27. Ездра и Иерусалимская храмовая община

Константин Рыжов
         1. Неправедная жизнь Иерусалимских евреев и обличения  пророка Малахии

Длинная чреда бед и неудач привела к тому, что религиозное рвение еврейского народа угасло. И миряне и священники охладели к религии. Многие из них больше не верили в избранничество Израиля. К храму и жертвам они относились более чем равнодушно.
Обычным делом стали браки с иноверцами. Некоторые иудеи (в том числе даже священники!) побросали своих жен, чтобы взять молодых язычниц, и не видели в том греха. Но Бог не оставил в трудный час Свой народ и послал к нему пророка Малахию. Обходя город, тот говорил: «Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочерях чужого бога. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь. И блаженными будут называть вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы говорите: "Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдаем постановления Его? Лучше устраивают себя  делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "Внимает Господь и слышит это, и перед лицом Его пишется памятная книга". И они будут Моими, говорит Господь. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво, будут как солома, и попалит их грядущий день, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его. И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших».

                2. Вавилонский священник Ездра

Но, увы! Даже речи пророка не вызывали прежнего воодушевления и не могли пробудить народ от духовной спячки. Нужен был авторитетный человек, который мог бы возродить духовную жизнь Общины и дать ей новые уставы. Таким человеком стал книжник Ездра, сын Сераии. Он жил в Вавилоне и был очень почитаем тамошними иудеями. Всю свою жизнь Ездра отдал изучению Закона, который он понимал как договор, заключенный между Богом и Израилем: Бог дал евреям предписания относительно всей их жизни, но они пренебрегли условиями Завета. Поэтому их и постигли столь многие неудачи. Но если Израиль от слова до слова исполнит все, что требует Закон, он станет достойным своего избранничества и будет снова в милости у Бога. Для того, чтобы спастись, иудеи, прежде всего,  должны совершенно отгородиться от языческого мира. А для этого необходимо дать народу строгие религиозные предписания, которые бы во всех деталях определяли и организовывали его жизнь. Основа для этого уже была - в распоряжении Ездры находилась выверенная вавилонскими книжниками Тора, которая, вероятно, в основном соответствовала своему нынешнему тексту. Эта Тора включала в себя Священную Историю от миросотворения до прихода Израиля в Землю Обетованную и весь свод ветхозаветных законов. Многие из этих предписаний в то время не выполнялись, и Ездра поставил своей целью перестроить всю жизнь иудеев в соответствии с Торой. Задача эта была не из легких, но Ездра обладал железной волей и поэтому не сомневался в успехе.

Около 428 г. до Р.Х. Ездра обратился к персидскому царю Артаксерксу I (http://www.proza.ru/2015/02/23/2396) с просьбой назначить его религиозным главой иудеев как в Палестине, так и в рассеянии и вскоре получил рескрипт следующего содержания: «Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному и прочее. От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою, так как ты посылаешься от царя и семи его советников, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по Закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей. Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтобы они судили народ - всех знающих Закон Бога твоего, а кто не знает - тех учите. Кто же не будет исполнять Закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть произведут суд: на смерть ли, или на изгнание, или на штраф, или на заключение в темницу».

Получив эту грамоту, которая давала ему огромную власть и фактически ставила во главе иудейской общины, Ездра набрал в Вавилонии около полутора тысяч добровольцев и  с ними прибыл в Иерусалим.

                3. Преобразования, которые Ездра провел в Иерусалиме

Осмотревшись и увидев, как небрежно исполняются многие заповеди Господни, Ездра решил начать свою деятельность с обучения народа законам Торы, о которых большинство имело только смутное представление. Когда наступил праздник Кущей и в Иерусалим собралось почти все население Иудеи, Ездра велел соорудить на площади большой деревянный помост и начал с него публичное чтение Закона. Многие уже плохо понимали еврейский язык, поэтому левиты абзац за абзацем переводили прочитанное на арамейский и давали необходимые пояснения. Чтение потрясло слушателей; люди плакали, ужасаясь тому, как далека их жизнь от заветов Бога. И Ездре даже приходилось успокаивать их. Но вскоре начальники донесли ему: «Народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в беззаконии первою».

Услышав об этом, Ездра разодрал одежду и долго сидел, погруженный в глубокую печаль. Во время вечерней жертвы он встал с места сетования, в разодранной одежде пал на колени, простер руки к Господу и сказал: «Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес. Ибо мы отступили от заповедей Твоих, которые заповедал Ты через рабов Твоих пророков, говоря: "Земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая. Она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих. Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших". И после всего постигшего нас за худые дела наши и за великую вину нашу, неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами?"

