Сахалин - Хабаровск - 500 млн. долларов

Анатолий Косенко
История эта случилась в Хабаровске в начале 90-х на банкете по случаю презентации одного из проектов ДВЦ РНК ТЭС - Дальневосточного центра Российского Национального Комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в состав президиума которого входил от Сахалина. 

На банкете были представители власти, делегации японцев, китайцев, корейцев и несколько десятков первых в то время бизнесменов Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей.

Я, руководивший тогда крупной юридической фирмой в Южно-Сахалинске, отыскал глазами сахалинскую группу. В ней выделялся представительный мужчина лет сорока пяти, которого я не раз видел в коридорах власти. Однако, ничего о нем – кроме фамилии "Джунковский" – не знал... Уловив мой взгляд, он направился ко мне. Подойдя, поздоровался. 

- Приветствую, Анатолий Тимофеевич!

Я пожал ему руку. 

- Добрый вечер! 

- Хочу презентовать Вам одну идею, - сообщил важно он. – Уделите пять минут?

Я улыбнулся. 

- Да хоть полчаса! Была б идея!

Мы чокнулись бокалами с вином и выпили.

- Хочу построить цементный завод на Сахалине, - объявил он. - Ищу инвестора... 

- Хорошее дело, - поддержал я его. – А где будете строить?

- В центре острова, у поселка Смирных, - ответил он

- Так рядом же цемзавод! В Поронайске… - удивился я.

Джунковский кивнул.

- Да. И я - один из его акционеров. Но завод старый, для нового рынка негодный. Новый нужен, который бы обеспечивал цементом всю Юго-Восточную Азию…

Я улыбнулся: русского узнаешь где угодно - он признает лишь масштабные проекты! 

- Всю Юго-Восточную Азию?! С Сахалина?! – переспросил я. - Но такой проект острову не поднять! Нет сырья, инфраструктуры, электроэнергии! Нет опыта подобных строек! Нет маркетинговых связей, чтобы поставлять цемент в десятки стран! Да и кто туда пустит?! Там столетиями налаживались торговые связи! Да и транспортировка цемента по всей Юго-Восточной Азии сделает цемент "золотым"! Это все надо просчитывать, прежде чем деньги просить…

Джунковский достал из внутреннего кармана пиджака пачку мятых листов.

- Вот, просчитал… 

Я взял бумаги и покрутил их перед собой: это был десяток страниц с какими-то непонятными выкладками цифр… 

- Бизнес-план, – не смущаясь, пояснил он.   

Я оторопел. 

- Бизнес-план?!

Над цифрами не было указания, в какой валюте выполнены расчеты.

- А в какой валюте? – спросил его я.

- В рублях, - пояснил Джунковский.

Я пролистал пачку и, ничего не поняв, вернул.

Джунковский взял бумаги.   

- Нужно 500-600 миллионов…

- Рублей? – спросил я.

- Нет, долларов, - удивился он.

- А… - ответил я, уже не удивляясь ничему... 

Он свернул пачку и сунул назад, в карман пиджака. 

- Считаете, много?

Я пожал плечами.

Мне всегда трудно было говорить с людьми, которые не понимали, что с важным видом несут... Чувство деликатности мешало сказать в лицо фантазеру, что думаю о нем и его "идеях"…

Взять того же Джунковского... Стоит… Фонтанирует… Не понимая, что полмиллиарда долларов ему никто не даст! Да и не только ему! Никому не дадут! Потому что таких кредитов не бывает! В этом мире...

И не объяснишь ему ничего... К пониманию этого идут годами: через образование, практику... Начни объяснять - не поймет! Даже того, что нельзя в бизнесе говорить «500-600 миллионах"! Надо назвать точную цифру - 521 миллион 138 тысяч, например! Потому что «500-600» пугают неточностью! Это сигнал инвестору, что ничего не просчитано! Что расходов  может быть не 600, не 500 даже, а всего 400 миллионов...      

Джунковский между тем продолжал.

- Знаете, сколько цементные заводы стоят?!

Я пожал плечами.

- Не знаю. Но знаю, как дают инвестиции. Это куча бумаг, экспертиз! Гарантии банков или государства! Это залог соразмерных кредитам ценностей! Знаете Белоносова? Бывшего секретаря обкома КПСС? И он с такой вот идеей носится! Хочет построить мост с материка на Сахалин! Ему для него надо всего 300 миллионов долларов! Зачем мост не знаю, но знаю, что денег под него не дадут! Как и в вашем случае... Миллион выпросить нереально! А Вы замахнулись на полмиллиарда…

Это задело собеседника.

- Да я ж не украсть! Верну! 

Мы разговаривали с ним на разных языках...

