Мыслить геометрией, или этический менеджмент

Светлана Будяшкина
Умозаключения, сделанные автором в статье, основаны на методе аналогий и свободных ассоциаций, а также на  л и ч н о м  опыте и пристальных самонаблюдениях за своим мозгом и организмом в процессе интеллектуальной деятельности. Поэтому их не стоит воспринимать как истинные. Подобные умозаключения относятся к эвристическим условностям и служат активаторами творческого поиска ответов на вновь возникающие вопросы.Автор будет благодарен читателям за любые замечания и комментарии.

Мир прекрасен и яростен.
Андрей Платонов

Приведенные в эпиграфе слова известного русского писателя  А.Платонова могут послужить основой для формулирования универсального этического принципа современного менеджмента. Например, этот принцип мог бы быть сформулирован так: «Внимать красоте и ярости мира – высшая этика и основа стратегии бизнеса XXI века». Особенность этой формулировки состоит в том, что не только красота, но и «ярость» мира признается как закон природы, служить которому - этический долг человека. Не только красоте суждено спасать мир, но и ярости – тоже. Кто по-настоящему хочет мира и стремится найти способы укрощения хаоса, тот идет ему навстречу, а не убегает от него. Мыслить встречей со всеми проявлениями жизни и в любой момент быть готовым к ней, делая свое дело, - к необходимости такой стратегии приходят все больше и больше компаний, но желаемое от действительного по-прежнему отделяет бездна нашего незнания.

Как проявляет себя яростная изменчивость мира?
Самыми яркими естественными ее проявлениями являются торнадо, взрывы солнечной активности и тектонической активности земли; научно-технические и социальные революции, манифестирующие естественные скачки в развитии человеческого интеллекта; экономические кризисы и техногенные катастрофы, эпидемии, неожиданные сбои в электросетях, генетике человека; переселении народов и гибели цивилизаций; перемещении пустынь и высыхании рек; неожиданных банкротствах компаний и социальной изоляции людей, равно как и в стремительных прорывах в их развитии и росте и т.д.

«Яростный» означает мощный и неуправляемый, настигающий внезапно, как правило парализующий ответную реакцию человека.
Если человек попал в зону подобной ситуации, он становится ее заложником, она поглощает его как омут. Человеческий мозг работает на 4-х основных частотах: альфа(8-13Гц), бета(от 14-24Гц), тэта(5-7Гц) и дельта (0,5-4Гц). Выход за пределы бета- и дельта-волн одних людей приводит к психопатическим реакциям, других – к проявлению так называемых «сверхспособностей». Идеальной, очевидно, является гармоничное сочетание всех частот, адекватное ситуации и задаче самосохранения. Было удивительно наблюдать по ТВ, как люди, не чувствуя совершенно приближающейся угрозы цунами (произошедшего в Юго-Восточной Азии 26.12.2004г.), бежали в море фотографироваться.

Я думаю, что это тот же случай, связанный с влиянием волн низкой частоты на человеческий мозг, когда человек не способен адекватно реагировать на происходящее. То же самое происходит с человеческой психикой, когда он слышит шум огня или шум воды. Грозный окрик может приковать человека к месту – это показатель того, что он не может «держать» низкие частоты, т.е. с логическим мышлением, а следовательно с личной безопасностью, со здоровьем существуют проблемы, причем проблемы, требующие кардинальных решений. Люди, не умеющие держать низкие частоты, как правило легко внушаемы, их сознанием легче манипулировать, чем сознанием тех, кто умеет держать удары грубой силы.

Как же выстоять в ситуации ярости?
Бета и дельта-волны взаимосвязаны. Расширяя свой дельта-диапазон, человек расширяет и бета-диапазон, т.е. повышает свою устойчивость в целом. В дальнейшем происходит выход за пределы бета - и дельта-диапазонов. Для этого необходимо умственную активность сочетать с физической. Это люди интуитивно уловили давно, но осознание скрытых законов этой связи дает человеку стимул совершенствовать диапазон своей физической активности, осваивать различные виды спорта и т.п., а также понимать ценность логических задач и теоретических знаний в целом.

Погоня за технологиями развивает оперативность, приносит быстрые прибыли, но угрожает качеству и стабильности дела в целом, если не осознаются фундаментальные законы, на которых основаны технологии. Без знания законов нам не вычислить последствия.

