Средневековая итальянская архитектура

Константин Рыжов
Италия занимала особое положение среди стран средневековой Европы. Здесь наиболее сильны были традиции античности и вместе с тем постоянно смешивались и вступались в конфликт друг с другом культурные веяния, приходившие как с Запада, так и с Востока. В Южной Италии, Сицилии и Венеции сказывалось влияние Византии и арабов, а в Ломбардии – романской архитектуры и готики. Все это определило особый стиль итальянской архитектуры.

Среди богатых приморских и островных городов, расположенных в северо-западной части Адриатического моря, первенствующее значение, начиная с IX века, приобрела Венеция. Положение этого великолепного города среди лагун служило защитой его свободы. Бурное развитие торговли наполнило его сокровищами всего мира, а свойственный венецианцам редкий художественный вкус постепенно сделал их город одним из самых оригинальных и прекрасных на свете. Все эти особенности Венеции ярко проявились в ее главных архитектурных достопримечательностях – соборе святого Марка и Дворце дожей.

Строительство собора продолжалось с XI по XV век, хотя основные работы были выполнены в 1063-1094 гг. Крестообразный  в плане, увенчанный пятью куполами и опоясанный галереей, собор  воплотил в себе многие элементы византийского зодчества. Построен он из кирпича, но его первоначальных стен не видно под богатой мраморной облицовкой. Республика не жалела затрат на эту постройку. Уже оконченный, собор св. Марка то и дело украшался многочисленными драгоценностями, привозимыми как трофеи. Это – великолепные мраморы, алебастр, порфир, яшма и другие  полудрагоценные камни, фрагменты скульптуры, барельефы, колонны. В XIV столетии собор был увенчан  готическим карнизом, искусно сделанным из мрамора и поражающим великолепной тончайшей резьбой.

Другим шедевром средневековой итальянской архитектуры справедливо считается соборный ансамбль в Пизе. Эта группа зданий была причислена к чудесам света уже вскоре после завершения работ. Строительство было начато  в 1063 г. Возглавил предприятие  мастер с греческим именем Бускето. После 1118 г. его продолжал мастер Рейнальдо. Ему главное святилище Пизы обязано своими легкими аркадами и цветной облицовкой  из белого и черного камня с мраморными инкрустациями. В 1153 г. был заложен  Пизанский баптистерий. Строительство кампанилы (звонницы) началось в 1174 г. Вследствие  неравномерной осадки грунта  еще в период строительства кампанила стала заметно крениться в сторону. «Падающая башня», сверкающий белизной собор и плотный, цилиндрический объем баптистерия составляют исключительный  по цельности и монументальному величию  средневековый ансамбль.
 
Еще один интересный средневековый ансамбль, включающий в себя собор, баптистерий и кампанилу, мы находим  в Парме. Собор существовал уже в 1046 г., но был почти полностью перестроен после землетрясения 1117 г.  Соборная площадь Пармы в целом  - один из прекраснейших романских ансамблей в Италии.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232