- Верю! - успокоил его я. – Но инвестиционный процесс всюду одинаков. Изучается проект! Изучается тот, кто просит деньги! Изучаются гарантии сохранности и возврата инвестиций!  Давайте, пройдем по этому!
 
Джунковский радостно согласился. 

- Давайте!

Я загнул палец.

- У Вас нет бизнес-плана проекта...

- Как нет?! А это?! – он опять извлек из кармана мятую пачку бумаг.

- Это, пардон, пачка туалетной бумаги... - отмахнулся я. – Вы вообще бизнес-планы видели?! Дайте сказать, потом будете спорить!   

Он поднял руки, показывая, что больше не перебивает.   

Я загнул второй палец.

- Не понятно, кто хочет получить такие огромные деньги.

Он опять не сдержался. 

- Я…

- Кто Вы?

Он оторопело уставился на меня.

- Я… Джунковский…

- Да понимаю, что себя имеете в виду! А кто Вы такой? Билл Гейтц, у которого миллиарды?! Что за Вами стоит? Какова Ваша "стоимость", чтобы Вам доверить полмиллиарда?

- А… - нахмурил лоб Джунковский и, шевеля губами, стал подсчитывать свою «стоимость».

Ситуация становилась анекдотичной.

- Знаете, - вернул он меня в реальность. – С ходу трудно сказать, сколько за мною стоит... Но кое-что уже есть: акции цемзавода, мясокомбината, немного акций еще нескольких предприятий, жилье потом, деньги! 

Я кивнул, устав уже от обсуждения авантюры. 

- Хорошо! Сотню тысяч долларов "стоите"?   

Он настороженно посмотрел на меня.

- Ну, сто… или пятьдесят… или сто пятьдесят… – по его виду было видно, что он не хотел называть свою настоящую "стоимость», мало ли чем это обернется…

Я улыбнулся.

Улыбка моя была истолкована им, наверное, по-своему и он выдал.

- А это так важно?

- Не важно! Пусть будет сто тысяч тех же! Уже это одно снимет вопрос о доверии Вам полумиллиарда долларов! Раз нет полумиллиарда у Вас, значит, и кредит на эту сумму не дадут! Вопросы, кому даются деньги, кто просит, что за ним стоит – это главные вопросы кредитора! 

Джунковский взорвался вдруг.   

- Кто за мной стоит? Новая власть! Кто я?! Да, я с коммунягами боролся! Вот этими граблями, - он выставил передо мной растопыренные пятерни рук и, развернувшись, ушел в центр зала.

Как ни старался не обидеть нового капиталиста я, а не смог! Но настроение от этого не испортилось. К тому времени за плечами уже - после МГУ – были полтора десятка лет  следственной практики, прокурорской работы и работы главным юрисконсультом облисполкома. А потому я на чудаков насмотрелся… Они и научили меня подходить к оценке их же идей комплексно: думать не только о законе, а и о земле, воде, электричестве, людских ресурсах, деньгах и вообще о том, нужна ли кому-то их идея!

В те годы такой стиль был типичным для новых русских... А я был нетипичным, и с первого дня оценивал перестройку как жуть, преступление против человечества, государственный переворот кучки отщепенцев, задуривших людям головы обещаниями демократизации, нового светлого будущего и обобравших потом этих людей до нитки... Ее нужно было делать умно,  постепенно! Подготовив для этого защищающие государство и людей законы и механизмы... Но парень от сеялки - Горбачев - спешил понравиться Западу... Как голый в баню спешил…  Да забыл, что его, голого, может перестреть по пути донимавший всю деревню пьяница и дебошир Борька... И надо ж такому случиться – перестрел таки… Не удалось проскочить на авось…       



Банкет продолжался. Я переходил от одной группы его участников к другой. Перебросился несколькими словами с представителем Камчатки. Остановился побеседовать со знакомым японцем-банкиром, он был с переводчиком.

- Можно Вас, - тронул меня кто-то сзади за локоть.

Я повернулся.

Передо мной опять стоял Джунковский.

- Извиняюсь, вспылил! Но прошу понять и меня… Обидно ж! Американцы обнаглели! Покажи им сначала полмиллиарда, если хочешь получить полмиллиарда! Дурдом!

Я улыбнулся…

- Если б Вы сказали «приношу свои извинение», я б их не принял! Вы же не обидели меня! Но Вы сказали «извиняюсь»! А это - возвратная форма глагола... Получается, Вы не передо мной извиняетесь, а перед собой! Тут я бессилен... Вы вправе делать с собой все, что угодно! 

Джунковский нахмурил лоб, пытаясь понять смысл моих вывертов, затем, так и не поняв их, махнул рукой. 

- Я вот о чем! Положим, будет тот, кому смогут дать полмиллиарда! Что надо для этого?

