По Оби. 4. Походные будни

Виталий Бабкин
          
        Мы постепенно вошли в ритм похода. Определились дорожные потребности: система днёвок и ночёвок; выбор местности для стоянок; пополнение продуктов и горючего; в соблюдении личной гигиены; в режиме охоты и рыбалки и многое другое, что возникает нежданно и негаданно. Но к чему привыкнуть трудно, так это к неожиданности в окружающей красоте этой славной сибирской  реки. К сожалению, воду из реки в клубе туристов бывалые речные «бродяги»  пить не советовали. Предлагали бросать в кружку забортной воды кристаллик марганцовки или находить родники и речушки с чистой лесной водой. Что мы и делали.
        Приближаемся к устью Тавды. Тобол продолжает удивлять и радовать  суровыми красотами, шириной водного простора, таинственностью привлекающих внимание низменных берегов. Они оба покрыты зовущим густым смешанным лесом. Иногда он уступает место прибрежным луговинам, поросшими опушками рощиц кустарника и одинокими лиственными деревьями.
        Время обеда. Подыскивая удобную стоянку, идём ближе к правому берегу. Вскоре обнаружили небольшую речку. Скорее большой ручей, вытекающий из гущи леса. Это значит добрая, чистая и вкусная, пригодная для питья водичка. Пристаём к пологому берегу.
         Должность кока исполняем посменно. Сегодня очередь Дока. Надо сказать, готовит он отменно и любит изобретать неожиданные блюда из подручных продуктов. Сегодня готовится суп из разделанной на куски утки, с картошкой и дикими лесными травками и корешками, в которых Док большой знаток. На второе – печёные на вертелах над жаркими углями щурята, с гарниром из печёной картошки. Ну а чай – как всегда из местных травок. Сегодня из кипрея. В народе его называют Иван-чаем, заросли, которого  сиреневели  на опушке леса.
         Пока Док колдовал возле костра, я отправился к лесу, поискать грибов. А Боц и Шкип, с удочками, устроились на берегу реки, вблизи от устья ручья.
         На фоне стены густого леса, на луговине, свесив  почти до земли зелёные косы, красовались густые берёзы. На них, кое-где,  желтели отдельные листья – предвестники наступающей осени. За ними густо темнела стена тайги. Перед ней, выбегая чуть вперёд, зеленели заросли подлеска из можжевельника, шиповника и другой поросли леса. Под ногами, местами, краснеют поздние ягоды костяники. Ближе к опушке попадаются грибы сыроежки и дождевики. Иду дальше. А вот и семейка красноголовиков. В её середине, свесив перезревшие края шляпок, доживают век «грибные старики». А вокруг, в разброс, разбежалась с бурокрасными шляпками «молодёжь». Выбираю самые крепенькие, срезаю. А вот, под берёзой, у куста можжевельника с чёрными, с сизым налётом плодами, царственно выступают белые. Ну, как их не взять! Вскоре сумка полна. Иду дальше, уже ради прогулки. Обхожу густые кусты шиповника, обильно украшенные румяными ягодами. Лёгкий ветерок доносит дурманящий аромат девственного леса. Выхожу на  берег приютившего нас ручья. В зарослях тальника  зеленеют кусты чёрной смородины, усыпанные гроздьями ягод. Они спелые и даже перезревшие почти сами осыпаются в подставленную пригоршню.
         Здесь всё завораживает. Так бы еще побродил среди этой сказки. Но пора. Док уже наверняка сготовил аппетитную еду.
         Так и есть. Походный стол накрыт. Рыбаки тоже вернулись с уловом окуньков, ершей и пескарей. Это для навара в предстоящей ухе на вечер, на ужин. На второе  будет жарёха из собранных мною грибов.

        И снова в путь. Уже полдень. Выходим на траверс речных знаков.
        - Кэп, как тайга?
        - Тайга, как всегда хороша. Но я бродил лишь по опушке, вглубь не заглядывал. Но, впечатляет. У нас, на Урале леса хороши, нет сомнения. Но здесь, казалось бы, всё такое же, но есть какой-то необъяснимый оттенок, который вносит в чём-то незримое отличие. В чём, объяснить не могу. Но, впереди ещё много впечатлений, будет время понять, в чём суть. Разберёмся.
        - Мне кажется первопричина разности ощущений это широта и простор. Наши реки, взять, к примеру, Чусовую или Тагил, стиснуты горами и бурливы, с перекатами и шиверами. И берега с лесистыми скалами. А здесь такой простор! Такая ширь – глаза разбегаются. Рыбалка и охота, похоже, тоже богаче, чем на Среднем Урале.
        - Боц, пожалуй, прав. Поживём – увидим. Мы здешней тайги ещё не видели. А дальше, как нам рассказывали – вообще нечто поражающее, - заметил Шкип. – И, немного подумав, сказал: - Мне кажется,  красоту природы сравнивать не стоит. Она везде по своему хороша. А вспомните, как в прошлый раз мы на самодельной плоскодонке спускались на вёслах по Чусовой и Каме –от деревни  Ослянки до Перми!
        - Да, есть что вспомнить,- заметил я. – Мы же шли по полной воде. Одни водовороты у «каменных бойцов» чего только стоят. А перекаты, когда лодка плохо подчиняется вёслам. А ширь Камского водохранилища с крутой волной! Пожалуй, не меньшая, чем здесь. Помнится, у нас все руки были смозолены донельзя. Но красота, особенно на горном участке реки, – чарующая.
         - Я до сих пор без смеха не могу вспомнить, как наш долговязый Боц в одном из городов  вскач удирал от милиции.
         А дело было так. Туда мы прибыли поздно вечером. Приводить себя в порядок было некогда и мы со Шкипом поторопились в город. Сперва на почту, чтобы дать телеграмму в клуб туристов о благополучно пройденном участке пути. Заодно прикупить продуктов. А Боц остался на причале, в лодке, дежурить. Вид у нас был довольно потрепанный и  неприглядный. Пройденный очень трудный участок пути отнял много сил. Мы спешили. И выглядели явно не изящно. Встречные прохожие смотрели на нас с явным недоумением и  подозрением. Гастроном работал без продавцов. В зале - только кассирша. Покупателей, кроме нас,нет.
         Прохаживаясь между полок,  отбирали нужные  продукты. А девушка, со страхом, наблюдала. Наконец, когда мы расплатились, она с облегчением сказала:
         - Спасибо. Я думала вы меня грабить пришли, - и вымученно улыбнулась.
         На подходе к пристани   встретили  удирающего от милиционера  Боца.На стоянке мы все оказались одновремённо. По требованию стража порядка предъявили  сопроводительные документы.
        - Всё в порядке, - улыбнулся милиционер.- Что ж ты, друг ситный, так резво удирал?
        - А как же? Документов при мне нет, сам я внешне, да ещё с небритой бородой – натуральный бродяга. Если бы поймали, сидел бы сейчас у вас, за решеткой. А потом, долго бы разбирались -  кто я такой.
        - Тут ты прав. Так бы и было. Ну что ж, счастливого пути!

        Время бежало незаметно. От однообразного движения по широкому водному простору Тобола утомились глаза. Да и сами устали.
        - Мужики, пора присмотреть местечко для ночёвки, а то стемнеет, – предложил я.
        Вскоре такое место нашли около устья заросшей старицы.


                (Продолжение следует)