Найти время...

Татьяна Столяренко-Малярчук
То телевизионные новости прерываются рекламой, то шоу за шоу - всё глупее и бессмысленней…
Выбросить его, что ли, этот телевизор…, или для начала – выключить…
А как всё начиналось…
Бабушкиного младшего брата звали Константином. Но, только в классе втором, я поняла, что он не Костя-моряк из песни «Шаланды полные кефали», в чём была искренне уверена раньше. Без «рябчика» - матросской тельняшки - я деда Костю никогда не видела, и курил он только папиросы «Казбек».  Единственный вопрос, который меня тогда мучил, почему его жену никто не называет Соней, а всё – Мотя да Мотя… 
Разочарование от понимания испарилось само собой, как-то незаметно.
А я, как любила раньше бывать у них, так и продолжала любить.
Перебежала через пыльную поселковую улочку, толкнула калитку широких деревянных ворот – и я в царстве винограда и смородины, в обществе дружелюбного Полкана и, постоянно  жующих, кроликов.
Сыновья деда Кости были  чуточку старше нас с сестрой, и в этой «старшести» несли какую-то гордость и снисходительность. Особенно старший – Николай, требовавший называть его дядя Коля. Своими рассуждениями и взглядами он был очень похож на свою маму, бабу Мотю, которая становилась ровней спиной, когда слышала: Матрёна Семёновна.  А младший, Шурка, своей безмерной добротой и широкой улыбкой, нёс по жизни сходство с отцом, дедом Костей. Именно Шурка однажды пригласил нас с сестрой в сказку. В тот день дед Костя первым в нашем посёлке купил телевизор. Назывался он КВН-49. Ни Шуркиной гордости, ни нашему удивлению не было меры. Большеватый ящик с маленьким экраном, на который была надета специальная линза, показывал выступление какого-то хора. Потом были новости, потом опять хор, потом балет. Вся семья сидела на никелированной кровати, а нам внизу поставили маленькие скамеечки. Заставить нас встать с этих скамеечек смог только папа обещанием такого же чуда. Обещанию, правда, суждено было исполниться года через два. И ещё долгое время, зная, когда начинается телепередача, мы бежали в тесную комнатку к заветному ящику.
Теперь, глядя со стороны на эти посиделки, чувствую свою вину перед бабой Мотей. Как же ей хотелось отдохнуть, набегавшись за долгий день в саду-огороде и возле кроликов, настиравшись белья в огромной лоханке, стоявшей под открытым небом летом и зимой, наготовив еды для мужа и сыновей. Бывало, вертится на кровати, перевязав голову белой косынкой, а мы ни на неё, ни на время не обращали внимание, пока родители, буквально за уши, не уводили нас домой.  Папа тщетно проводил с нами воспитательные беседы. Всё на свои места поставила мама: первое – в доме есть радио и наш любимый «Театр у микрофона», второе - свободное от уроков время посвящаем активному отдыху на свежем воздухе или хозяйственным работам. Конечно же, хозяйственным работам мы предпочитали отдых на воздухе, нет-нет да и поглядывая на заветную калитку.
А потом, однажды зимой, отец приехал из командировки и сказал нам с сестрой:
- Девчонки! Берите саночки, поедем кататься! Только одеяльце возьмите с собой.
Мы тихонько повозмущались необходимостью одеяльца, но папино слово – закон. Отец усадил нас в санки и повёз совсем не на привычную горку, а в автобазу, где работал. Подкатил нас к своему грузовику, открыл кабину, и мы увидели на сидении пассажира коробку с надписью «Рекорд». Догадка была мгновенной  - ТЕЛЕВИЗОР!!!   
Мы укутали его одеяльцем, папа укрепил коробку верёвкой и повёз покупку домой, но всю дорогу я и сестра шли в полусогнутом состоянии, придерживая и оберегая долгожданное приобретение.
Мы отвели для нашего нового члена семьи почётное место, но радио осталось главнее и роднее. Ещё не читая Агату Кристи и Бернарда Шоу, мы с сестрой слушали запоем  «Деревенское сватовство» и «Преступления со счастливым концом». И, конечно же – «Мораль пани Дульской» - спектакль о людях, для которых такое понятие, как «мораль» вообще не существует.
Именно радио познакомило нас с такими актёрами, как Зиновий Гердт, Евгений Вестник, Николай Черкасов, Вера Васильева и Татьяна Пельтцер.
Именно радио научило слушать песню сердцем.
Именно по радио я услышала стихи Юлии Друниной и влюбилась в голос Руфины Нифонтовой.
А телевизор…, спасибо родителям, не устававшим повторять:  Если хочешь найти время - выключи телевизор… 
Сегодня я нашла время для воспоминаний...