Я оторопел.

- То есть?

Он придвинулся вплотную ко мне.

- Я собью акционерное общество, в которое войдут "Сахалинрыбпром", "Сахморпароходство", «Сахалинморнефтегазпром». У них десятки судов, порты, нефтяные вышки, трубопроводы. Как получить эти полмиллиарда такому акционерному обществу?

Он был неисправим…

- Как получить? Да просто! - взял себя в руки я. - Создавая ваше общество, акционеры должны внести в уставный фонд по сотне-другой миллионов долларов! А потом заложить все акции свои кредитору…

Он закусил губу, обдумывая услышанное...

- Ясно… - но тут же спохватился. – Хотя не совсем. Зачем закладывать акции и брать кредит на полмиллиарда, когда в уставном фонде будет полмиллиарда?

Я засмеялся. 

- И я о том же... Зачем просить чужие деньги, когда есть свои?! Просто идея акционерного общества – тоже абсурд! Не сбросятся сотнями миллионов они. У них свободных денег нет! Таких! И вышестоящие их руководители в Москве "пошлют" Вас с вашей идеей... Зачем она им, никакого отношения к производству цемента не имеющим! – я похлопал его по плечу. -  Зачем Вам вообще такие проекты? Приземлитесь! Возьмите то, на что средства есть! Пилораму в лесу поставьте! Свечной заводик откройте!   

Он покачал головой.

- Нет, мне цементный завод нужен… - и, протянув для пожатия руку, удалился в глубь зала…



Я вернулся к прерванному разговору с японцем, которого – в отличие от Джунковского – интересовало лишь то, что требовало минимум инвестиций.

- Косенко-сан, - радостно закивал японец-банкир. – Мы хотим открыть на Сахалине рыборазводный завод. Могли б Вы, юрист и менеджер, взять такой проект в управление и вести его?

- Естественно, - ответил я.

- А как это будет выглядеть? – поклонился улыбавшийся японец.

Я пожал плечами.

- Обычно. Заключим договор. Поставите задачу. Я найду на острове две-три подходящие для проекта реки, на которых можно устанавливать рыборазводные заводы. Подыщу нормальных партнеров Вам. Составляю бизнес-план и ТЭО каждого проекта. После чего Вам останется лишь оценить их и принять решения – какой подходит Вам. С тем дальше и будем работать...

Банкир радостно закивал.

- Очень хорошо… очень… А сколько будет стоить такая работа?

- 5% от стоимости проекта, - ответил я.

Японец, улыбаясь и кланяясь, взмахнул руками. 

- Очень рад… очень… Согласен... Мы свяжемся с Вами…

Я приготовился ответить ему, но меня кто-то сзади тронул за локоть.

Это был вновь Джунковский.

- Анатолий Тимофеевич…

Я оторопело воззрился на него, затем резко оборвал.

- Извините, дайте закончить с этим господином…

Мы еще поговорили несколько минут с японцем и распрощались, он ушел.

- Что еще? – спросил я, повернувшись к Джунковскому.

Он наклонился ко мне и, взяв под руку, тихо спросил.

- А не могли б Вы подыскать мне инвесторов под такой проект?

Я вздохнул. Надо было заканчивать эту комедию...

- Мог бы, но только после того, как выполнил бы для Вас все работы по составлению бизнес-плана, технико-экономического обоснования проекта и всех необходимых для этого расчетов... 

Джунковский радостно закивал.

- Отлично…

- Что "отлично"? Это будет стоить денег! И больших, раз замахнулись на такой проект!

Он улыбнулся.

- Не вопрос... Сколько?

Я посмотрел на него.

- Обычная ставка - 5% от стоимости проекта…

Джунковский замер, прикидывал в уме стоимость заказа.

- Так это... - его глаза вдруг полезли из орбит, - 25-30 миллионов долларов?!

- Да, - сдерживая себя, чтоб не засмеяться в очередной раз, ответил я. - Для того, чтобы получить 500-600 миллионов долларов, надо вложить в расчеты, проработки, документы, согласования, получение всех разрешений 25-30 миллионов! Не сунуть кому-то! А вложить в работу, расчеты, документы! Есть они у Вас?   

Теперь уже он оторопело смотрел на меня.

- Хорошо… - медленно произнес он. - Хорошо... Я свяжусь с Вами…

Мы пожали друг другу руки и распрощались.

Больше я его не видел. Даже на Сахалине. Как и не слышал о чудо-заводе, который бы заваливал цементом всю Юго-Восточную Азию… 

А с японцем работа получилась. Ему не нужны были миллиарды долларов. У него были всего несколько свободных миллионов, которых и хватило на маленький рыборазводный заводик…