Уроки заговора. 1991 г

Борис Гуляев-Бегом
УРОКИ  ЗАГОВОРА.  ДВАДЦАТЬ  ЛЕТ  СПУСТЯ.

   Эта небольшая статья была написана двадцать лет назад по горячим следам очередной русской революции (19-22 августа 1991 года). Демократической, буржуазно-демократической, олигархической… Пока историки не дали чёткого её определения. Революция совершенно в духе теории Маркса и Энгельса: верхи не могли, а низы не хотели.  Но здесь очень показательным  явился другой момент теории: роль личности в истории, в частности, роль Михаила Горбачёва.  Просто говоря – человек оказался не на своём месте. Он был бы хорош в роли администратора областного или районного уровня. Волею же судьбы он стал главой великого государства. Да, страна нуждалась в переменах по всем направлениям. Пожалуйста, никто не мешал. Определяйся с приоритетами, с кадрами и вперёд.  Но как  раз тут-то и вышла осечка. Ни с приоритетами,  ни  с  кадрами  Горбачёв  не  совладал.  Спросил бы любого умудрённого хозяйственного мужика – с чего  следовало  начать? – и  он  бы  ответил.  Но  в  советниках  у  Михаила Сергеевича ходили другие люди.  Сила Ленина была в умении слушать и слышать мужика. Горбачёв лишен этой способности абсолютно.    
   Конечно,  после  драки  кулаками  не  машут.  Что  уж  теперь!..  Россия  открыла  новую  страницу  своей истории. Во власти – новые люди, новые подходы, новые речевые обороты. Само существование мужика в прежнем большевистском смысле под вопросом.  Кончится  ли  эта  страница очередной революцией,  или перейдём на новый уровень развития без катаклизмов – зависит во многом от нас. Но роль личности всё равно останется определяющей. 
   Дай, Боже,  России  мудрого  президента! Который умел бы слышать мужика, не оскорблял интеллигенцию, который превыше  ценил  не спортивные  секунды  и  баллы, а  плоды  ума, сердца  и  рук человеческих, который умел бы видеть и уважать людей,  который не возвышал недостойных, не шел на поводу  у  подлых,  который чурался  показухи, не обманывал себя и других,  у  которого слова не расходились бы с делами,  у  которого первыми  людьми в стране были бы не спекулянты-финансисты, не воры-чиновники, не продажные судьи, а люди  труда… Аминь.

               
                Б. Гуляев
       9 августа 2011 года.





