Звёзды в ложке

Юля Селиверстова
                ***

       - Пахнет вкусно. Облаком. А запах ты придумал?
       - Нет. Это Детализатор додумался.
       - Кто?
       - Детализатор.
       - Это секретарь Его?
       - Сам ты секретарь, дурачок. Детализатор это тот, кто первоначально мелочи к большому разрабатывает. Вот, видишь внизу река?
       - Ага.
       - Он сказал - тут должна быть река, и прочертил пальцем, сушу раздвинул. А дальше уже Детализатор работает. В море её заводит, рыб запускает.
       - А как же эволюция? Я думал…
       - Мал еще, о таких вещах думать. Эволюция! Конечно, потом Время всё корректирует. Детализатор уже не вмешивается. В этой реке, например, давно уже рыбы не живут. А вот запах… Думаю, это самое нужная выдумка Детализатора. Как цветку опылиться? Пчелы на запах летят. Нюх тоже детализатор придумал. Его за это Сам хвалил. Правда сейчас Он ничего уже не творит, устал, наблюдает, оттого у Детализатора работы мало совсем. Он иногда от скуки состав воды в океане совершенствует. Скучно.
       -  А что ты, кроме судеб выдумываешь?
       - Ничего. Не судеб, а шансов. С судьбами рождаются. У каждого человека по нескольку. Вижу, какая самая удачная судьба и веду к ней. Способы я придумываю, как дать человеку шанс на счастье, могу и мечту осуществить, но не всем…
       -  Жалко что-ли всем?
       - Глупый ты еще. Всем и не нужно. Человеку намек дашь, в каком направлении двигаться к нужной судьбе, счастливые ловушки расставляешь. Попадется - будет счастлив, а другой мимо пройдет, не увидит, не задумается, я снова веду его к ловушкам, иногда такие упрямцы попадаются, никаких нервов не хватает, приходиться прекращать шансы давать. Тем более Он много не разрешает раскидывать. Но я иногда все-таки превышаю лимит. Жалко мне их. Людей. Неблагодарная моя работа. Всё равно жалуются Ему на несчастье. Разве я виноват? Я стараюсь. Миллионы вариантов продумываю. Представляешь, как это тяжело, в самую важную для конкретного человека судьбу тыкать носом.
       - Как это?
       - По-разному…

                ***

       Мать налила Сашке суп и села напротив, подперев кулаками подбородок.
       - Бинокль сними. В тарелку макнешь.
       Сашка поднес бинокль к лицу и начал рассматривать мать.
       - У тебя такой огромный нос!
       - Глаза испортишь. Хватит баловаться. Ешь.
       - В каждой ложке - космос! – сказал Сашка.
       - В каждой ложке супа - сила! Ешь и вырастешь сильным.
       - Да я не о том. Ну, вот из чего ложка сделана?
       - Из стали.
       - Вот! В стали внутри молекулы, а внутри молекул атомы, папа говорил, а внутри атомов чего? Что-то ведь есть? Так до бесконечности! И в самой маленькой частице может оказаться космос! И звезды…
       - Доедай, давай. Звёзды у него. В ложке…
       Мать нежно посмотрела на сына и улыбнулась. Тот быстро доел и выпрыгнул из-за стола, жуя на бегу хлеб, захватил бинокль.
       Мать с отцом были в разводе, но Сашка не волновался из-за этого. Он достаточно времени проводил с обоими родителями и не страдал от невнимания. На прошлой неделе отец подарил Сашке бинокль, и он не расставался с ним, рассматривая всё вокруг.
       Он залез на лавочку и уставился в окна соседнего дома. Так близко. Видно, как в комнате женщина сидит и смотрит телевизор, в кухне сидит старушка. Сашка разглядел даже узор на её платке. Вот, этажом ниже, видно, как за тюлем ходит мужчина. Потом останавливается, смотрит прямо на него и улыбается. Сашка опустил бинокль. Неужели из-за шторки человек видит Сашку? Ведь дом далеко. И что он улыбается? Странный какой-то.
       Сашка решил проследить за ним.
       Вечером, когда чуть стемнело, он подошел поближе к соседнему дому, спрятался за дерево и, выглядывая из-за него одним биноклем, уставился в нужное окно.
       Мужчина сидел боком к окну и рисовал. Сашке не было видно рисунка, как он ни вглядывался. Художник, значит, решил Сашка, и ему сразу стало неинтересно. В отличие от своих сверстников, он не любил рисовать. Гораздо интересней узнавать, из чего сделаны предметы, разбирать всякие механизмы и пытаться понять, как они устроены. За это ему неоднократно влетало от матери. Последний раз он решил разобрать утюг, развинтил всё, да так и не смог собрать обратно.
       Сашка поднял бинокль и решил напоследок взглянуть на чудака. И вдруг на секунду увидел рисунок. Мужчина открепил его от планшета и понес в другую комнату. Сашка не мог понять, что там нарисовано, краски смешались у него в глазах, и почему-то сильно застучало сердце. Ему безумно захотелось еще раз увидеть, что там изобразил незнакомец.
       На следующий день он снова стоял за деревом и вглядывался в окно художника. Ничего. Никого.

