Современное архитектурное волшебство

Наталья Копсова
"Итак, коллеги, — торжественно произнес серьезный Питер, наш главный архитектор проекта. — Какие у кого будут предложения по перестройке силосных башен и фабричного корпуса в комфортабельный жилой дом высшей категории?" Молодые архитекторы представили свои, заранее подготовленные эскизы и высказали идеи, после чего все вместе -  опытнейший Питер и зеленая молодежь - пришли к единому мнению далее проектировать таким образом: навешиваем сплошные стеклянные фасады на бывшие башни для хранения силоса — за стеклянными стенами расположим полные света гостиные; к корпусу фабрики пристраиваем для симметрии и гармонии также стеклянные лифты; в бывших башенных цилиндрах возводим междуэтажные перекрытия и располагаем на всех этажах необычной округлой формы кухни, ванные комнаты и туалеты, там же, где есть возможность врезать в башни окна, создаем большие, романтически круглые спальни; в стенах кухонь для создания достаточного освещения запроектируем не только открытые проемы, при помощи которых кухни будут как бы плавно перетекать в гостиные, но и вертикальные узкие вставки из стекла от пола до потолка; ввиду функциональной необходимости при использовании стандартных стеклянно-стеновых модулей часть внутренних перегородок в квартирах выполняем в виде живописной звукоизолирующей волны — последнего слова в нелинейной архитектонике жилища; внешним, уже существующим стенам здания придаем благородный оттенок парного молока, а стеклянные фасады пусть будут чуть-чуть дымчатыми. Мы решили, что таким образом спроектированная в 1918 году  и стоящая почти в самом центре Осло силосная фабрика с градирней превратится в элегантный дом-памятник современного архитектурного зодчества с элитными квартирами супер-модернистских форм. "Пожалуй, что и сумеем трансформировать это Сило в конфетку", — задумчиво глядя на окончательные эскизы планов и фасадов, откомментировал наш ГАП Питер.

.....

           Хочу заметить, что наша фирма под названием "PRIDE ARCHITECTS AS", что с английского переводится как "Гордые Архитекторы", специализируется на международных проектах и в 1994 году получила в Москве первую премию за лучшую реконструкцию старых полуразрушенных домов под центральный офис всемирно известной фармацевтической фирмы Бауэр ("BAUER CHEMIE"), а также имеет ряд других наград за реконструкцию старины и приданию ей современного стиля и звучания как у себя на родине в Норвегии, так и в ряде других стран. Но не успели мы, группа "гордых" архитекторов, разойтись к своим компьютерам, как наступило святое для всех время ланча.
           "А почему твои богатые соотечественники так увлекаются псевдоампиром и фальшивым рококо? — принялась меня расспрашивать милая, вечно смеющаяся Трина — наш дизайнер по интерьеру, знакомая со многими русскими семьями. — Они ведь уже лет сорок как вышли из моды и не думаю, что когда-нибудь вернутся обратно". "А действительно, почему?" — Впервые задумалась я, вспомнив все достаточно безвкусные и безумно дорогие гарнитуры с вензелями-виньетками в медальонах, монстрообразными грифонами и когтистыми драконо-орлами, настырным обилием непомерно пышных деталей под золото-серебро-бронзу и горный хрусталь, полированно-ослепляющим шиком под старину и смешными, вычурными названиями в рекламах типа: будуар Гофрен очень хорош в сочетании со спальней Гофрина, креслами Лематре и гардинами Суприм. В жизни действительно трудно сыскать что-нибудь более аляповато-эклектичное, но с большой претензией.
           Трина, а за ней и другие дизайнеры принялись давать многочисленные советы. Это они у нас очень любят, хоть ланчем не корми. 
           Если уж применять в декоре антиквариат, то только подлинный, а еще он должен хорошо сочетаться со всей остальной мебелью в доме, а также с отделкой квартиры. Достичь такой гармонии совсем не просто, антиквариат очень требователен. Вообще же лучше всего придерживаться еще античного принципа: "Если уж собирать, то только то, что точно можешь себе позволить и только самое лучшее из того, что точно можешь себе позволить". Поэтому правильнее купить два обычных добротных стула и самому придать им, скажем, нежно-золотистый оттенок, чем поставить посреди гостиной дорогущее, уникальное, музейное кресло со сфинксами из черного дерева с позолотой, а потом никому даже приближаться к нему не разрешать и каждый день сдувать пылинки. Мебель, свет, отделка и аксессуары жилища должны отлично подходить друг другу. Но если лично у вас есть хорошая возможность украсить все апартаменты сфинксами-подлинниками и настоящими тронами египетских фараонов, то эти советы, равно как и все последующие, вас, разумеется, не касаются.