Чтобы выстоять с ситуации ярости, необходимо: 1)уметь влиять на ситуацию как извне, так и изнутри; 2)знать запасные пути, позволяющие не входить в зону влияния.
Чтобы не входить, надо знать циклы ярости и уметь их вычислять, при этом учитывая, что цикличен не только внешний мир человека, но и жизнедеятельность его собственного организма, включая мозг. Для влияния на ситуацию, несущую угрозу, надо не только знать генезис порождения подобных ситуаций, иметь большие запасы ресурсов для укрощения ярости, но и понимать последствия вторжения в естественный ход вещей. Это касается проявлений как природной стихии, так и стихийного непредсказуемого характера социально-экономических процессов или поведения отдельного человека. Изменение ситуаций слишком дорогостоящий процесс. Даже когда он оправдан, участвовать в этом могут только люди с мощной нервной силой. Гораздо выгоднее позиция познания человеком циклов собственной жизни и окружающей среды, включая циклы развития территории, на которой он живет.

Циклы и проблемы менеджмента
Исследователями выявлено более 5000 различных циклов, среди них более 300 циклов, относящихся к жизнедеятельности человеческого организма. Как учитывать такое обилие циклов в принятии решений, разработке стратегий и т.п.? Одним из самых известных является 11-летний цикл солнечной активности. Русским ученым Александром Леонидовичем Чижевским было открыто и доказано на огромном статистическом материале, что социально-экономические циклы имеют также 11-летнюю периодичность, откуда следует, что по хорошо измеряемым циклам солнечной активности можно было бы прогнозировать подъемы и спады в развитии общества, экономики и т.д. Однако этого не происходит. С одной стороны необходимость контроля над изменениями в природе, обществе, экономике, бизнесе хорошо осознана, но с другой стороны специалисты, принимающие решения, имеют весьма смутные представления о циклах. Имя А.Чижевского знают в основном по лампе, названной его именем.

Следует сказать, что, как это отмечается специалистами, 11-летние циклы с одной стороны являются самыми высокоамплитудными, с другой – только в среднем один период солнечной активности равен 11 годам. В действительности же, как указывается в литературе, продолжительность его колеблется от 5 до 17 лет. Такой разброс делает проблематичным учет циклов в реальном управлении. В этой связи представление социально-экономических циклов как результата воздействия на экономику случайных шоков является вполне обоснованным.

Также понятны выводы Национального бюро экономических исследований (NBER), основанные на идеях А.Бернса и У. Митчелла, согласно которым экономические циклы нельзя представить в виде неких волн деловой активности определенной продолжительности, таких же регулярных, как океанские приливы или циклы проявления солнечных пятен. Действительно, не приходится говорить о регулярности циклов и определенности их продолжительности, т.к. ее не существует, при условии, если мы измеряем циклы в единицах времени. Но циклы становятся великолепным инструментов анализа ситуаций и принятия решений, если их свести к безразмерным величинам, например, к ряду Леонардо Фибоначчи или другим.

Чтобы видеть, надо уметь смотреть
Чтобы понять суть проблемы, необходимо лучше разглядеть ситуацию. Ясность видения синоним глубины понимания, а познание глубины принуждает обращаться к математике, искать более точные значения употребляемых слов, договариваться о терминах и ассоциировать. Для лучшего видения человек уже привык применять различные усилители зрения. Чтобы лучше видеть, надо уметь смотреть, т.е. организовывать и обустраивать свое зрение. Смотреть - по гречески «тео». Русское слово «теория» от греческого «тео» - смотреть. То есть, чтобы хорошо видеть, надо владеть теорией.

Еducation на английском означает «образование», educare по латыни означает «извлекать». Напрашивается вывод: чтобы быть по-настоящему образованным, необходимо уметь извлекать информацию и знания из видимого хаотического нагромождения данных с помощью теории, а не просто накапливать знания, не понимая, зачем они нужны. С последним мы сталкиваемся постоянно. Именно теория помогает определять вектор видения и применять различные приспособления, облегчающие наблюдения.

«Сила есть – ума не надо», - это правило сегодня не работает, т.к. меняется понятие силы. Сила, не действующая по линии наименьшего сопротивления, не разумна, и в конечном итоге приводит к поражению после быстрой победы. Неразделимость силы и разума – насущная потребность современного управления. Мы живем не просто в XXI веке, но и в третьем тысячелетии. Игнорировать это не безопасно. «Имей в силе ум, а в уме – силу» - такое высказывание больше подходит к нашему времени. Только через личную практику человек может в этом убедиться.