       - Ты что не спишь?
       - Так...Мам, а ты рисовать умеешь?
       - Нет. Могу, конечно, дом или дерево нарисовать, но просто. Не очень-то красиво у меня выходит. А что такое?
       - Я вчера рисунок увидел один, а что на нем нарисовано - не помню. Или не знаю. Я ведь видел его. Может такое быть, что видишь, и сразу забываешь?
       - Не знаю. Ты просто устал, набегался во дворе.

                ***

       - Ты ему распределение после окончания училища в нужный город, а он в деревню какую-нибудь уезжает глухую. Ну, как тут не опустить руки. Потом, машине ценителя живописи, как бы случайно, колеса пробиваешь около той деревни, чтоб остановился на ночь у художника. Потом по моему замыслу: выставки, слава, снова нужный город, тот, от которого он пару годами раньше отказался, а дальше по плану... Так он в поле уходит цветочек искать какой-то двадцатитрехлистный. В букете у местной старушки увидел, так и завелся, мол, хочу нарисовать, изящество такое. А это изящество Детализатор выдумал от скуки лет семь назад. Пусть, говорит, будет столько лепестков. И цветом ещё каким-то мудреным разрисовал. Художник и ушел в поле. Не увиделся с ценителем.
       -  А ты мечту художника осуществляешь?
       - Не совсем. То есть попутно и мечту, но я уже лет двадцать веду его к счастью. А он как специально отворачивается. Сначала было всё как задумано, а потом сбилось что-то. Не пойму. Он как будто чувствует, что я его веду и сопротивляется.
       - А ты брось. Сам же говоришь, шансов мало осталось.
       - Брось! Что ты понимаешь. От этого не только его судьба зависит, а еще некоторых людей. Попробую еще пару раз. Вот, бинокль Сашке отец уже купил. Посмотрим, что дальше…

                ***

       Через неделю Сашка пошел в школу. Во второй класс. Бинокль носил в портфеле, и сразу после уроков бежал глазеть в окно художника. Но тот как будто провалился. Мальчик хотел еще раз, хоть мельком, посмотреть на тот рисунок, он не выходил у него из головы.
       Перед сном Сашка мучительно вспоминал, каких цветов был рисунок, но в уме ярко-синий смешивался с красным, потом всё превращалось в черное пятно, с белыми точками, но, казалось, там было что-то ужасно интересное, раз он не может успокоиться.
       Еще через неделю наблюдений, художник показался в окне, сидящий боком, он снова что-то рисовал. У Сашки даже затекли пальцы, как он вцепился в бинокль, стараясь разглядеть, что там на планшете. Напрасно.