           Больше всего у специалистов по дизайну, знатоков интерьера и людей, знающих толк в отделке жилища, вызывает веселость показная, супер-горделивая, безвкусная, без всякой внутренней "изюминки", роскошь, чем очень грешат "новые русские" и их бездумные подражатели. Ведь интерьером дома, устроенным в полном соответствии с собственным вкусом и мироощущением, человек рассказывает о себе все - и даже то, что на самом деле лучше было бы скрыть от посторонних глаз. Современные лорды, принцессы, аристократы, танкеровладельцы, нефтяные магнаты и прочие общественные "сливки" в настоящее время всем остальным предпочитают самый, на мой субъективный взгляд, элегантно-ненавязчивый и более всего имеющий спрос в мире современного дизайна стиль так называемого декаданского минимализма. Его главная отличительная черта — не "бить в глаз" и не быть в претензии на что-то; он мил, слегка наивен, прост, благороден и чист линиями. Его главная задача — превозмочь дизайн и сделаться чистым дыханием духа. Неформально уютный, он не должен требовать больших денежных затрат, но зато требует вкуса, творческого подхода, понимания принципов гармонии и собственной фантазии. Да и само название стиля: декаданский означает изысканный (еще иногда символистичный, где под символом понимается умиротворяющая тишина предзакатного вечера), а минимализм предполагает только необходимое, на обычный язык с архитектурного попробуем перевести как изысканно-необходимый.
           Однако, согласитесь, что даже на слух это звучит гораздо приятнее, чем псевдобарокко или псевдоампир, хотя и не так броско. Мы же с вами, дорогие читатели, при оформлении интерьера нашего дома постараемся быть скромнее, хотя бы потому, что вещами нужно пользоваться спокойно и с комфортом, а уют дома — вовсе не выставка тщеславия и дутого престижа. В нормальной, хорошей семье дух свободно превозмогает материю, привнося взамен счастье, любовь, здоровье, радость и... как это не покажется странным — материальный достаток и богатство. 
           Во всяком случае, так утверждает Фэн-Шуй, даосские принципы правильного оформления жилищ, в соответствии с которыми дом человека просто обязать заряжать его позитивными энергиями творчества и мыслями, как естественным проявлением красоты природы. Так что на самом деле декаданский минимализм зародился более 4000 лет назад в Японии и Китае. Современный интерьер просто обязан сочетать в себе природную непосредственность, натуральные цвета, легкие штрихи индивидуальных предпочтений и абсолютное удобство пользования для всех членов семьи.
           Начнем, пожалуй, со стен. Прежде всего, хочется отметить остро-модную непритязательность и сдержанную аристократичность всего белого: белые стены, белые диваны, белые кресла, ковры и гардины, которые отлично смотрится в сочетании с деталями любого колорита и структуры. Однако заметим, что белый цвет —  не слишком практичен при наличии малолетних наследников. 