Когда Ездра молился таким образом, исповедовался и плакал, распростершись на земле перед храмом, к нему собралось со всего Иерусалима много народа: мужчины, женщины и дети. Многие рыдали. А один из народа, Шехания, сказал: «Ездра! Мы согрешили перед Господом, мы взяли иноплеменных жен из народов земли; и вот теперь здесь весь Израиль: да будет совершена нами клятва перед Господом в том, чтобы отвергнуть всех иноплеменных жен наших с детьми их, как рассудилось тебе и всем, которые повинуются закону Господа. Встав, соверши это! Ибо твое это дело, и мы с тобою в силах будем сделать его». Ездра встал и взял клятву со всех старших священников и левитов всего Израиля в том, что это решение будет неукоснительно проведено в жизнь. Через три дня в Иерусалиме собрался весь народ иудейский. Люди сидели во дворе храма, дрожа от холода, так как уже наступила зима, и шел дождь. Ездра встал и сказал людям: «Вы сделали беззаконие и живете с иноплеменными женами, прилагая грехи Израилю. Итак, воздайте теперь исповедание и славу Господу, Богу отцов наших, и сотворите волю Его, и отделитесь от народов земли и жен иноплеменных!» Хотя решение это многих огорчило, народ повиновался, и Ездра услышал громкие голоса из толпы: «Как ты сказал, так мы и сделаем! Пусть поставлены будут начальники над сонмом, и все те, которые из селений наших имеют иноплеменных жен, пусть в свое время приходят к ним со старейшинами и судьями каждого места, доколе не отвратится от нас гнев Божий за это дело». После этого была организована комиссия из верных Ездре людей. В течение нескольких месяцев она вела расследование и составила списки всех смешанных семей. В него вошло более ста священников. Все они должны были развестись со своими женами, отослать их от себя и принести умилостивленные жертвы.

Эти события имели огромное влияние на всю дальнейшую историю евреев, так как следствием их стало превращение иудейского народа в замкнутую общину, своего рода касту или религиозный орден. С одной стороны, это резко обособило евреев от окружающих племен, но с другой  помогло им выстоять во всех грядущих испытаниях, сохранить свою нацию, культуру и священный язык. Цементирующей силой, связавшей всех евреев, как в Палестине, так и в рассеянии, стала их религия - иудаизм, начало формированию которой также было положено Ездрой.

                4. Тора и складывание еврейского священного канона

В следующие годы иерусалимские книжники предприняли под руководством Ездры большой труд по сбору священных иудейских писаний. Различные списки тщательно сличались между собой. То, что еще не было записано, записывалось. Прежде всего, была окончательно канонизирована и приобрела силу непререкаемого закона Тора (в русской православной Библии составляющие ее книги называются "Бытие", "Исход", "Левит", "Числа" и "Второзаконие"). Считается, что основой для канонического текста послужила рукопись Священной Истории, привезенная  из Вавилона.

Но этим деятельность Ездры не ограничилась. Руководимая им комиссия - так называемое, Великое собрание - стало выбирать из обширной литературы предшествующего периода те книги, которые, хотя и не пользовались авторитетом Торы, могли быть рекомендованы для душеспасительного и назидательного чтения. В дальнейшем многие из них также были признаны священными.

Так было положено начало формирования ТаНаХа - иудейского  священного  канона. Прежде всего, в его состав были включены пророческие книги. Условно их можно разделить на преимущественно исторические и собственно пророческие. К числу первых относятся книги "Иисуса Навина", "Судей" и 1 - 4-я книги "Царств". В своей совокупности они излагают историю Палестины с конца XIII до начала VI в. до Р.Х. К числу пророческих относят речения 15 пророков  (трех "больших" - книги "Исаии", "Иеремии", "Иезекииля" - и двенадцати "малых").

Третью часть ТаНаХа  ныне составляют Писания - собрание замечательных образцов древнееврейской религиозной прозы и поэзии, раскрывающих и углубляющих тему взаимоотношения между Богом и человеком. Во времена Ездры этот раздел ТаНаХа только-только начал формироваться. Из существовавших в конце V в. до Р.Х. произведений в его состав в дальнейшем вошли книга "Псалмов" ("Псалтырь"), сборник "Притч", а также записки Неемии (http://www.proza.ru/2011/08/13/259) и автобиография самого Ездры.   