                ***

       - Вот он - зашипел Сашка.
       - Кто?
       - Ну, художник, который нарисовал то, что я забыл.
       Мать оглянулась. В другом отделе магазина стоял невысокий коротко стриженый мужчина, лет сорока и рассматривал витрину с конфетами. Ничего особенного.
       -  Ну и что?
       - Я хочу посмотреть на рисунок. Давай я спрошу у него, только ты стой рядом, а то я боюсь.
       - Ты что? Это неприлично.
       - Ну, мам, ну пожалуйста.
       - Нет.

       - Здравствуйте! – Сашка чуть не задохнулся от нахлынувшей на него смелости.
       - Здравствуй,- мужчина улыбался ему, как тогда, в окне.
       - Меня Саша зовут. Мы с мамой тут. В магазине, - Сашка замолчал, ему вдруг стало страшно неудобно и даже стыдно. Он обернулся в сторону матери. Та стояла и удивленно смотрела на своего ребенка.
       -  И я тут. В магазине. Совпадение, правда?
       - Да. Да!- обрадовался Сашка.- А еще вы живете в соседнем доме. Вы - художник.
       - Извините, – мать подошла и взяла Сашку за рукав, - нам пора.
       - Откуда ты меня знаешь? - спросил художник.
       - Я не знаю. Я видел, как вы рисовали, - мальчик обрадовался, что разговор завернул в нужную сторону, - я нечаянно увидел, я в бинокль смотрел и увидел.
       Мать отпустила рукав сына и стояла покрасневшая от неловкости ситуации, теребя кошелек.
       - Я и рисунок видел интересный, но не запомнил. Можно посмотреть еще раз?
       - А как ты поймешь, что это именно тот рисунок, который ты хочешь увидеть, раз не помнишь.
       - Я  пойму!
       - Извините, - опомнилась мать, - Саша, пойдем, не приставай к человеку.
       - Иван – мужчина протянул руку мальчику, а потом и женщине.
       - Ольга, - она снова покраснела.
       Художник наклонился к мальчику.
       - Тогда, Саша, тебе придется подняться ко мне в квартиру. Вынести холсты не могу пока, масло не высохло. И маму бери с собой.

                ***

       -  А кто выдумал чувства? Тоже Детализатор?
       - Смотря какие. Такие как: зрение, осязание или обоняние – да. А злость, ненависть, ревность, симпатию, любовь - Он сам.
       -  Зачем Ему было творить чувство ненависти?
       - Все чувства нужны. Есть у человека порок, например, он должен возненавидеть свой порок и встать на путь истинный. А чтобы люди не испытывали этих плохих чувств друг к другу – Он заповеди дал. Всё просто. Только, что для нас просто, а для людей - нет. Детализатор перестарался. Слишком человек сложносочиненный получился.

                ***

       Среди увиденных картин Сашка не рассмотрел нужную. Он вглядывался в каждую, что-то мелькало у него в голове, образ, казалось вот-вот всплывёт, но что-то внутри подсказывало - нет, не то.
       - Здесь её нет, - расстроено сообщил он художнику.
       - Уверен? – мужчина улыбался.
       - Кажется, - Сашка насупился и даже обиделся на художника. Стоит, улыбается. Наверняка, не всё показал.
       -  А ещё есть?
       - Нет, - сказал Иван. Он не хотел показывать рисунки и наброски к новой картине.  Он мечтал написать её, ту, самую лучшую, и все увидят в нем гения. Ту, предъявив которую миру, докажет всем что он настоящий художник. Он перестанет мотаться по разным городам, съемным квартирам, писать натюрморты на продажу, хотел остановиться и передохнуть. Или совсем бросить рисовать. Он пока не знал, но чувствовал. От этой картины будет зависеть его дальнейшая жизнь.
        Что-то заставляло его вглядываться в смешного мальчишку, что-то не отпускало, сжав крепко внутри то, что часто называют душой. Удивительный ребенок, подумал художник. Его вдруг как подбросило.
       - Сашка, знаешь что? Хочешь заработать денег и помочь мне? Ольга, Вы не против, я хочу, чтоб он мне позировал, часа полтора - два в день. Думаю, за  пару недель завершу картину.
       - Тут? Один? - Ольга испугалась, а вдруг новый знакомый - маньяк?
       - Да. Приходите и Вы.
       - Я работаю до шести.
       - Вот после шести и приходите с Сашей. Если муж не будет против. Или приходите все вместе. Мне нужно его нарисовать! – Иван указал на Сашку.
       Мальчишка загордился. Стоял важный и счастливый.
       - Мы согласны! – ответил мальчик.

