Тирсо де Молина

Константин Рыжов
 Тирсо де Молина (настоящее имя его было Габриэль Тельес) родился около 1583 г. в Мадриде. Кто были его родители – не известно. Учился он в  прославленном университете Алкала де Энарес. В 1600 г. Тирсо принял монашеский постриг в ордене  мерседариев и большую часть последующей жизни провел в Толедо. Здесь же в 1606 г. началась его драматургическая деятельность. Писанием комедий он занимался потом до самой смерти, хотя это ремесло и казалось многим несовместимым с монашеским званием. В 1616-1618 гг.  Тирсо был проповедником  в Санто Доминго на Гаити, а по возвращении занял пост командора  мерседариев в Трухильо. Умер Тирсо в 1648 г.  настоятелем монастыря в городе Сория. При жизни он был чрезвычайно популярен, но о нем забыли сразу после смерти. Вновь его творчество  было открыто только в 30-е гг. XIX в.

Тирсо де Молина полностью разделял литературные взгляды Лопе де Вега, однако далеко не имел его оптимизма. Оттого его пьесы злее и жестче пьес Лопе. Всего до наших дней дошло 86 его комедий (при том что всего им было написано около 400). Все они пронизаны неким сходным мироощущением. Игра, говорит Тирсо, - это всеобщий образ жизни, но не все это сознают. Те, кто это понимают,  сами играют  теми, кто не понимает. В его пьесах часто появляются герои, наделенные  пагубным и разрушительным умом. Их нескончаемые проделки и обманы составляют обычно сюжет комедий, что отчасти сближает их  с плутовским романом. Виртуозное мастерство Тирсо в ведении интриги настолько ослепительно, что может показаться, будто он готов  пожертвовать всем ради ее совершенства. На самом деле сюжетные усложнения  необходимы драматургу для передачи невиданно противоречивого и изменчивого сознания своего героя. Его внутренняя жизнь в конечном итоге и определяет движение сюжета, со всеми его перипетиями и поворотами. При этом Тирсо обожал острые гротескные ситуации, когда не только правда оказывается ложью, вымыслом, но и ложь, вымысел внезапно оборачивается правдой.

Самая известная комедия Тирсо «Севильский озорник, или Каменный гость» положила в мировой литературе начало нескончаемой галерее «Дон-Жуанов».

Действие комедии начинается в Неаполе. Распутник дон Хуан Тенорьо, сделавший своим хобби обман и обольщение женщин, пробирается в королевский дворец и под видом своего приятеля герцога Октавьо проводит ночь с его возлюбленной герцогиней Изабеллой. Только провожая любовника, герцогиня обнаруживает обман и вне себя от возмущения поднимает крик. Дон Хуан задержан стражей, но благодаря пособничеству своего дяди дона Педро благополучно скрывается. Между тем, Изабелла опозорена, а Октавьо, которого все подозревают в этой недостойной проделке, вынужден бежать из Неаполя.

Корабль,  на котором плывет дон Хуан, терпит крушение близ Таррагоны. Прекрасная рыбачка Тисбея дает ему приют в своей хижине. Дон Хуан спешит воспользоваться случаем – обещает Тисбее, что женится на ней, но, овладев ею, скрывается. Он едет в Севилью и сталкивается здесь со своим старым приятелем маркизом де ла Мотом, легкомысленным молодым человеком, сотоварищем дон Хуана по проказам. Они перемывают косточки своим прежним возлюбленным. Маркиз признается, что влюблен в свою кузину – дочь командора дон Гонсало де Ульоа донью Анну, которая должна назначить ему свидание. Когда де ла Мот уходит, служанка приносит письмо, из которого дон Хуану становиться известно – сегодня ночью донья Анна ждет к себе маркиза. Облачившись в плащ приятеля, дон Хуан пробирается в дом его возлюбленной. Однако девушка тотчас распознает подмену. Поднимается шум. Старый командор вступает в поединок с убегающим распутником, но тот поражает его ударом шпаги. Но и на этот раз дон Хуан избегает наказания! Король Альфонс, потрясенный смертью старого командора, приказывает разыскать убийцу, а поскольку все улики свидетельствуют против маркиза де ла Мота, его бросают в тюрьму. Несчастному грозит казнь.

Бежавший из Севильи дон Хуан объявляется в деревне Дос Эрманас. Здешние жители гуляют на свадьбе богатого крестьянина Патрисьо. Его невеста Аминта очень хороша. Дон Хуан спешит воспользоваться моментом. Патрисьо он убеждает в том, что Аминта давно уже его любовница. Тот в негодовании отказывается от нее. Дон Хуан пробирается в спальню Аминты, убеждает ее в своей любви, обещает жениться на ней и проводит с ней ночь. Утром он исчезает.
 
Вернувшись тайком в Севилью, дон Хуан прогуливается рядом с церковью, в которой погребен командор Гонсало. Над его могилой воздвигнута каменная статуя. Потешаясь над покойным, распутник приглашает его прийти на ужин. И вот вечером, когда дон Хуан садиться за трапезу, неожиданно является статуя командора. Посидев некоторое время, командор в свою очередь приглашает своего убийцу  прийти на другой день в церковь и отужинать с ним. Дон Хуан (который, при всех своих недостатках далеко не трус) принимает приглашение. Явившись со своим слугой в церковь, он находит накрытый стол, за которым прислуживают призраки. Командор потчует своего гостя скорпионами, жабами, змеями, поит его кислым вином. Несколько раз он заводит разговор о вечных муках, что ожидают после смерти распутника. Но, увы, дон Хуан далек от раскаянья. Его речи дерзки, на предостережения он отвечает шутками. Он не подозревает, что возмездие уже настигло его. Исчерпав красноречье, статуя командора сжимает гостю руку с такой силой, что тот падает мертвым.

Между тем в дворце короля Альфонса одновременно сходятся все жертвы дона Хуана: Патрисьо, герцогиня Изабелла, Тисбея, Аминта, герцог Октавьо. Приводят из тюрьмы маркиза де ла Мота. Все они в один голос свидетельствуют, что дон Хуан вероломный друг, распутник, совратитель и бесчестный обманщик. Король в гневе хочет его казнить. Но тут прибегает испуганный слуга дон Хуана Каталион и сообщает о смерти своего господина – его покарала статуя убитого им командора. Божественное возмездие свершилось! Королю остается только исправить причиненный распутником вред: Изабеллу он отдает в жены герцогу Октавьо, донью Анну – маркизу де ла Мота, Аминта возвращается к Патрисьо.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220