Сокровища златого слова

Виктор Мельников 2
       
Когда погружаешься в историю культуры нашего города, то не покидает ощущение, что перед тобой огромный ковёр с выразительным рисунком: цветущие луга с шелковистой травой, белые берёзы, упирающиеся в облака, сверкающая в изгибе Коломенка… Все нити переплетаются, цепко держат друг друга, и вырвать хотя бы один узор невозможно: нарушится гармония. Дорогими нитями вплетены туда и имена коломенских писателей.
Коломна — один из древнейших городов России. Вот уже девятое столетие стоит она на скрещении двух славных рек — Москвы и Оки. Здесь, в узловом центре московской обороны, происходили драматические события российской истории. Это был один из центров формирования отечественной культуры. Тут написаны «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», созданы шедевры русской иконописи.   
Но Коломна славится не только своим средневековьем. И в Новое  время здесь появлялись люди, имена которых мы повторяем с гордостью. Николай Новиков и его соратник — поэт и переводчик Василий Протопопов, а позднее — ещё два замечательных имени. Всероссийскую славу Коломне дали Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский, величайший проповедник своего времени. Неудивительно, что именно здесь в 1790 году родился Иван Иванович Лажечников, которому суждено было стать родоначальником нового жанра нашей литературы — русского исторического романа. А потом ещё был выдающийся мыслитель и философ Никита Гиляров-Платонов.
Ему наследовал Борис Пильняк, реформатор русской прозы, славой которого озарилось начало ХХ века.
В середине столетия ведущим литератором города был поэт-фронтовик Александр Кирсанов. Песни на его стихи звучали по всему Союзу на многомиллионную аудиторию. А в Коломне он руководил литературным объединением «Зарница», из которого вышло немало одарённых сочинителей.
В 70-е годы нашим ведущим поэтом стал Олег Кочетков, автор десятка поэтических книг; публикации его стихов в периодике не поддаются подсчёту. Лирике Кочеткова свойственны проникновенный патриотизм и гражданственность, которые так характерны для русской классической школы, в том числе — и для стихов И.И. Лажечникова. Кочетков долгое время работал в аппарате Союза писателей, где отвечал за работу с молодыми поэтами. Он и в Коломне организовал литературное объединение «Зелёные цветы», которое составило эпоху в поэтической летописи нашего края. Именно Кочетков определил поэтическое развитие Коломны в 1970-е годы. Заслуги его перед литературной историей города невозможно переоценить.
Кстати, Татьяна Башкирова вышла как раз из кочетковского объединения. Её поэзия — это личностная судьба автора. Многие её строки пережиты ею самой. Тихой, скромной женщиной, душевно чистой, совестливой. Незатейливая мелодия отчего простора, примет милого края, родной Коломны постоянно звучит в её раздумьях…
Есть ещё один поэт, принадлежащий Коломне, которым очень гордится наш город. Это Григорий Вихров. Правда, сейчас он живёт в Москве, но каждое лето приезжает к матери в село Малое Колычёво, что близ его родной Коломны, рядом с благословенным Девичьим Полем. У коломенских поэтов стало традицией собираться в этом гостеприимном доме.
Вихров — член Союза писателей СССР с 1989 года. Окончил Высшие литературные курсы. Он автор девяти поэтических сборников. Его стихи переведены на французский, немецкий, болгарский, испанский, монгольский и другие языки.
Поэт много выступает с творческими вечерами и лекциями в городах и университетах Западной Европы: в Брюсселе, Амстердаме, Люксембурге, Маастрите, а также в Москве, Санкт-Петербурге, в Туле и Тульской области, в городах Западной и Восточной Сибири.
Смело звучит голос Григория Вихрова по всей России в его гражданских стихотворениях, в которых бьются строки о горевой судьбе России. Любовные его стихи лиричны и проникновенны. Вообще, она очень музыкальна, поэзия Вихрова. Слова ложатся свободно, естественно, будто сама Природа шепчет их автору во время его прогулок, во время его мечтаний… И всё сделано крепко, по-русски, по-своему, по-вихровски, — нет ничего подражательного, никаких перепевов и повторений. Поистине большой Поэт!
А на рубеже 80-х и 90-х литературная жизнь Коломны во многом определяется авторитетом Валерия Королёва. «Московский коломенец», он приехал сюда из суетной столицы, чтобы на коломенской земле обрести вторую родину и получить вдохновение, которое полною мерой даётся здесь талантливому человеку. Именно тут во всей красоте оформился писательский дар Королёва, здесь были созданы его лучшие произведения. Он продолжил традицию творческого объединения, заложенную его предшественниками.
Сегодня его именем названа Центральная городская библиотека.