                ***

       - Не уезжай, Иван, - Ольга водила ладонью ему по груди.
       Он смотрел в потолок и как будто не слышал её.
       - Ты только представь, персональная выставка в Париже. Агент договорился уже с Австрией, обещал, вся Европа - наша. Останусь во Франции, квартиру мне уже сняли, потом, через годок- полтора, домик куплю на побережье. И вы с Сашкой приедете ко мне.
       - Не уезжай.
       - Я всю жизнь мечтал об этом. Всю жизнь. Наконец-то небо услышало меня. Сашка- ангел мой.
       Ольга огляделась. Вокруг стояли картины, на каждой из которых был Сашка с биноклем. Вот он смотрит на цветок двадцатитрехлистный. Вот он склонился над муравейником. Вот он смотрит в небо, расплывающееся и темнеющее, превращающееся в сине-красную лужу, выше – в черноту с яркими точками. Звезды, как правильно угадал Сашка. Твои звезды в ложке, говорила Ольга, и они все втроем смеялись.
       -  Ваня, я ребенка хочу…
       - Оль, погоди, сейчас не время, ты видишь, как всё закрутилось, надо не упустить момент, а пока Сашки тебе хватит.
       - А тебе?
       - Что?
       - Тебе хватит?
       - Давай не будем портить последний вечер такими разговорами.
       - Давай.
       Он не зовет её с собой. Она не нужна ему. С этой мыслью она жила последние четыре месяца, как он внезапно стал популярен. Репродукциями его картин был переполнен Интернет. В богемных кругах обсуждали новое направление в живописи и художника, вдруг оказавшегося модным.

        Новая жизнь засверкала, как южные звезды в ночном небе, поклонницы, дорогое вино, такой эротичный французский язык...
       Он позвонил ей лишь спустя месяц после приезда. Она не ответила. Он так и не узнал, про её беременность.

                ***

       - Ну, попробуй еще раз? Ну, пожалуйста! Сделай это для неё.
       Старый ангел молчал.

                ***

       - Простите, а Ольга где?
       - Нет тут никаких Оль, - мужик с подозрением смотрел на невысокого человека.
       - Тут она жила, с мальчиком Сашей.
       - Ну ты вспомнил! Мы уже полгода как снимаем, а хозяйка у этой Ольги квартиру купила. Слышал, да. Только одна она была. Не было никакого мальчика.
       - Да, был, - из-за спины мужика высунулась женщина, - помнишь, хозяйка говорила, что у этой Ольги мальчишка умер. Вроде как разбился? Помнишь? Говорила, полез куда-то на дерево, с биноклем, вроде как звезды хотел рассмотреть и упал.
       - А-а-а. Точно. Говорила, да. Не знаем мы, где эта Ольга. Продала квартиру и уехала.
       Иван расстегнул верхнюю пуговицу на рубашке. Сел на ступеньку. До обратного самолета оставалось четыре часа.
       Сашка, Сашка, звезды в ложке, Оля, бедная Оля, где ты, счастье мое, жизнь моя Оля.

                ***

       - Не плачь малыш, слёзы ангела вредны людям. Они падают и выжигают  их души. Ты родишься и забудешь, всё, что услышал тут. И меня забудешь.
       - Я не хочу забывать тебя. Зачем ты так с Сашкой?
       - Это не я. Это судьба.
       - Скажи, а художник будет счастлив?
       - Без неё - никогда, малыш.
       - А она?
       Старый ангел молчал. Он потратил слишком много шансов и ожидал справедливого наказания.
       - Я хочу родиться у неё! Слышишь! Я хочу быть её ребенком!
       - Я поговорю наверху...