                5. Книга "Руфь"

Деятельность Ездры далеко не всеми иудеями была встречена с одобрением. Особенно неоднозначно относились современники к принудительному расторжению браков, заключенных с женщинами нееврейками. Наиболее ярким примером протеста против подобной политики может служить книга "Руфь" (http://www.proza.ru/2010/12/08/274), написанная по всем признакам как раз в это время. Своим содержанием она воскрешала давнее предание эпохи Судей,  но отнюдь не для того только, чтобы рассказать о делах давно минувших дней. Ведь, согласно этому преданию, прабабка царя Давида не являлась еврейкой, а происходила из народа моавитян. Неизвестный автор книги изобразил ее идеалом преданности, любви и душевной чистоты. Хотя муж Руфи, еврей, умер, она не покинула свою свекровь и отправилась вслед за ней в чужую для нее страну. И Бог благословил эту верную душу: в Вифлееме Руфь вышла за богатого родственника своего покойного супруга - Вооза. Основополагающая идея этого маленького литературного шедевра очевидна: человеческое достоинство и праведность не зависят от племенных границ, и Богу угодны все, кто сохранил веру и любовь. Вот недвусмысленный урок, преподанный Ездре историей этой простой женщины!

                6. Об Иерусалимской храмовой общине

Прежде, чем продолжить рассказ о духовных исканиях евреев, попытаемся представить, как была устроена их религиозная и общественная жизнь. После Неемии мы не видим в Иудее светских правителей. Официальным начальником народа делается иерусалимский первосвященник. Он был посредником между иудеями и персидским правительством. Власть его считалась наследственной и передавалась от отца к сыну. Первосвященников, как некогда царей, называли «помазанниками», поскольку при посвящении в сан им на голову возливали елей. Подобно прежним государям первосвященники носили венец и пурпурную мантию. Свои решения они принимали не единолично, но после совещания с советом старейшин (позже этот совет стал именоваться синедрионом). Иерусалимские старейшины составляли, по-видимому, центральное правительство страны, а в провинциальных общинах администрация и суд находились в руках местных старейшин.

Значительное воздействие на общественную и духовную жизнь страны в послепленную эпоху имели соферы («книжники») – знатоки закона, считавшиеся приемниками Ездры в деле просвещения народа. Эти люди происходили как из сословия священников, так и из мирян. Главным местом их служения были, по-видимому, молитвенные дома - синагоги. Здесь они успешно соперничали в своем влиянии с официальным храмовым духовенством.

                7. Об устройстве синагог

Синагоги в форме частных религиозных собраний впервые возникли в годы вавилонского пленения, среди изгнанников, лишенных родины и храма. Но и после восстановления храма потребность в общинных религиозных собраниях оставалась очень велика. В таких собраниях нуждались прежде всего провинциальные жители, которые могли посещать центральный храм лишь изредка, в большие годовые праздники. Кроме того, многие людиискали такого духовного общения, которое было возможно скорее в синагогах, чем в главном храме с его официальным штатом священников и церемониями жертвоприношений.

По позднейшим еврейским законам синагоги могли устраиваться везде, где имелось не менее десяти богатых, свободных от трудов иудеев. Обыкновенно они строились на средства общины, но нередко также на средства одного какого-либо богатого лица. Здание синагоги ставилось обычно близ воды или кладбища, на видном, по возможности открытом месте. Снаружи они имели продолговатую четырехугольную форму и своей задней стеной, противолежащей входу, были обращены в ту сторону, где располагался храм. Стены возводились из камня и имели окна. Плоские кровли выкладывались каменными плитками. Внутренность синагоги представляла из себя четырехугольную залу, разделенную рядами колонн на несколько отделений. Эти отделения были следующие: 1) амвон – место для чтения и объяснения Священного Писания; 2) отделение для мужчин; 3) отделение для женщин (гинекон).

