При свете трепетном лампады образной

Александр Сахаров 2
Лермонтовская   икона

С Вячеславом Александровичем Северионовым я познакомился в июле 1991 года,  когда отмечалось 150-летие гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Вячеслав Александрович – потомок последних жителей Тарханского барского дома,  воспитанников последней владелицы Тархан М.В. Катковой.   

Как известно, после смерти Е.А.Арсеньевой – бабушки М.Ю.Лермонтова усадьбу Тарханы унаследовал ее брат Афанасий Алексеевич Столыпин (Саратовский предводитель дворянства, участник Бородинской битвы, чей рассказ  о сражении лег  в основу известного  стихотворения Лермонтова), который часть жителей перевез в Саратовскую губернию, основав село Тарханы.  После него имением владел  его сын А.А. Столыпин,  затем его дочь М.А. Щербатова, а затем ее дочь М.В. Каткова.  Последние владельцы не жили сами в Тарханах,  а лишь изредка приезжали туда, а хозяйство вели управляющие.  В Тарханах жил и воспитанник Катковой – Саша Беликов, сначала в доме ключницы, а затем во флигеле барского дома. Одним из последних управляющих Тархан был Казьмин, по прозвищу «Нехай». При нем усадьба  приходила в запустение,  любопытствующих он  на двор не пускал:  «Не было тут никакого Лермонтова и нет» – таков был его ответ посетителям усадьбы, приезжавшим поклониться могиле Поэта. Да и крестьяне были им недовольны, вот и уговорили они  Сашу написать письмо помещице  с просьбой  убрать из села Казьмина.  М.В. Каткова прислушалась к мнению  своего воспитанника, так как полностью ему доверяла и вскоре был назначен новый управляющий – Григорий Алексеевич Игнатьев, интеллигентный человек,  который начал благоустраивать усадьбу,  поднимать хозяйство.  Александр Николаевич Беликов подружился с новым управляющим,  пользовался его библиотекой.

По предположению В.А. Севирионова, именно Г.А. Игнатьев  и А.Н. Беликов замуровали вход в склеп  в фамильной усыпальнице Арсеньевых и Лермонтовых  когда началась  гражданская война  и возникла угроза ограбления усадьбы и осквернения гробницы М.Ю. Лермонтова. Позже, в 1920-е гг., когда возникла угроза ареста Г.А. Игнатьева (как дворянина), он, предупрежденный Беликовым, уехал вместе с семьей А.Н.Беликова в Саратовскую губернию, а затем в Алушту.  Беликовы остались жить в Саратовской губернии, Александр Николаевич  стал ветеринаром и был арестован  в 1937 году по ложному обвинению в организации падежа скота.

В семье Севирионовых – потомков  А.Н. Беликова  хранилась икона Божией Матери «Споручница грешных». Этой иконой М.В. Каткова в один из своих приездов в Тарханы благословила А.Н.Беликова и другую свою воспитанницу Дашу на их свадьбе.  По семейному преданию она вынесла икону из комнаты на втором этаже,  куда никто  из крестьян и служещих усадьбы не допускался, т.к. там хранились вещи, оставшиеся после Е.А. Арсеньевой и  М.Ю. Лермонтова, следовательно, эта икона могла быть в доме и при жизни Лермонтова. Проведенная в Москве экспертиза показала, что икона  была написана в  1815-1820 годы.  Проводивший фиксацию  живописного слоя иконы  художник-реставратор заповедника Г.В. Сальков подтвердил,  что икона была написана  в первой четверти XIX века, скорее всего, крепостным художником.  Мы предполагаем,  что эта икона была заказана Е.А. Арсеньевой в память о дочери – рано умершей матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой и висела в комнате Лермонтова.  Известно описание этой комнаты, сделанное Н. Рыбкиным, правда,  уже после гибели М.Ю. Лермонтова и смерти Е.А. Арсеньевой в 1881 г.: «… В детской спальне поэта красовалась изразцовая лежанка,  близ нее стояла кроватка  и  детский стулик на высоких ножках, о б р а з о к   в   у г л у (выделено мною – А.С.), диванчик и кресла. Мебель обита шелковой материей с узорами.  К нашему счастью,  дом и усадьба  сохранились почти в натуральном виде».  Мы считаем,  что этим образом,  упомянутым в описании,  могла быть икона «Споручница грешных».