Как усилить зрение?
Операции симметрии, а также применение различных систем координат, например, линейной и нелинейной (круговой) позволяют усилить зрение, а за ним - и другие органы чувств.  Используя их, мы легко сможем рассмотреть взаимосвязь 5-ти, 11-ти, 17-ти летних циклов – точки в круговой системе координат, соответствующие указанным числам, находятся в отношениях симметрии. То есть 11-летний цикл является не средней статистической величиной, лежащей в интервале между 5 и 17, а одной из фаз 22-летнего цикла. Все точки зеркально отражают друг друга.

Многие исследователи указывают на цикл 10,5 лет. Круговую систему координат можно использовать для наблюдения за движением планет Солнечной системы. Так вот расстояние от нулевой точки до точки 11 градусов планета Уран проходит за 10,5 лет. Это же расстояние в данной системе координат за 11 лет проходит Солнце. Точка симметрии между Ураном и Сатурном указанное расстояние проходит за 11,5 лет. То есть точка 11 в круговой системе координат является точкой наложения нескольких циклов, и этим можно объяснить природу шока и скачка амплитуды как в изменении активности Солнца, так и в изменении социально-экономических процессов на Земле. В данной модели критичным является не время (11 лет), а угловое расстояние, равное 11 градусам, которое разные планеты проходят с разной скоростью.

Математические идеалы Платона
Таким образом, круговая система координат и теория симметрии становятся уникальным инструментом, помогающим смотреть и видеть истину, по-другому осуществлять контроль за циклами математическими, а затем переводить их в привычные нам единицы времени. В конечном итоге нужно исследовать и использовать не 11-летние, а 11-градусные циклы. 11-градусные циклы могут быть равны 11-летним, но могут составлять и другое количество лет. Какое? – Для этого нужно изучать циклодинамику геометрии движения планет Солнечной системы. Математические циклы – это идеальные циклы природы. Не об этих ли математических идеалах писал Платон, создавая свою философию объективного идеализма?

Математические идеалы скрыты от нас, чтобы их увидеть, нужно учиться смотреть, как это было уже отмечено выше. В действительности мы имеем дело с иллюзиями, которые принимаем за истины. 5000 циклов – это на самом деле иллюзия, ничего не стоит получить еще большее число циклов, используя закон удвоения и другие математические операции. Используя круговую систему координат, математически все циклы можно свести к 2-х и 3-х кратным циклам. При этом на 2 и 3 нужно делить не часы, а 360 градусов.

Важно подчеркнуть, что А.Чижевский постоянно говорил о синхронизме процессов на Земле и в Космосе. Но синхронизм процессов на Земле и Солнце не означает влияния Солнца на Землю, а означает, что процессы на Земле и в Космосе прежде всего параллельны и подчиняются единым циклам, влияние здесь вторично. Различие же в реакциях людей, компаний, территорий на одни и те же процессы на Солнце зависят от того, с какого градуса они начали свой путь по жизни. Любая дата календаря может быть сопоставлена с математической точкой на окружности, так же, как и любая точка географической территории.

Мыслить геометрией времени и пространства
Круговая система координат позволяет изучать не только циклы времени, но и циклы территорий (пространства). В  линейной системе координат мы измеряем время в днях, месяцах, годах и т.д. Путем простых математических расчетов мы можем перевести их в угловые градусы. То же самое мы можем проделать с географической долготой и широтой. Таким образом, единая система координат и единая единица измерения позволяют нам сравнивать и изучать геометрию пространства и времени, их цикличность, а главное – с помощью простой геометрической модели лицезреть единство циклов пространства и времени. Проведенные автором исследования геометрии соответствующих территорий и времени в серии землетрясений, террористических актов, аварий, кризисных ситуаций в деятельности компаний, жизни человека, работы техники и других проявлений «ярости» позволяют констатировать следующее.

1. Дата проявления скачка активности в работе любых объектов (фактор времени или положение Солнца), координата места события (фактор пространства) и факторы, указывающие на кардинальную трансформацию объектов (ими могут служить положения планет Сатурна и Урана в круговой системе координат) в момент события находятся на расстоянии 11 градусов или кратном ему. По нашему мнению методологически некорректно на этом основании утверждать, что Солнце или планеты «влияют» на земные процессы. Более корректно говорить о синхронизме циклов, о сочетании циклов в изменении геометрии пространства, времени, материальных объектов и о едином характере их цикличности. Именно выявление, исследование подобных сочетаний должно быть положено в основу прогнозирования будущего. Тогда геометрия Мира станет геометрией нашего Разума, и мы сможем в нашей созидательной деятельности соответствовать объективным законам, объективным идеалам Вселенной.