И всё-таки в эти времена литературная жизнь Коломны во многом оставалась скрытой. Пример тому — талантливый прозаик Михаил Маношкин. Эпическая серия его исторических романов оставалась неопубликованной. Лишь в конце жизни он был принят в Союз писателей и увидел свои произведения напечатанными, да и то не все.
Земля коломенская всегда была щедра на таланты. Да и сам город — как золотой орех: много было на него охотников. Но он устоял от вражеских нашествий, сохранил и Кремль, и храмы, и душу. Многое нарушено, но многое и восстанавливается. Вопреки всему.
Поэтому и рождение в нашем городе литературного альманаха — факт не только значительный, но и закономерный. Писатели, поэты, художники не перестали любить свою землю, а значит, и творить, воспевать её.
 В 1997 году вышел первый номер «Коломенского альманаха» — настоящий творческий Дом для поэтов, писателей, публицистов и художников. Чтобы оценить богатство современной культуры города, очевидно, был нужен именно такой журнал. 
И если первый выпуск готовился на общественные пожертвования, то в дальнейшем альманах выходит в значительной степени при поддержке городской администрации.
Роман Славацкий — «коломенский домосед», и все его поэтические книги, повести, исторические исследования так или иначе связаны с родным городом. Но самым выдающимся  произведением Романа Славацкого является поэма «Мемориал», которая не просто оживила историю, духовную жизнь небольшого старинного города, но воскресила его легенды и сказания. Эта многостраничная книга как нельзя более подходит в качестве символа той «не всей России», которая и стала определяющим мотивом «коломенской литературной школы».
Жить в Коломне и не быть поэтом — невозможно. В самом воздухе нашего древнего города есть нечто загадочное, пробуждающее вдохновение. Поэтов в Коломне, и притом неплохих поэтов, очень много. К сожалению, не все они известны широкому читателю, лишь изредка просияют золотой россыпью на страницах «Коломенского альманаха». Есенинская традиция чувствуются в мужественной и суровой поэзии Вадима Квашнина. А стихи кандидата филологических наук, доцента педагогического института Татьяны Кондратовой более «городские»: они исполнены с большим изяществом и поэтической свободой. А вот Михаил Мещеряков, своей волшебной кистью накладывающий слой за слоем самоцветные краски; трагические мелодии Нины Соловьёвой, изящные ноты Евгения Кузнецова…
В писательскую организацию входят также Николай Антонов и Сергей Швакин. Целую эпоху в коломенском краеведении составили произведения Анатолия Кузовкина.
Отдельная глава нашей истории — плеяда литературных переводчиков. Первая половина ХХ века прошла под знаком поэтов «черкизовского круга». Гениальный переводчик Сергей Шервинский привлёк в Черкизово Александра Кочеткова и Веру Меркурьеву. У них гостили Валерий Брюсов, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Марина Цветаева и другие деятели русской литературы и искусства.
Эта традиция была продолжена трудами профессора Айзика Ингера — переводчика Свифта и Голдсмита, и Бориса Архипцева, известного своими переводами англоязычной поэзии, в особенности Эдварда Лира.
Есть и отряд литераторов, которые формально ещё не входят в Союз писателей, но, тем не менее, могут быть названы настоящими профессионалами. Один за другим выходят в свет многотысячными тиражами романы-фэнтези Сергея Малицкого. Нельзя не заметить произведения писателя-фантаста Сергея Калабухина. Трагизм окружающего мира остро ощущается в поэзии Екатерины Устиновой, а Наталью Красюкову, напротив, привлекает праздничное многоцветие жизни. Занимательные археографические детективы Валерия Ярхо раскрывают нам тайны ХVIII и ХIХ столетий… Всё это коломенские литераторы. Многих время проверило, а других ещё проверяет…
Есть у коломенских писателей и свой сайт: «Пятницкие ворота». Почему именно «Пятницкие ворота»? Откуда появилось такое название? Дело в том, что Пятницкие (Спасские) ворота в течение нескольких веков были главными воротами Коломенского кремля. Через царский въезд властители Руси и почётные гости попадали в Кремль.            
Главный въезд Коломенского кремля — Пятницкие ворота. На их месте стояла деревянная башня, в которой встречали Димитрия Донского перед Куликовским походом. В 1525 году по проекту итальянских мастеров построили нынешнюю проездную башню. Через неё в 1552 году Иван Грозный отправлялся на покорение Казани, здесь в дни Смуты русские воины бились с интервентами. Загадки средневековой истории, коломенские легенды и мифы, реальность и сказка переплетаются здесь. И, подобно Пятницким воротам, литературный мир древней Коломны сосредоточил в себе сокровища «златого слова». И вы увидите их: стоит лишь войти в эти заповедные врата.
Так пусть же культура Коломны раскроется перед вами с наиболее величественной стороны, через самый прекрасный, поистине царский вход.


Художник Влад Татаринов "Пятницкие ворота"