Это наше предположение поддержала Людмила Николаевна Шаталова (художник, исследователь графики поэта), которая высказала гипотезу о том,  что на иконе в образе Божией Матери изображена Мария Михайловна. Художник-реставратор Г.В. Сальков согласился с тем, что в лике Богородицы проступают характерные столыпинские черты. Да и другие  эксперты отмечали, что лица Божией Матери и Младенца «слишком живописны», что не характерно для иконы.  Хотя по православным канонам и запрещено изображать на иконах действительно  существовавших людей  (кроме причисленных к лику святых), эта гипотеза не представляется неправдоподобной,  ведь на одной из икон  в домовой церкви Марии Египетской в Тарханах есть надпись  «Обличие Архангела Михаила  списано  с портрета Лермонтова работы Будкина». Известно, что Архангел Михаил считался покровителем Михаила Юрьевича. Портрет Лермонтова работы Ф.О.Будкина был написан в 1834 году,  Лермонтов изображен на нем  в мундире корнета лейб-гвардии Гусарского полка, куда был выпущен из юнкерской школы (по другой версии автором портрета является художник П.З. Захаров). Бабушка связывала  с военной службой внука  большие надежды и могла заказать крепостному художнику образ покровительствующего ему Архистратига Михаила, списанный с его портрета.  (О том, что такие случаи были вполне возможны в то время, говорит и предположение художника-реставратора  Н. Алехиной о том,  что лица двух ангелов в росписи плафона церкви Большого Вознесения списаны с макаровского портрета  Н.Н. Пушкиной)  Также  и после смерти  Марии Михайловны могла Елизавета Алексеевна заказать икону с ее портрета крепостному художнику (местный художник мог писать портрет и по памяти, ведь он мог знать Марию Михайловну лично) и повесить ее в комнате внука. Не исключено,  что в этом случае  в образе Младенца изображен сам Миша Лермонтов.

  “Первая любовь»

    С этой иконой, как мы считаем, связано и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Первая любовь»:

            В ребячестве моем тоску любови знойной

            Уж стал я понимать душою беспокойной;

            На мягком ложе сна не раз во тьме ночной,

            При свете трепетном лампады образной,

            Воображением, предчувствием томимый,

            Я предавал свой ум мечте непобедимой.

            Я видел женский лик, он хладен был как лед,

            И очи – этот взор в груди моей живет;

            Как совесть душу он хранит от преступлений;

            Он след единственный младенческих видений …

            И деву чудную любил я, как любить

            Не мог еще с тех пор, не стану, может быть.

            Когда же улетел мой призрак драгоценный,

            Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный

            На стены желтые, и мнилось, тени с них

            Сходили медленно до самых ног моих.

            И мрачно, как они, воспоминанье было

            О том, что лишь мечта и между тем так мило.

Комментаторы этого стихотворения связывали его  с записью в дневнике Лермонтова: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины.  К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там.  Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей… Это была страсть, сильная, хотя ребяческая; это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так…»  Основанием для такой связи являются близость обоих текстов по времени (и стихотворение и дневниковая запись относятся к 1830 году)  и почти полная  идентичность некоторых строк. Сравним: “  И деву чудную любил я, как л юбить// Не мог еще с тех пор, не стану – может быть!”  («Первая любовь») и «…это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так…»                (Дневник).

 И, все же, трудно отнести строки:

            Я видел женский лик – он хладен был как лед,

            И очи… этот взор в груди моей живет;

            Как совесть душу он хранит от преступлений;

            Он след единственный младенческих видений …

к голубоглазой белокурой девочке 9 лет. Вероятнее всего – это портрет зрелой женщины.

Многие исследователи сходятся во мнении, что стихотворение «Первая любовь» – воспоминание юноши-поэта о детстве, о жизни в Тарханах, ведь даже стены комнаты Лермонтова в Тарханском доме выкрашены в желтый цвет, как описано в стихотворении.

Теперь самое время задать себе вопрос:  что же мог увидеть Лермонтов вечером «при свете трепетном лампады образной»  в своей комнате?  Может быть портрет,  или, скорее всего, образ – икону, а раз женский лик – то, вероятно, речь идет об иконе Божьей матери. Тогда становится понятным и то, почему «женский лик» «хладен был как лед», ведь русские иконы традиционно отличались аскетизмом. Да и слово “лик” ассоциируется с иконой.

