузовой? В «Сороку»?(это наша больница).  Раненые..? Страна маленькая. Все,что случается, это с друзьями, родными, знакамыми...Или с тобой. Отсюда тревога и взгляд на небо. Во всех смыслах. Вертолет? Нет, это маленький вертолетик. Может, полицейский патруль.  Нарушителей ловит, или так просто, облет делает... Кому это интересно? .Можно с облегчением опустить голову.

   Ладно, довольно о тревогах небесных. Спускаемся на землю. Вернее , на воду. У нас отношение к воде трепетное. Довелось мне недавно побывать в Питере. Я с мужем и еще одной израильской парой гостили у друзей. И все было чудесно. Но мы постоянно бегали на кухню закрывать кран, чтобы вода зря не текла. А то у нас Кинерет пересыхает. И вообще непорядок. А хозяйке и в голову не приходило, что воду нужно до такой степени экономить.

   А что мы фотографируем в наших эаграничных поездках? Воду. Во всех видах. В реке, в ручейке, в океане... И в бане, и в ванне...Любой фонтан, любой ручеек, лужица .Вода!

   Я как-то ездила в командировку с одним израилитянином. Т.е. я тогда была недавно приехавшая, а он в Израиле родился. Разница в восприятии мира между нами была существенная, и я ее чувствовала. Так вот, летели мы из Москвы в Хабаровск. Много часов. Днем. Видимость была отличная , и я, хвастаясь вдолбленными на уроках географии познаниями, показывала ему все великие сибирские реки. Было,что показать.
   «Столько много воды...»-эту фразу, на иврите, конечно, он повторял в течении всего полета, и продолжал повторять в Хабаровске, когда нас, по пути в гостиницу, подвезли к Амуру. Словом, мужик был в полном экстазе, я посмеивалась, сама недавно из Союза, Хабаровск знаю с детства, Что мне Амур? В смысле, река Амур.

    А пришла я в экстаз в гостинице, видя его недоуменную реакцию на обьявление, что в связи с поломкой, до ночи воды в номерах не будет. В начале девяностых это случалось довольно часто, кто помнит.

    Ну, сейчас и я, когда за рубежом бываю, каждый краник с водой фотографирую. За двадцать лет научилась воду любить, ценить и беречь. Что не мешает мне, как и  принято здесь, по два раза на дню под душ залезать.А как иначе в пустыне?

    В любом доме тебе прежде всего воды предложат. Особенно у нас на Юге. Не важно, в гости пришел, или по службе- почту принес, заказ из магазина, канализацию прочистить. И в конторе любой- поилки стоят. Или так, из бутылки нальют. Иногда и кофе с чаем. Но реже. В кафе любом сначала графин с водой на стол плюхают, потом меню приносят.

   Да, вот еще о воде. В Барселоне, в аэропорту, стою я в очереди в туалет. Уж извините за прозу. А передо мной - три израилитянки. Вот одна выходит из кабинки и делится с подругами впечатлением - там такая длинная ниагара (слив в бачке).  И течет, и течет... Сколько у них воды.!!! Ну кто, кроме наших, на это обратит внимание? 
 
    Цветы в лесах и лугах никто не рвет. Даже дети. Если видишь человека с букетом-это « новоприехавший», пока еще не понял...А вот по весне всей семьей с атласом-определителем растений по лугам ползать-это да!  Тем более, что весна короткая. А еще надо на птиц перелетных смотреть. Наш Израиль у них на пути. Осенью-туда, а весной обратно. А в Израиле у них передышка. Как говорится, попить, покурить, оправиться.

    А вот еще историю расскажу. Поехали мы с друзьями в Португалию.В Барселоне пересадка, а cамолет задерживается. Надолго, нам даже талоны на обед выдали. Пришли. Кафе маленькое, несколько столиков, все на два  человека. А нас четверо. Понятно, столики сдвинули, расположились с удобством, но чтобы и другим не мешать.Работников кафе несколько перекосило от такой вольности, что- то говорили они  нам по испански, вроде что «не положено». А мы что?.. Мы испанский язык плохо понимаем. Тем более, никому не мешаем, и после того, как поели, все в ихний порядок привели и спасибо сказали. А что пространство под себя гнем - так кто первый начал? Кому приятно в отпуске 12 часов в аэропорту сидеть.

   Словом, полетели мы в Португалию. Ну, не совсем в Португалию и не совсем полетели. Полетели мы в Севилью, там взяли машину и поехали в Португалию. Такой вот сложный маршрут, а короче пути не было. Но не напрасно  через Севилью летели и там на три дня остались,ох не напрасно.

   В Севилье расположен огромный королевский дворец с парком, фонтанами, павлинами и прочими чудесами. Местоположение дворца мы установили быстро и стали вокруг него ходить, калитку искать. И нашли . А пока искали, растянулись из группки в вереницу из четырех человек. Впереди - вожак, мы за ним. Вот вожак подходит к калитке, ну к воротам, а там охранник. Вожак сумку раскрытую показал, о тот ему рукой - мол, проходи. За вожаком я - уже сумка раскрытая наготове. И мне рукой - типа, проходи, не задерживайся. И я прошла. За мной - муж. Тоже сумку открыл- как положенно. И его пропустили.  А последняя в стае - жена вожака. И без сумки. Предьявить нечего... Охранник ее остановил, и что- то по английски спрашивает.А она из его речи понимает только два слова-«леди» и «тикет»...А билета у нее нет, как и у нас. Она только рукой в нашу сторону махнула и про «хазбенда» сказала, он и ее пропустил.

   Получается, что мы вчетвером без билета во дворец прошли. Потом,когда событие реконструировали, до нас дошло. Мы вокруг дворца ходили, вход с кассой искали. Но еще не нашли. Потом выяснилось, что касса вообще отдельно от дворца расположена. Охранник у нас билеты просил, а мы ему сумки в нос совали. Он и решил, что билеты там, внутри. А для чего еще на входе сумки раскрывать?

   Действительно, для чего? У нас, израилитян, это автоматически. В любое общественное здание входим с распахнутой настежь сумкой. Это, наверное, единственная страна в мире, где сумки проверяют не на выходе из магазина, а на входе!А  еще и спасибо друг другу говорим. За бдительность. Жить все хотят.

   Стыдно нам было, что без билетов прошли, но что поделаешь...? Но больше мы севильцев не обижали, и хоть продолжали сумки предъявлять, но и билеты покупали  исправно.