Амвон находился ближе к задней стенке, посредине синагоги, на некотором возвышении сравнительно с общим уровнем пола. Против амвона среднюю часть здания занимало отделение для мужчин, а прилегавшие к нему с обоих сторон крылья – отделения для женщин. Для устройства этих последних стоявшие по правому и левому крылу синагоги колонны соединялись между собой решетками. Середину амвона обыкновенно занимала кафедра с покатою верхней гранью, на которую при чтении клали священный свиток закона. За кафедрой, у задней стены, находился шкаф, называемый ковчегом. В нем хранились свитки закона, книги пророков и писаний. Обыкновенно ковчег представлял из себя деревянный или металлический ящик, более или менее изящной работы, в верхней части которого иногда изображались шестикрылые серафимы и две благословляющие руки Аарона. Он ставился на возвышенном месте, в нише стены, обращенной ко входу. Иудеи, входившие в синагогу, обязаны были преклонятся перед ковчегом, как перед главной святыней.
К принадлежностям синагоги относились также семисвечник, светильники, кружка для сбора пожертвований, рожки и трубы для того чтобы трубить в них в известные праздничные дни.

Во главе управления синагогой стоял особый совет из знатных членов общины: людей женатых, отличавшихся знанием закона, доброй нравственностью и богатством. Служебные обязанности в синагоге исполнял специальный человек – хазан.

                8. О религиозной службе в синагогах

Служба в синагоге происходила каждую субботу. Составными частями богослужения были: молитва, чтение Священного Писания, проповедь и священническое благословение. Молитвы могли быть разными: благодарственными, исповедальными, просительными. Общественные молитвы читались хором, частные каждый произносил про себя. При этом лица молящихся были обращены в сторону ковчега.

Чтение Священного Писания составляло основу службы и подчинялось особым правилам. В основном читался текст Торы, который прочитывался весь, без пропусков. Для этого свиток делился на отделы. Текст каждого из них соответствовал тому, что должно быть прочитано за одну субботу. Длина отделов подбиралась таким образом, чтобы вся Тора была прочитана за три года. Право чтения закона в синагоге принадлежало всем иудеям, за исключением женщин и детей. Поднявшись на кафедру, чтец разворачивал свиток Торы и отыскивал нужное место. По прочтении соответствующего отдела, он сворачивал свиток и отдавал хазану для отнесения в ковчег. За чтением Торы следовало чтение отрывков из Пророков. Из Писаний читались только некоторые и то по особым праздникам. Чтение Священного Писания совершалось на древнееврейском языке. Поскольку многие евреи его уже не понимали, прочитанное тут же переводили на арамейский.

После чтения Священного Писания говорилась проповедь. Проповедник выходил на кафедру и давал знак рукой, призывая народ к молчанию, и после начинал говорить на понятном для слушателей языке. Богослужение кончалось благословением. Для его совершения избирался уважаемый человек, который вел свое происхождение от Аарона. Он выходил из среды молящихся, восходили на амвон и, обратившись лицом к народу, воздымал кисти рук до плеч, после чего произносил слова благословения.

                9. О распространении арамейского языка и реформе алфавита

Древнееврейский язык в послепленную эпоху употреблялся преимущественно в письменности и богослужении. Но в качестве разговорного языка он уступил место арамейскому, господствовавшему в Палестине и Сирии. Арамейский служил также языком официальных сношений с персидскими сатрапами и был необходим для поддержания сношений с соседними народами, которые все говорили по-арамейски.
В эти годы была также проведена реформа алфавита. Чтобы облегчить мирянам чтение священных книг, пришлось упростить многие письменные знаки. Старинный еврейско-финикийский шрифт состоял из круглых или угловатых букв, крайне запутанных и неудобочитаемых. Взамен этого шрифта в послепленную эпоху стал входить в употребление новый квадратный или ассирийский шрифт, отличавшийся необыкновенной простотой (предание приписывало это важное нововведение самому Ездре). Новые упрощенные письмена постепенно вытеснили старо-еврейские и значительно облегчили распространение грамоты в народе. Только самаряне навсегда сохранили в своей письменности начертания старого шрифта.


                10. Об устном и письменном законе

Соферы были не только хранителями Моисеева закона, но также его толкователями. Благодаря их деятельности еврейское законодательство постоянно усложнялось и совершенствовалось. Согласно еврейской традиции, Бог открыл Моисею на горе Синай в общей сложности 613 заповедей, которые образовали, так называемый, письменный закон и вошли в Тору. Понятно, однако, что столь незначительное число законов и предписаний не могло регулировать всю жизнь иудеев, усложнявшуюся с каждым веком. В связи с этим Моисеевы заповеди постоянно дополнялись новыми установлениями. Этот свод постоянно расширяющихся правил, регламентирующих жизнь правоверного иудея, именовался устным законом.

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576