Я помню Глава 49 Марианна Таврог

Майя Уздина
Марианна Таврог.

Не могу не рассказать об уникальном режиссёре-документалисте - Марианне Таврог.

 Мне очень её не хватает. Мы были дружны, она приходила на вечера в клубы, приносила свои работы.

 Более 50 фильмов о поэтах, художниках, артистах создала она. Среди них Маршак, Чуковский, Светлов, Шагал, Тышлер, Раневская.

Особенное внимание она уделяла уходящим художникам еврейской культуры.

Встречи с ней на вечерах или в её квартире на верхнем этаже в Большом Тишинском переулке – это интересные разговоры, это встречи со светлым человеком. Она была знакома с молодыми художниками, умела почувствовать их дар, увидеть их работы особым взглядом.
 Она могла так рассказать, например, о Мавриной, что и я – не поклонница художницы, видела её картины другими глазами.

Что такое взгляд  режиссёра - художника? Она рассказала мне о том, как Серов попросил свою мать позировать ему.Через 10 минут, мать упала в обморок. Взгляд художника не был взглядом сына.

А как тепло она рассказывала о родном городе Таганроге! Во время войны она участвовала в эвакуации детей из Москвы в детский дом под Рязань. А потом она попала в Алма-Ату, где в это время была её сестра, работавшая в Мосфильме.

 Там и появилось у неё желание работать в кино. Она работала на киностудии, студенткой ВГИКа она стала в 1942 году. Окончив с отличием режиссёрский факультет,  работала  в "Моснаучфильм" (позднее "Центрнаучфильм"). Она получила российские и международные призы.

 В 1999 году на 7 фестивале российского кино "Окно в Европу" – приз за лучший документальный фильм, "Евгений Онегин. Глава 10" был удостоен награды.

Основная тема её фильмов – литература и искусство. Герои её фильмов выразительны и нестандартны. В её лаконичных картинах много фактов с меткими комментариями. Через героя фильма чувствуешь его внутренний мир, эпоху.

В последние годы большую работу вела Марианна  Елизаровна Таврог в Еврейском культурном центре на Никитской. Она выступала там, вела клуб документального кино. Она красавица и удивительно тонкий человек . Общались мы с ней постоянно,почти до последнего дня.Правда,по телефону.

Совсем недавно прочла строки Майи Туровской, относящиеся к Марианне:

1 ноября В БРУКЛИНЕ (в «Шор-Фронте») -
просмотр фильма, снятого по сценарию Майи Туровской.
Вот что просила она передать зрителям из осеннего Мюнхена, где живет нынче:

«Дорогие друзья, я очень рада, что сегодня вы посмотрите наш старый фильм "Сентиментальный гротеск" Еще больше обрадовалась бы Марианна Таврог – режиссеры в этом смысле темпераментней авторов.

У Марианны под кроватью хранились съемки нашего общего друга Александра Тышлера (фильм о нем, конечно, в советское время не дали сделать), а я к тому же была ученицей Абрама Эфроса, который привел в Еврейский театр Марка Шагала. Я со студенческих лет помнила историю с панно в фойе театра, которые исчезли из обихода...

Но наша идея долго была платонической. Пока однажды я случайно не встретила третью МТ – Миру Тодоровскую.

Фильм мы снимали в самое смутное время, на границе уходящей "перестройки", когда на Науч–поп–студии, где всегда была толкучка и очередь за монтажными и проч. было пусто. Кроме нас работала еще одна монтажная. Денег было меньше, чем мог наплакать приличный кот.

Но нам очень хотелось... Вот и все.
Спасибо, что вы пришли на просмотр. Майя».

Продолжение:http://proza.ru/2011/08/27/504