Тарханы.  1995 год.

 Понимая ценность иконы, которую, возможно, видел в детстве М.Ю. Лермонтов,  В.А. Севирионов считал,  что икона  должна принадлежать музею-заповеднику поэта в Тарханах.  Нам удалось связаться с директором Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова «Тарханы», заслуженным работником культуры России Т.М. Мельниковой  и заведующей фондами музея В.П. Ульяновой.  Они очень заинтересовались историей иконы, в Саратов для осмотра и фиксации живописного слоя иконы приехали  В.П. Ульянова  и художник-реставратор музея Г.В. Сальков.  Было решено,  что Вячеслав Александрович передаст икону в дар музею в день памяти поэта – 27 июля 1995 года.   

И вот этот день настал…  Накануне вечером  над лермонтовскими Тарханами ровной голубой дугой  сверкнула молния  и тут же раздался единственный удар грома, как бы напоминая о той грозе, что бушевала 154 года назад над Пятигорском: «15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря  с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Все дни нашего пребывания в Тарханах была дождливая погода, казалось, что само Небо оплакивает поэта.

    Утром прояснилось, и к 10 часам жители села и гости собрались у  сельской  церкви  Михаила Архангела, построенной еще при жизни М.Ю. Лермонтова (в 1840 г.)  и освященной в честь его небесного покровителя. Панихиду по Лермонтову в церкви Михаила Архангела и в часовне над могилами М.Ю. Лермонтова, его матери Марии Михайловны, Елизаветы Алексеевны  и Михаила Васильевича Арсеньевых отслужил настоятель Пензенского Успенского собора отец Сергий. Множество цветов легло к подножию памятника на могиле Поэта. Над часовней возвышается старый дуб, посаженный во исполнеие желания Поэта:

            Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

            Про любовь мне сладкий голос пел,

            Надо мной чтоб, вечно зеленея

            Темный дуб склонялся и шумел.

Затем все участники Дня Памяти Лермонтова пришли в усадьбу Е.А. Арсеньевой, где провел свои детские годы (до поступления в Московский университетский благородный пансион) будущий поэт. Именно в Тарханах познал он красоту русской природы, познакомился с жизнью народа,  здесь прошли первые годы учения, здесь он потерял мать и пережил семейную драму между отцом и бабушкой,  сюда же приезжал он к бабушке  и в 1836 году блестящим кавалерийским офицером.

Несмотря на вновь начавшийся дождь, у памятника М.Ю. Лермонтову работы скульптора О. Комова  состоялся небольшой митинг,  на котором выступили представители администрации области, поэты, деятели культуры.  Открывая митинг,  директор музея-заповедника Т.М. Мельникова поблагодарила всех друзей Лермонтова,  кто,  несмотря  на сложности жизни,  нашел возможность приехать  в Тарханы, чтобы почтить память Поэта. И конечно же, на митинге звучали стихи Лермонтова.

Здесь же, перед памятником Поэту, В.А. Севирионов передал в дар музею-заповеднику  семейную реликвию – икону Божией Матери «Споручница грешных». От имени всех сотрудников музея Т.М. Мельникова тепло поблагодарила В.А. Севирионова за его дар.  Через год Г.В. Сальковым  была завершена реставрация иконы, проявившая живые краски оригинала.

Икона вновь обрела свое место в комнате Лермонтова на втором этаже усадебного дома. Кроме иконы, Вячеслав Александрович передал в дар музею и другие вещи, хранившиеся в семье Беликовых со времени их жизни в Тарханском доме: серебряный рожок для кормления младенцев,  бисерную нитку, пепельницу.  Рожок также находится в экспозиции – в комнате бабушки поэта.

 

  Лермонтовские Тарханы. Здесь все дышит любовью к Поэту, бережно сохраняют сотрудники музея-заповедника вещи поэта,  привезенные его преданным слугой Андреем Соколовым (тарханским крестьянином) из Пятигорска после дуэли, другие мемориальные вещи, воссоздают в усадьбе картину  быта сельских дворян  и усадебного хозяйства  XIX века, ведут исследовательскую работу. Хотелось бы сказать большое спасибо сотрудникам музея, бережно сохраняющим в наше трудное время усадьбу, в которой  прошло детство  великого Поэта.