И хочется на этом свете жить...

Олег Гонозов
Добрую половину жизни ярославский поэт Николай Родионов посвятил работе в СМИ, трудился как в «районках», так и областных изданиях. Заочно закончил журфак МГУ. Издал восемь книг стихов и прозы, был принят в Союз писателей России.

В стихотворении «День», опубликованном, кстати, в 2001 году на страницах известного столичного поэтического журнала «Арион», Николай Родионов размышляет:

Шкаф стоит. А в шкафу что находится? Книги.
Стол стоит. На столе что находится? Чайник.
Передвинуть бы мебель. Но кто будет двигать?
Могут гости придти. Может, сам я уйду.
Пыль покроет и стол, и шкаф, если не продам.
Шкаф мой низенький, стол мой узенький - пусть стоят.
Я попью чайку, посмотрю в окно: гаснет снежный день,
как природа, скуп, как рисунок, стерт, как бумажка, смят.
Прожит как? - никак.
Кто звонил? - никто. Где был я? - нигде...

Стихи Николай пишет с детства. И свои первые строки посвятил приятелю детства Володе Ушакову, отправив его в своем стихотворении... в космос - по радио как раз передавали сообщение ТАСС о полете пилотируемого человеком космического корабля. В ту пору Николай был также далек от поэзии, как пролетающий космический корабль от земли, а стишок сочинил из баловства, ради смеха.
С годами, как только автор стал засматриваться на симпатичных ровесниц, пошли другие стихи. Теперь он доверял бумаге свои чувства и переживания, но долгое время никому их не показывал. Стихи были довольно примитивные, с заимствованными образами, но когда близкий друг Женька Шариков читал их своим подружкам — они имели успех. Однажды Николай показал тетрадку со стихами соседу по парте, и тот многозначительно посмотрев на него, выдал: «Да у тебя не голова, а дом советов», и предложил отнести их в местную газету.
Но свою первую публикацию Николай увидел не в древнем Ростове, а далеко на Урале, в городе Верхняя Салда, где проходил армейскую службу. Это было стихотворение «Утро», и газету с ним он получил перед самой демобилизацией в декабре 1971 года.
Свой трудовой путь Николай Родионов начал учеником слесаря на Паточном заводе. Потом было переславское училище, где он выучился на киномеханика. Затем трудился шофером, руководил секцией бокса при Доме пионеров. А после МГУ всерьез и надолго ушел с головой в газетную работу. Был корреспондентом в борисоглебском «Новом времени», «Ростовском вестнике», «Северной магистрали», трудился собкором «Северного края» и «Золотого кольца», несколько месяцев отработал пресс-секретарем мэра города Ростова.
В 1998 году в редакции «Ростовского вестника» взялись за подготовку к 80-летию газеты юбилейного сборника и предложили Николаю дать в него свои стихи. Но так получилось, что пока он готовил и правил старые вещи, написалось несколько новых. А потом – еще и еще. К концу года вышла первая книжка стихов Николая Родионова «…И всё же я живу надеждой» под редакцией Бориса Сударушкина, а следующая «На изломе тысячелетий» – с предисловием Константина Васильева.
Затем автор, говоря спортивным языком, обрел второе дыхание, появилось желание писать, совершенствоваться, поднимать свое творчество на более зрелый уровень. И Николай Родионов затеял выпуск ростовского литературно-художественного альманаха. В число его авторов помимо ростовских писателей, художников, искусствоведов и журналистов, удалось привлечь литераторов из Брейтова, Борисоглебского, Мышкина, Рыбинска, Ярославля, а также Екатеринбурга, Москвы и Киева. Всего на сегодняшний день вышло 11 номеров «Ростовского альманаха».
А еще Николаю удалось издать пять сборников стихов «Доля», «Автопортрет», «Вид из окна», «Летят стрекозы», «Берег Неро» и книжку прозы — роман «Быть непросто». Надо отдать должное, что литературное творчество Николая Родионова, как пуповиной связано с Ростовским краем и его людьми. В его стихах можно найти седой Ростовский кремль, тинное озеро, притихшие бульвары, фабрику «Рольма». А это дорого стоит. Например, городские старожилы хорошо помнят такой яркий ростовский персонаж, как Катю-Барыню, у Николая Родионова есть стихотворение «Катя-Барыня»:

Самогоном и водкой распарена,
Баба видная, хоть и проста,
Вдоль по улице шла Катя-Барыня,
Мат отборный несла на устах.

Тротуары ей тесными были,
А порой - и проезжая часть.
И орали ей автомобили,
И взрывались водилы подчас.

Катя-Барыня шла им навстречу,
Руки вскинув на уровень плеч,
Взгляд ее бесконечно сердечный
Обрывал раскудрявую речь.

Плюнув, царь деревянной кабины
Дверцей хлопал, смахнув перегар,
А у барыни Екатерины
Открывался вдруг песенный дар.

Запоет величаво и щедро
Вновь начнет всем себя предлагать.
Ей, прошедшей войну, был неведом
Страх с судьбой своей в прятки играть.

Пока кто-то не внял старой стерве,
Не помог жизнь-тоску побороть,
Вдоль по Ленинской - трассе на север
Колыхалась неверная плоть.

Не заботилась баба о чести,
И не знал город бабы срамней...
Катя-Барыня, ты не исчезла
Из мальчишеской жизни моей.
 
Мальчишке, выросшему на берегу озера Неро, которое притягивало его, как магнитом, есть, что вспомнить, есть о чем написать. И хочется думать, что Николай Родионов еще порадует читателей яркими, образными, запоминающимися произведениями, как в поэзии, так и в прозе.

...Скрипит стартер, – почти погасли фары.
Но вот уже навстречу мне бежит
Великий путь: и новый мир, и старый…
И хочется на этом свете жить.