Пустыня Негев

Влад Ривлин
     Пустыня – это место, где человек ближе всего к Богу. Желая услышать Господа, сюда приходили пророки от Моисея до Иисуса.

     Пустыня очищает духовно и физически. Её духу чужды фастфуд и неотъемлемые атрибуты цивилизации: алкоголь, сигареты, бензин... Здесь нет времени – пустыня не терпит суеты. Тот, кто никогда не видел пустыни, будет восхищён её величием. Здесь всё возможно, и всё-таки человек никогда не перестанет удивляться этому чуду...

     В крохотном Израиле целых три пустыни: Иудейская, Негев и Арава.

     Кто не бывал в Иудейской пустыне, тот не ощутил дух Святой Земли –  ведь это колыбель христианства, место, где искали вдохновения и божественного откровения библейские пророки.

     А вот пустыня Негев пользуется гораздо меньшей известностью, хотя и здесь история оставила не менее значимый след. Негев – настоящий рай и для археолога, и для ориентолога, и для геолога... Да и туристам здесь скучать не придётся, хотя вид у пустыни Негев весьма суровый, особенно летом. Но зимой она расцветает как невеста – после первых дождей серая от зноя земля вдруг покрывается зелёным нарядом, усеянным цветами всех оттенков: в пустыне Негев их 350 видов. Воду для растений хранят камни, суровые на вид хранители жизни на этой земле.

     Именно Негев – так эту пустыню назвали за её суровый климат; от глагола «ленагев» (вытирать, сушит) – стал первой остановкой отца трёх монотеистических религий, названных в его честь аврамическими, библейского Авраама. Народам Святой Земли, которая в ту пору называлась Ханаанской, Авраам принёс не только учение о Боге Едином, но и искусство рытья колодцев. Надо ли напоминать кому-то, что вода – это жизнь, особенно в пустыне?!

     Авраам строил колодцы не только для себя, но и для всех жителей той древней земли, за что и снискал их любовь и уважение. Чужеземцев нигде не любят, но Авраама, благодаря его человеколюбию не только на словах, но и в делах, жители той земли приняли как своего, и царь города, на земле которого Авраам соорудил первый колодец, поклялся праотцу евреев, мусульман и христиан в дружбе и верности.

     Отсюда же пошло название одного из древнейших городов земли – Беэр-Шевы, библейской Вирсавии.

     Некоторые любители и даже историки ошибочно переводят название города как «семь колодцев», от слов «беэр» (колодец) и «шева» (семь). Но это неверно, потому что название города переводится как «Колодец клятвы» – в честь клятвы, которую дали друг другу Авраам и царь той земли Авимелех.

     Одно время Беэр-Шева была столицей филистимлян, злейших врагов иудеев, имя которых означает «вторжение» – «плиша».

     Современная Беэр-Шева была построена властями Оттоманской империи в начале прошлого века как административный центр для местного бедуинского населения по проекту немецкого архитектора. Также немецкий инженер и палестинский араб, изучавший архитектуру в Вене, руководили строительством города. В то время это был один из самых современных городов на Востоке. Его планировка учитывала местные особенности, в том числе и очень важный фактор при планировке улиц – направление ветра. До сих пор более удачного проекта, чем центр города, ныне называемый «старым», архитекторам последующих поколений придумать не удалось.

     А древняя Беэр-Шева-Вирсавия, вернее то, что от неё осталось, находится примерно в десяти киллометрах к северо-западу от современного города . Там сейчас бедуинское поселение Тель-Шева.

     Бедуины – самые древние жители этой земли. Согласно бедуинской легенде, раньше бедуина Бог сотворил только верблюда. Некоторые исследователи считают бедуинов потомками легендарных набатеев – воинственных кочевников, банкиров и профессиональных охранников, своего рода швейцарцев древности, сопровождавших ценные грузы с Востока на Запад и обратно. Им можно было спокойно доверить свои сокровища – у набатеев они были надёжно защищены. След этого таинственного народа теряется где-то в третьем столетии нашей эры. После себя они оставили легенды и несколько крепостей, включая знаменитую Петру – столицу набатейского царства в Иордании.

     Негев – это не только древняя история, но и особенная природа.

     О вулканическом кратере возле Мицпе-Рамона и других достопримечательностях Негева можно найти подробную информацию в интернете. А я хочу рассказать о своих впечатлениях.

     Негев, как и Иудейская пустыня, это не пески, а камни. Почва здесь каменистая, летом она приобретает цвет выжженной травы, но с первыми дождями голые камни покрываются зелёной травой и полевыми цветами. Зелень пустыни – это само воплощение жажды жизни. Так благодарить небеса за воду способна только трава, выросшая в пустыне, и никто другой, и, наверное, самые красивые в мире тюльпаны это те, которые растут здесь. Пустыня научила меня радоваться каждой травинке и каждой капле дождя. Короткая израильская весна – настоящий карнавал жизни.

     Негев – это не только камни. Есть здесь озёра и реки. Летом все или почти все эти реки пересыхают, но зимой, в сезон дождей, всё здесь бурлит и не дай Бог кому-нибудь оказаться в таком месте во время дождей – поток воды сметает на своём пути абсолютно всё.

     Вода, архитектор и скульптор пустыни, создаёт причудливые фигуры из камня. После бурного потока на скалах остаются причудливые рисунки и скульптуры, созданные водой: издали одни скалы напоминают профиль человека, другие – на диковинных зверей.

     Весной устья реки покрываются камышом в человеческий рост. Кого здесь только не встретишь в это время – библейских перепелов и аистов, пеликанов и ещё массу разных птиц, отдыхающих на пути из Африки в Европу. В озёрах стоячей воды живут лягушки и жабы. Откуда они здесь взялись?!..

     Здешние горы не поражают воображение альпинистов, но в хорошую погоду отсюда видно и Средиземное Море, и Моавитские скалы, где начинается уже другая страна – Иордания. Кроме гор, а скорее холмов, здесь есть высаженные человеком леса и эвкалиптовые рощи – символ еврейского присутствия на этой древней земле.

     Сюда стоит прийти только для того, чтобы вдохнуть аромат цветущих эвкалиптов. Самый большой в Израиле лес – Ятир, в котором можно даже заблудиться, тоже находится в Негеве. Есть леса и поменьше, в которых без особого труда можно встретить зайцев и лис. А вот ёжик – плохой знак, значит, где-то поблизости змеи. Ну и скорпионы есть – как без них в пустыне?.. Хотите верьте, хотите нет, но в лесах здесь можно собирать грибы, если зимой было достаточно дождей.

     У Негева много проблем, но говорить о них тут мне не хочется. Я люблю Негев. Здесь просторно и дышится легко. И ещё здесь красивые закаты, какие бывают только в пустыне. Тем, кто надумает побывать в Негеве, позволю себе дать один совет: по пустыне нужно ходить, а не ездить. Иначе вы никогда не проникнитесь её мистическим духом.