   Уроки  заговора

   Является ли  президент  Союза  М.Горбачёв виновником заговора 19 августа? Кто хоть  сколько-нибудь способен трезво оценивать ситуацию – скажет «да». Конечно, в его  действиях  не было злого  умысла  и весь заговор не является провокацией. Фактическая подготовка заговора началась тогда, когда Горбачёв, вопреки  воле большинства  депутатов Союза, назначал, по существу, навязывал,  на высшие  руководящие  посты  тех лиц,  кто составит в будущем  ядро заговорщиков. Первый урок  показывает  нам совершенное неумение Михаила  Горбачёва  разбираться  в  людях,  неумение  видеть  людей. Для  руководителя  такого  ранга – недостаток  недопустимый.
   Вывод  из  первого  урока  заключается  в  том, чтобы  впредь  ни одна кандидатура  на  высшие  государственные  посты  не проходила без поддержки  большинства  голосов, и  ни  одна  не должна навязываться депутатам президентом.
   Второй урок. Не отказывая  президенту Горбачёву в доброй воле  и добрых намерениях,  нельзя  не  отметить отсутствие у него политической мудрости, воли  и  твёрдости. Твёрдость  и  воля  не  значат  способность  руководителя к  жестким,  репрессивным  мерам,  напротив,  это есть  настойчивость и требовательность, решительность действий в рамках закона. Если руководитель видит,  что  подчинённый  не  справляется  со своими  обязанностями,  а  тем более совершает  поступки  явно  противозаконные:  нечист  на руку, лжив и прочее, если личные недостатки подчинённого вредят делу, то избавиться от такого «ответственного» работника  нужно  немедленно.  Мягкотелость Горбачёва в  этой  связи, боязнь испортить отношения и нажить себе врагов создали  прямо-таки  благодатную  среду  для  размножения  вокруг  его  людей нечестивых,  двуличных,  лицемерных. Льстецам, подхалимам, угодникам не составляло  труда быстро войти в близкое окружение Горбачёва. Оставалось только  удивляться  слепоте и пассивности Михаила Сергеевича. Заговор показал: кто есть кто; бывшие друзья стали врагами, а враги – друзьями.
   Вывод  из второго урока. Так как политическая мудрость, воля и твёрдость есть черты характера  человека,  которые  нельзя в преклонном возрасте приобрести  по  желанию,  то отсутствие  таковых  у  президента  голосует за необходимость отставки Горбачёва. 
   Третий  урок. После возвращения  президента  Горбачёва  в Москву,  после первых  интервью и пресс-конференций  у  меня,  как,  наверное, и  у многих других, появились опасения  в  связи  с  возникновением  нового  путча.  Его благодушное  отношение  к Лукьянову  и  ко всему  президиуму  Верховного  совета союза, к ЦК КПСС  и  ЦК КПР,  к  руководству КГБ,  к  генералитету заставляет думать о новой угрозе справа. Вожди  заговора  пали,  но теневые участники путча отделаются, видимо, лёгким  испугом. Полковники Алкснисы и генералы Макашовы остались и будут  готовиться  к  новому  часу  икс. В другой  раз они  будут умней и изобретательней, не только танки, но и  авиация и артиллерия будут их оружием. Пощады не жди.
  Вывод  из  третьего урока. Необходимо  объективное  расследование,  привлечение к суду или отстранение от  должностей лиц, причастных  к  заговору.  Этот  урок   также  голосует  за  немедленную  отставку  Горбачёва, т. к. противодействия с его стороны в проведении подобной работы вполне вероятны.
   Четвёртый урок. Монополизм власти центра и монополизм идеологии коммунистической  партии. Единовластие в такой  гигантской стране, как  наша, со  множеством  республик  и  автономий, всегда  будет  чревато  нестабильностью, угрозой  переворотов, ущемлением  прав отдельных наций, беззакониями. Попытка  Горбачёва  сохранить  верховенство  в  стране  коммунистической  идеологии  также является угрозой  для  демократии  и  свобод.
   Вывод  из  четвёртого  урока. Представляется  нецелесообразным  в нашем многонациональном  государстве  существование  поста  президента страны. Верховный орган Союза должен быть коллегиальным  с  вхождением всех президентов  союзных  республик – вроде Совета президентов. Коммунистическая партия обязана  стать  рядовой парламентской  партией, она не может выражать интересов всего народа. Попытка Горбачёва  сохранить её лидирующее  значение  есть  недопустимая  ошибка. Монополизм  идеологии бывает опасней монополизма власти.
   Пятый урок. Мы  на собственном опыте  убедились в  дикости  положения, когда  армия  превращается  в заложников  авантюристов от политики.  Приказа  самозванцев было  достаточно,  чтобы  генералы  ответили «есть». Слава богу, среди  них нашлись порядочные люди и не пошли на поводу у заговорщиков.  Но  представляете  ситуацию,  если  бы  генералов  Калининых оказалось  больше!  Тупое,  послушное  солдафонство  генералов  стоило  бы  тысячей  жизней. Вспомните  преступления  фашизма в годы минувшей войны, все злодеяния  они тоже оправдывали приказами руководства.
   Вывод  из  пятого урока  состоит  в том, чтобы впредь армия не делала  шагу  на улицы  городов без приказа законных, конституционных органов власти. Тщательно разработать этот вопрос и записать в конституции.
   Шестой  урок. Народ  России  не  ошибся  в  выборе  своего  президента.  В свою очередь, президент  Ельцин  не ошибся в выборе вице-президента. Ельцин и Руцкой  по праву стали  национальными героями России. Но подумайте только на миг, что не  Ельцин оказался  президентом России, а  кто-нибудь другой. Я  очень  сомневаюсь,  удалось ли  народу  такой  малой  кровью  отстоять свободу.
   Мораль  отсюда  проста: народ не проведёшь, выбор его всегда бывает верным. Спасибо россиянам за правильный выбор.
   В заключение  выскажу своё  опасение. Опасение  состоит в большой вероятности грядущего конфликта  между  руководством России  и  Горбачёвым. Те люди,  кто спасли страну от диктатуры, по вине президента Горбачёва, по вине его  недальновидной  политики  могут  оказаться  перед  проблемой  отстаивания суверенитета России. Суверенитет России легко может быть узурпирован  единовластием  Горбачёва  и  центра. Поверьте, те,  кто встал на защиту здания  российского Верховного совета, пришли  защищать  не центр и не Горбачёва, а суверенитет России.  Победители  окажутся  побеждёнными.
   И  ещё. Союз  суверенных  республик  должны  объединять  не сила  и права центра,  а  добрая  воля  народов  этих  республик.

              22 августа 1991 г.