Рецензия на картину Э. Мунка Танец жизни

Братья Бирт
               Картина написана в 1899-1900 годах и находится в национальной галерее города Осло.   При первом взгляде, сразу на всё полотно, видишь собравшихся женщин и мужчин на пологом невзрачном берегу моря.
               Меня эта картина привлекла своеобразным изображением её персонажей.  Я сразу же отметил странность художника в неравноценном изображении на холсте  женщин и мужчин. На этом полотне мужчины изображены несколько грубовато, а вот  женщины, напротив,  более детально. Видимо корни этого восприятия уходят в  далёкое детство Эдварда Мунка.  Вся картина выполнена холодными тонами красок, которые подчёркивают  суровую природу  Скандинавии.
              Постепенно вглядываясь в этот шедевр, поневоле останавливаю свой взгляд на танцующей паре в центре холста. Эта пара  доминирует. Женщина в очень длинном красном платье, оно ниспадает на траву. Её мужчина, в чёрном костюме, самый молодой из всех кавалеров. Лицо женщины торжественное без всяких эмоций. Оно обращено в сторону партнёра. Лицо мужчины словно маска: без всякого выражения. Едва улавливаются его черты лица. И он, и она находятся в каком то затаённом напряжении.
             На мрачном фиолетово-сером фоне моря, на тёмно-зелёном берегу, мы видим и другие танцующие пары. Они пришли сюда на эту полоску суши, чтобы встретить свою любовь.
             Длинные платья женщин в основном белые. Только две из них изображены в других цветах. Это молодая женщина в красном платье - она в центре и справа от неё в чёрном, которая с грустью смотрит на эту молодую пару. Она одинока,  худощава и стройна, остановилась, скрестила пальцы вытянутых рук на своём платье. Его чёрный цвет лишь подчёркивает её состояние души. Она уже рассталась со своим прошлым, но отнюдь - не до конца. Оно её ещё тяготит. Только вот локоны непослушных светлых волос никак не гармонируют с её настроением. Женщина в красном стоит к ней спиной. Её левая рука в руке партнёра, правую она положила ему на плечо. Вообще, хочется заострить внимание на руках персонажей этой картины: они выглядят как-то своеобразно просто, а пальцы рук, как бы "размыты". 
             Слева от  танцующих пар фигура молодой женщины в белом платье в жёлтых колечках и с жёлтым поясом. Волосы у неё, пожалуй, самые солнечные и пышные среди всех здесь собравшихся. Её черты лица хорошо видны, но взгляд обращён, как бы в самоё себя. Она не смотрит ни на кого, хотя и стоит сейчас рядом с  танцующими парами. Может девушка  здесь впервые, но заметно, что она готова любить. Единственные захудалые ростки с маленькими неприметными цветочками тут же рядом с ней на переднем плане.  Но она их тоже не замечает. Казалось бы, зачем их надо было рисовать? Так нет, художник их не пропустил почему-то? А может всё, что видел, то и показал нам? Странно, но нигде на  этой картине больше   цветы не изображены.  Какая-то тёмно-зелёная сероватая масса под ногами танцующих пар и всё. Может потому, как самыми красивыми цветами здесь, на морском берегу,  являются женщины? Они пришли сюда по зову своей души. Они хотят любить, они готовы к этой любви. Здесь на холсте они красивы и стройны. Может только у светло-русого танцора партнёрша выглядит немного тяжеловатой. Да и то может оттого, что он её так поджал под себя, так перегнул, что поневоле бёдра женщины кажутся полноватыми в такой неудобной позе.
              Все мужчины у Мунка изображены в чёрных костюмах и этакими уродцами.  Мужчина в центре картины своей фигурой вызывает только недоумение: что это с ним или с его одеждой? Другой танцор, у песчаной полоски моря, сам по себе тучный «бегемот», третий – светловолосый, сгорбился над своей женщиной, подмял её и при этом довольный чем-то растянул свои красные губы в неестественной улыбке, выставил свои поросячьи ноздри наверх, выкатил глаза и танцует, никого и ничего не замечая вокруг. Толстая щека его утопает в длинных бордовых волосах партнёрши. Лиц других мужчин нам не видно.
              Из трёх женщин на переднем плане, только одна имеет партнёра. Две другие в ожидании встречи своей половины. В красном платье - любит, в белом с колечками готова к любви, а в чёрном - когда-то любила, но готова попытаться повторить всё заново. Мужчин, как всегда, мало, их не хватает...
              На картине художник робкими красками показал нам северное небо: оно серое фиолетовое, такое же почти, как море. На нём у самого горизонта тусклым пятном повисло бежевое солнце в закате с заметной грязно-жёлтой дорожкой бликов на тихой глади. В некоторых рецензиях отмечается, что это луна, но я живу на этой же широте, где находятся Осло, Берген, Таллинн и Санкт- Петербург. В летнее время  луна  в этих местах находится гораздо выше. Этот свет как-то неестественно и нелепо изображён на морской поверхности. Я его даже поначалу принял за колонну, но тусклый круг в таком небе всё поставил на свои места.
               Фигурки на дальнем плане у песчаной полосы можно воспринимать,  как фон к картине. Эдвард Мунк и в этой работе остался верен себе: пренебрегая художественной выразительностью, он всё же передал нам основную мысль своего произведения – танец жизни состоится несмотря ни на что. Он состоится во имя продолжения самой жизни...

   

               
 Май  2009г.