Как живешь, Богородская игрушка?

Алексей Липкин
Туризм и народные промыслы - две неразрывные части одного целого. Предприятия и частные мастерские, музеи и выставки изделий народных промыслов - все это является туристскими ресурсами - объектами, ради посещения которых многие туристы отправляются "за три моря". Ибо где же еще можно и увидеть за работой настоящего мастера и приобрести себе сувенир на память, да не что-нибудь, а настоящее произведение искусства.
С этой точки зрения, Сергиев Посад и его район являются настоящим кладезем древнего мастерства и народного искусства. Одним из воплощений гения простого русского народа является известная во всем мире Богородская игрушка. Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции, взяв игрушку "Кузнецы", сегодня ставшую символом промысла, сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".
Легенда рассказывает о том, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Он будто бы вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям. Исследователи же полагают, что здешнее, столь давнее и широкое, славное по всей России искусство деревянной игрушки вышло в XV веке из лаврской резной мастерской, пошла игрушка с "лепкой, мудрой и хитрой руки инока Амвросия". Образцы высокого художества Амвросия - резные кресты, панагии - хранятся в Лавре. Так это или не так, сказать трудно. Но традиция действительно возникла в древности и существует по сегодняшний день. Существует, несмотря на все трудности…
Каноны Богородской резьбы - с давних времен передавались по наследству - от отца к сыну. Мастера делали упор на передачу традиции и мастерства своим детям. Работали в избах, на глазах у детей, привлекая их с малых лет к работе. Мастеру приходилось содержать себя, семью, мастерскую, обучать подмастерьев и при этом создавать уникальные произведения.
Сегодня Богородская традиция переживает сложные времена.
В наши дни, когда наиболее актуальным для большинства мастеров становится вопрос выживания, перед ними возникает дилемма: делать уникальные, но дорогие работы или же массовку, сопровождаемую отходом от традиционных канонов.
Хорошая вещь - хорошо и стоит. Да вот делать ее сложно и долго. Продается она тяжело. Может простоять до момента покупки месяц, а то и более. Совершенно другое дело - так называемая "массовка". Ею завален "Вернисаж", сувенирные магазины, лотки торговцев. Стоит эта игрушка недорого, материала требует немного, раскупается быстро. Поэтому и возникает сегодня парадоксальная ситуация - чем лучше мастер, тем он меньше получает денег за свои работы. Тем сложнее ему выживать в современных условиях. В погоне за деньгами в сложившейся ситуации вынуждены отходить от традиционного стиля исполнения, в результате чего появляются изделия, нарушающие сложившиеся каноны. Многие резчики называют свою игрушку "Богородской", но где та традиционность персонажей, особый, характерный для этой игрушки стиль резьбы? Что, Санта Клаус - это традиционные персонаж Богородки? Извините, но это не что иное, как спекуляция именем промысла!
Богородскую традицию, однако, еще можно спасти и сохранить для будущих поколений. Остались еще резчики, помнящие традиции и соблюдающие каноны, несмотря на все сегодняшние трудности. Они надеются на будущее, верят, что промысел не будет утрачен, что помощь придет. И придет она через развитие туризма в этом регионе.Богородское может и должно стать заповедной туристской зоной. Ведь традиция четко привязана к определенному месту, к местным традициям и быту людей, природе, ландшафту. Иначе происходит то, что происходит сегодня в нашей стране повсюду. Редко где можно увидеть произведения искусства, действительно имеющие отношение к традициям народных промыслов. И чаще всего мы видим не гжель, а нечто "сделанное под гжель", не жостово, а "под жостово" не хохламу, а "а-ля хохлома".