Хлебные карточки

Мидлав Веребах
Моей маме, Римме Константиновне, 78 лет – она 1933-го года рождения. Вчера рассказала случай из детства, совершенно обыденное, крохотное событие, но мне показалось, что оно может заинтересовать сограждан и навести на некоторые размышления.

                РАССКАЗ  МАМЫ

Случилось это в 1941 году. Я ходила в первый класс. Главное детское ощущение от тех лет – постоянное чувство голода. Главная мечта – наесться досыта чёрного хлеба – другого и не было. Выдавался хлеб по карточкам – на каждого человека большой такой лист бумаги на месяц, разграфлённый по дням. Норма – 400 грамм в день на взрослого работающего, 300 – на ребёнка. Надпись крупными буквами извещала, что при утере карточки не возобновляются.

Маму мою (т.е. бабушку) два месяца назад райисполком назначил директором пекарни при столовой,  представляешь, Володя, какой это ответственный пост, но свою карточку она получала, конечно, на общих основаниях. С работы она приходила поздно, вся измотанная, и, естественно, не приносила ни кусочка. Кстати, она выдержала там всего месяца четыре, заработала свой первый инфаркт, и попросилась назад, в исполком. Домашним по секрету сообщила, истинную причину: узнала, что некоторые работники пекарни прячут днём буханки в снег, чтобы ночью забрать. Отдать их под суд она не могла, а покрывать не хотела.

В мои обязанности, как старшего ребёнка, входил ежедневный поход в магазин, к которому наша семья была прикреплена, для отоваривания карточек. Взрослые весь световой день были на работе, а бабушка – не выходная. На шесть человек получалось две буханки с осьмушкой. И вот однажды получилось, что, укладывая хлеб в авоську, я положила карточки всей семьи мимо кармана пальто. А до конца месяца оставалось дней десять. Пришла домой, а карточек нет. Когда вечером родители вернулись, они не знали, как меня утешить – отчаяние моё описать просто невозможно.

В следующее воскресенье отец с мамой собрали все летние, пока не нужные, вещи и отнесли на «циганский хутор». Привезли оттуда на санках мешок подмороженной картошки. Навсегда остался в памяти её сладкий вкус. А ещё через пару дней карточки подбросили в почтовый ящик. Где они гуляли столько времени – неизвестно. Очевидно, там какая-то своя история.