Греческий театр

Магдалена Манчева
             Актеры, одеты в длинных разноцветных робах, построенные в круг, смотрели спиной к центральной точке. С этого места колесо должно завертеться вокруг своей оси так, чтоб околдовать зрителей. Таков был замысел Режиссера.
             Лица актеров оставались скрытами за огромными масками, на которых видны только три прорехи – для глаз и для говора. Оттуда выходила волна на древнегреческом языке, не было перевода и от сцены надеялись, что только звуковой резонанс затронет то место у зрителей, которое называется Душа или Сознание. Только таким способом пьеса воспламенять будет ассоциации. Только таким образом спектакль окажется доступным и понятным для зрительских восприятии. Так думал Режиссер.
             Зрители однако не были подготовленными. Они слушали монотонный голос актеров, смотрели на колесо, которое вращалось вперед-назад, в невозможности сделать полный оборот, и недоумевали зачем  они пришли. Благопристойность прилепила их к стулям насильно и не давала возможность отправиться сразу к выходу. Самые нетерпеливые однако вышли. Другие просто отвлеклись и задумались о своем – ужин, модные туалеты, сплетни дня.
После многих попытков  актерам все таки удалось привести в движение колесо, которое они сами собой изображали. Повернули и дали ему ускоренный ритм. Речь их, которая  до этого момента равномерно звучала, понеслась мощнее и у некоторых зрителей разгонялся сон.
             Но что верно, то верно. Маски трудно воспринимались – нереальная действительность в пыльном луче прожектора. Если звук дотрагивался до души и расшатывал ее колокольным звоном, то безразличие лиц сковывало восприятия. И только публика, которая осталась на балконе успевала чуть-чуть разобраться в смысле, уяснить его для себя.
             Единичные аплодисменты не согрели актеров. Они сбросили свои усталые маски с себя. Ровно час они как бы дышали один и тот же воздух с зрителями, а оказывается воздушные потоки расходились.
             Тогда Режиссеру пришла в голову гениальная идея: включить во втором действии зевок. Зевки как известно заразительные. Задействовал он раз публику, два актеров, потом одновременно одних и других. Так давление выровнялось. Знал он этого захвата от знакомого летчика. Их там обучают нарочно, умышленно вызывать зевок во время полета. В тот момент, рассказывал летчик, освобождается участок мозга и внимание обостряется. Вот именно, после этого искусственно вызванное явление Режиссер сильно надеялся, что спектакль  воспринимать будут свежо.
             Несколько человек быстро стали сопричастными режиссерской идеи. Потом тишина овладела театрального зала.Осветители тактично выключили осветление. Погасли прожектора. Мрак и тишина. Это было третье действие...
          ...А иначе можно считать, что все шло по плану Сценариста.


автор: Магдалена Манчева