2. Например, в случае цунами 26.12.2004 г. пострадало несколько географических территорий и не только в Юго-Восточной Азии. Наводнения случились и в Латвии, и в других точках Земли. «Шоковые события» не только закономерны, они образуют геометрически симметричные кластеры, расположенные друг относительно друга на расстоянии 11 градусов или кратном ему. Такая же закономерность прослеживается между ведущими членами команды предприятия, т.к. членов команды можно рассматривать как материальные объекты, работающие в едином пространстве времени, на одной территории. – Даты их рождения находятся в симметрии. Сотрудники, даты рождения которых находятся на расстоянии 11 градусов, выполняют роль «вечного движителя» команды или компании и являются ее золотым запасом.

3. Число 11 – универсальный код максимальной активности Вселенной. Дополнительной иллюстрацией этого могут служить факты давних человеческих предрассудков, которые сейчас можно понять и объяснить. С древних времен по наши дни в сознании людей сохранился страх перед Солнечными затмениями, високосными годами. Характерно, что разница между солнечным високосным годом и лунным годом (когда месяц равен 29,5 дней) составляет 11 суток, что может быть приравнено 11 градусам. А полные Солнечные затмения происходят тогда, когда расстояние между Солнцем и Лунным Узлом (точки пересечения орбиты Луны и Земли) равно 11 градусов. Перечень примеров может быть продолжен.


Как же на деле использовать знания о циклах в управлении?
«Линейно» мы можем использовать 11-летние циклы очень легко и просто, прибавляя периодически к дате своего рождения или рождения своей компании по 11 лет, тем самым устанавливая временные точки обновления, выхода за пределы достигнутого. Если эти периоды будут совпадать с объективными циклами роста Солнечной активности, то это будет лишь подчеркивать неизбежность поворота, достижения определенного предела в своей жизни и карьере. Но линейный подход приводит к большим погрешностям. Для использования нелинейного, кроме профессиональной подготовки в сфере менеджмента и проблемологии, необходимо владеть широким кругом знаний в области математики, астрономии, лингвистики, циклодинамики, постоянно развивать ассоциативное мышление и, внимая красоте и ярости мира, рефлексировать, отзываться на его самые слабые сигналы. Другими словами, этому нужно специально учиться и этому нужно специально учить, причем при обучении любой специальности и профессии.   

Этика мышления
Проблему скоростей и прежде всего скорости мышления и принятия решений менеджерами можно выделить как главную проблему XXI века. Скорость мышления и поиск решений впервые возникших проблем обеспечиваются скоростью ассоциирования.  Следовательно, развивать ассоциативное мышление становится этической нормой в современном бизнесе и в любой другой сфере управления. А решение стандартных задач уже можно делегировать роботам. Люди с хорошим ассоциативным мышлением являются многостаночниками и – наоборот. Смена видов деятельности, типов задач делают человека универсалом, и это является типичной чертой нашего времени. Современным компаниям, особенно в малом и среднем бизнесе,  все больше становятся нужными люди-решения, а не люди-специалисты в какой-то узкой области. Человек-предприятие, человек-НИИ, человек, способный обучиться необходимому  – вот этапы карьеры менеджеров –XXI.


Литература:
1. Чижевский А.Л.Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия.М.: «Мысль», 1995.-767с.
2. Чижевский А.Л. Неизданное. Библиография. Размышления. Развитие идей. – Москва: РАЕН, 1998.-360с.
3. Куницина Н.Н.Теория динамического развития экономики в условиях неопределенности и риска./Управление риском. №2-2002, с.15.
4. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы.- М.: «Наука»,1999.-448с.
5. Клайн М. Математика. Поиск истины:Пер. с англ.-М.: «Мир», 1988.-295с.
6. Будяшкина С. Власть и воля территории.// «Капитал Регион», №9-2003, с.34-35.
7. Будяшкина С. Будущее Евросоюза связано с виртуальной недвижимостью. //«Капитал Регион», №6-7- 2003, с.27.

02.02.2007.

Подробнее о мозге, циклах и симметрии – Творческая сила №3 – 2008, с. 6-9.
http://astrogenetika.narod.ru/Creativeness-3.pdf