(Старое школьное сочинение)
Русский — это православный.
Ф.М. Достоевский
С 1 сентября 2006 года основы православной культуры (ОПК) изучаются в 15 регионах России. Два региона Черноземья — Брянская и Белгородская области — первые, где ОПК стал обязательным предметом. В нашей области он носит название «Православная культура». ОПК — для меня не просто предмет, школьная дисциплина. Православная культура – это взгляд православного человека на процессы, которые происходят в обществе.
По сей день не утихают споры о том, нужен ли в школах такой учебный курс. Многие противники утверждают, что это своеобразная пропаганда Церкви, нарушающая основы Конституции, право на свободу совести. Но те, кто спорят, вряд ли присутствовали на уроках Православной культуры: на них мы не учим молитвы, никто не принуждает нас до фанатизма уверовать в Бога, нет! Основы православной культуры — это предмет просветительский, и по своему содержанию намного шире, чем Закон Божий, потому что рассказывает об основах и особенностях православного образа жизни, о том, что такое молитва и почему русские люди молились, зачем они ходили и ходят в храмы, как изменяется внутренне человек, становясь православным, что происходит в его душе, как созидательный дух, поселяясь в душе православного человека, начинает изменять его жизнь? Без объяснения Закона Божьего здесь, конечно, не объяснить многие истины, но нас никто не заставляет молиться или идти в храм, нам лишь объясняют основы, по которым уже два тысячелетия живет православная цивилизация, те законы, которые Россия унаследовала более тысячи лет назад у древнейшей Римской и Византийской цивилизации и должна сохранить сейчас, являясь третьим Римом.
Дети обязаны знать культуру цивилизации, к которой они принадлежат. Поэтому взрослые, наши наставники — учителя и родители — должны неустанно говорить нам, детям, о том, что культура — это не просто какие-то материальные памятники, культура — это уклад жизни, образ жизни, мироощущение, образ мысли, это любовь, как жертвенность, это наша совестливость, наша стыдливость, наше понимание и различение добра и зла. Нужно говорить о том, что грех — это нарушение нравственных законов, о том, почему мучает совесть, когда обижаешь товарища, или не послушаешься родителей. Надо объяснять, что святость — это верность до смерти, когда на выбранном пути служения Богу ты, случается, падаешь, но находишь силы подняться и снова следовать выбранной дорогой. Дети должны знать, как издревле укрепляли свой дух русские православные люди, как умели каяться и как молитвенно предстояли перед Богом. С детства различать, где черное, а где белое, ведь в православии нет неопределённости — серого цвета.
В системе идеалов и ценностей явный приоритет приобретают материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижения собственного комфортного существования.
Система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный характер. Становится «хорошим тоном», например, приобщение к курению с юных лет или принятие наркотика перед посещением дискотеки.
Еще одним следствием доминирования материальных ценностей является рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость. Всё это мы – дети – видим по телевизору. Но те, кто зарабатывают на этом деньги, едва ли думают о том, что, например, в чьем-то сознании краска, имитирующая кровь в боевике, будет расценена как настоящая кровь, страдание человека. Что же это за осознанное травмирование неустойчивой психики подростков? А если кто-то из них решит, что это весело и завтра пойдет в подворотню убивать? Порой складывается такое чувство, что у людей из СМИ либо нет своих детей, либо напрочь отсутствуют представления о хорошем и плохом.
Дезориентация в системе жизненных целей приводит к росту тяжких пороков, таких как пьянство, курение, наркомания, токсикомания, что не может не вызывать тревоги за будущее России. Увеличивается уровень нервно-психических заболеваний и детского суицида, показатели по которым в России одни из самых высоких в мире.
Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для распространения опасных и разрушительных форм оккультизма и сектантства, что также способствует увеличению уровня нервно-психических отклонений и ухудшению физического здоровья.
Сейчас молодой человек не хочет быть защитником Родины, не может, а порой и не хочет иметь семью и воспитывать детей, не хочет честно трудиться, — он заражен тяжкими пороками – наркоманией, пьянством, озлобленностью.
Что же случилось с человеком? Какова причина этих негативных явлений с духовной точки зрения? Очевидно, что главная причина – ненормальное, болезненное состояние души. В чем это выражается? Без особенных углубленных рассуждений понятно, что в здоровом состоянии души у человека светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям, желание творческого труда. Христианство дает еще и более высокую планку духовному человеку – любовь не только к Богу и ближним, но и любовь к врагам.
Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радости бытия, жертвенной любви, созидательного труда, что, в свою очередь, заставляет человека духовную пустоту заполнять порочными удовольствиями.
Но как ребёнку или уже юноше разорвать этот порочный круг и встать на спасительный путь нравственности и веры в Бога? Вряд ли в этом ему помогут его по большей части курящие и пьющие друзья. Вот тут-то невольно вспомнишь о школьном предмете, который поначалу так не хотелось посещать, ведь всё новое зачастую принимается человеком в штыки.
Задача школьного духовно-нравственного воспитания заключается в преодолении последствий растлевающего влияния на детские души – влияния, как марксистско-ленинистской идеологии, так и последовавшей за ней в начале 1990-х годов тотальной деидеологизации. А духовно-нравственное воспитание в школах осуществляется преимущественно именно на основе программ по ОПК.
Быть учителем в наше время – это уже в каком-то смысле подвиг. А в тех условиях, в которые попали наши учителя, заниматься духовно-нравственным воспитанием учеников – подвиг вдвойне, тем более что полагающихся за это благ учителя не имеют совсем. Это то же подвижничество – преподавать предмет, обучающий нравственной норме, в условиях искусственно создаваемого сумасшедшего дома, когда хорошее называется дурным, а дурное – престижным. Но тут встает еще и такой вопрос: должен ли быль преподаватель православной культуры воцерковлен? Наверное, это не главное. Невоцерковленность человека еще не означает отсутствия у него веры. Известно, например, что наш воин, который проявил необычайную твердость в вопросах веры, в нравственных вопросах, – Женя Родионов – не был воцерковленным человеком, но крест с себя не снял и умер верным Христу и своему Отечеству. А ведь он там был не один. Их было четверо, и все четверо не были воцерковлены, однако никто не предал ни Отечества, ни Бога. Так что воцерковленность и духовная крепость человека не всегда напрямую связаны. Просто педагогам надо быть честными, порядочными, верными, уметь донести до ребят суть преподаваемого предмета.
И всё-таки, что бы ни говорили, «Закон Божий» и «Православная культура» – это совершенно разные учебные предметы, разные и по направленности, и по содержанию, и по правовым основаниям.
Учебный предмет «Закон Божий» – это обучение религии, обязательно предполагающее и включающее в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, т.е. не светский учебный предмет.
Тогда как учебный предмет «Православная культура» это светский культурологический учебный предмет, связанный не только с преподаванием знаний об основах православной христианской религии, но и представляющий более широкий комплекс знаний о культуре.
Каждый культурный, уважающий себя человек, к какой бы вере он ни принадлежал, должен знать основы культуры страны, в которой он живет. Собственно, понять, что такое культура России, понять вообще историю нашего Отечества невозможно без знания основ Православия. Для меня непонятно, как человек, живущий в России, может быть лишен собственной культуры – она же у нас вся насквозь православная. Как можно не знать, например, почему выходной день называется воскресенье? Я считаю, что такие уроки нужны, ведь они помимо повышения нравственности увлекают ребят в удивительный мир Древней, старинной России, делают их искренними патриотами своей Родины, заставляют задумываться над смыслом своей жизни. Итак, как говорил Николай Островский: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Таким образом, с одной стороны, Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны учащихся воспользоваться этим опытом. Необходимо только грамотно, в соответствии с существующим законодательством и современными условиями, осуществить шаги по реализации наработанных позитивных предложений в этой сфере.
Например, хорошее начинание – устраивать встречи школьников с опытными священно¬служителями, духовниками, проповедниками, православными миссионерами. Бывает, что те же самые истины, но произнесенные новым человеком, более опытным, с живыми и яркими примерами, становятся для школьников, наконец, очевидным и убедительным свидетельством. Это поможет представить истины Православия намного богаче и глубже. Раскрывая для себя смысл православной веры, дети начнут по-новому к ней относиться. Возможно, кто-то из них теперь поймет, что все это не просто уважение к древней традиции или, напротив, дань современной моде. А эта вера, собственно, отвечает той потребности, той жажде духовного света, которая есть в сердце каждого человека. Эта вера упорядочивает внутренний строй души и наполняет жизнь человека особенным, высшим смыслом. И вот тогда, открыв для себя смысл, внутреннее содержание Православия, молодой человек станет начинающим делателем на ниве собственного вечного спасения. А это, наверное, и есть конечная цель предмета «Основы православной культуры».