Кинопроизводство в Одессе. Послесловие год спустя

Виктория Фролова1
На Втором Одесском международном кинофестивале-2011 журналистов по-прежнему интересовала судьба Одесской киностудии, кинопроизводства в Одессе и в Украине, однако дискуссий и круглых столов на эту тему объявлено не было. Поэтому, воспользовавшись ситуацией, журналисты задали некоторые вопросы прямо на брифинге закрытия – ведь в церемонии принимала участие не только глава Государственного Агентства Украины по вопросам кино Екатерина Копылова (которая, впрочем, активно работала на фестивале все девять дней), но также министр культуры и туризма Украины Михаил Кулиняк, что само по себе организаторы считают своей маленькой победой. Вот что Михаил Кулиняк ответил на вопросы о судьбе Одесской киностудии и перспектив украинского кинематографа вообще:

— На сегодняшний день кино находится в поле внимания Президента Украины: начиная с финансирования, которое увеличено в разы, национальные киностудии также освобождены от налогов. Это один из важных шагов, и разрабатываются другие программы. Я уверен, что и Киевская национальная киностудия им. Довженко, и Одесская киностудия, обладающая огромными традициями, должны возродиться и развиваться. Но киностудия без сценаристов, без режиссеров фильмы снимать не может. Сейчас проводится конкурс в Государственном Агентстве по кино, и если фильм будет сниматься на Одесской киностудии, мы его поддержим. Уже во второй раз Министерство поддерживает Одесский кинофестиваль, и я уверен, что такие форумы будут, они должны быть. Министерство и дальше будет оказывать государственную поддержку, потому что это действительно праздник кинематографа и большие перспективы для украинского кино.

На вопрос журналистки, недовольной участием российских актеров в украинских фильмах, будет ли украинское кино не с российскими, а исключительно с украинскими актерами, Михаил Кулиняк ответил так:

— Вы сами знаете, что есть много российских фильмов с украинскими актерами, и в самой системе ко-продукции нет ничего плохого, потому что это выход на международную арену. Вот всего лишь один пример: на Каннском фестивале подписано соглашение между Украиной и Францией с министром культуры Франции о совместном кинопроизводстве. Конечно, мы можем сказать: зачем нам французские актеры? Но в первую очередь – это рынок сбыта, и любая совместная продукция – расширение как раз этого рынка, и мы не можем это игнорировать.
Что касается собственно украинских фильмов - мы идем правильной дорогой: давайте сначала дождемся, когда наше Агентство по кино закончит конкурс, и тогда мы сможем увидеть по-настоящему украинские проекты. Но если при этом еще будет и совместное производство – это только на пользу, я уверен, - сказал в заключение министр.

А идея конкурса сценариев и мастер-класса по питчингу, предложенная на Первом Одесском кинофестивале, оказалась не пустыми словами: действительно, состоялись и мастер-классы ведущих специалистов в этой сфере кинематографа, и питчинг, в котором приняли участие десять проектов.

Так, к примеру, по проблемам современного сценария слушатели летней киношколы имели возможность посетить такие мастер-классы, как «Презентация новых техник работы над сценарием» Марка Тревиса; «Структура сценария, драматическая ситуация, конфликт, драматическая перипетия» Александра Митты; «Техники питчинга» Бриггиты Мантей; «Креативная матрица: ключевые элемента сценария» Фила Паркера.

Удался и первый опыт проведения в Украине питчинга: презентация идеи фильма молодого украинского режиссера Веры Яковенко настолько поразила всех членов жюри по питчингу, что они единодушно отдали свои голоса за ее проект «Аутсайдер». На церемонии награждения Екатерина Копылова сказала:

—Да, были достойные презентации – интересные, грамотные, хорошо выстроенные, и как минимум шесть из десяти участников претендовали на победу. Но несмотря на то, что Вера представляла свой проект последней, несмотря на то, что в презентации ей помогал только один человек, она заразила нас своей сумасшедшей энергетикой, и мы можем сказать, что именно в тот момент родился «питчинг по-украински».

Виктория ФРОЛОВА.
Август 2011.
На фото автора: Красная дорожка к брифингу готова.