           Всем нам в первом классе строгие учительницы рассказывали, как еще в позапрошлом веке родной папа первой в мире женщины профессора математики Софьи Васильевны Ковалевской, будущей дамы сердца Фритьёфа Нансена и Альфреда Нобеля, ввиду острой нехватки у него обоев оклеил спальню любимой доченьки черновиками своих лекций по математике. То был поистине пророческий, хотя и простой ход; четырехлетняя Сонечка, как и любой другой здоровый ребеночек на ее месте, смогла легко объяснить изумленным гостям дома, в чем собственно состоит трудность доказательства теоремы Ферма и что надо сделать с кубом, чтобы превратить его в четырехмерное тело. Сонечка умудрилась получить два куба, один в другом, с попарно соединенными вершинами. Дети любознательны и любопытны, так почему бы не оклеить, используя обычный обойный клей, хотя бы детские комнаты большими и малыми географическими картами, вырванными из старых атласов, или нотными листами, вырезанными из ненужных нотных альбомов. Вдруг и мы сумеем вырастить гениальных музыкантов и отважных путешественников; только всех дел-то — наклеить внахлест любую географически-музыкальную или какую другую энциклопедически полезную информацию.
           Для декора нашей кухни вырежем из использованных иллюстрированных каталогов фотографии привлекательных блюд, сервизов и прочих столовых приборов по вкусу с пищей или без оной, а также перечни особо полезных меню и наклеим их на те места, где душа сможет приятно порадовать или свое третье внутреннее око, пока желудок лишь ожидает...
           Стены гостиных предлагаем украсить любимыми милыми сердцу листьями по трафарету в произвольном порядке и губкой придать им акварельную прозрачность, а особо талантливые могут спроецировать на стены спален с помощью проектора или же просто обвести через кальку контуры какого-либо шедевра, а потом раскрасить его с творческим подходом.
           В детских комнатах буйство красок, оттенков и оригинальных находок  может царить не только на стенах, — позвольте вашим маленьким гениям самим разукрасить свою комнату (естественно, под вашим чутким руководством, и поставьте себе плюс за воспитательное мероприятие). Если же вы все равно боитесь поручиться за конечный результат, то предварительно сотворите вместе с детишками совместные эскизы. Затем осуществляйте задуманное шаг за шагом, уголок за уголком, никогда не торопясь достичь конечного результата и наслаждаясь самим процессом. Получится все отлично. Поверьте, любые дети сочтут делом чести следовать разработанным с их участием эскизам вплоть до мельчайших подробностей, а вы приучите их терпеливо доводить задуманное до конца. Вот тогда вы получите действительно ошеломляющий дизайн, интеллектуально и творчески развитых детей, и ваши гости, в самом деле, "умрут от зависти", а не только лишь у вас на глазах; впоследствии, уже за глаза, распространяя по всему нашему и потустороннему свету насмешливые слухи о претенциозной нелепости и безвкусице вашей новой дорогой отделки.
           А еще можно попросить любимых деток сотворить для домашнего интерьера скульптурные композиции из самых невероятных материалов: от пустых бутылок, обернутых фольгой спичечных коробков и проволоки до гороха, овса и прочих засушенных полевых злаков. Ничуть не бойтесь сами вовлечься в этот увлекательнейший процесс, вспомните детские игры и, хочется повторить еще и еще раз, вы разовьете свою и детей творческую фантазию и легко превратите квартиру или дом в настоящее произведение искусства. Создайте сами конструкции книжных полок из деревянных брусков, а затем покрасьте их в разные интересно сочетаемые цвета, например в серебристо-серый (стальной) с сиреневым. Вот и положено начало собственной коллекции эксклюзивной мебели. Если у вас не хватает денег на новые лампы и люстры, а старые давно оставляют желать лучшего, то сотворите сами люстры — скульптуры из комбинации нескольких банальнейших "лампочек Ильича" (особенно хорошо почему-то получаются мухи и жуки), и ваши соседи с хрустальными водопадами удивятся несказанно. По-доброму объясните соседям, что хрустальные водопады (я их и сама очень люблю), равно как и гранитные плиты и мраморные стилобаты гораздо больше подходят для интерьеров станций метро, гостиниц, ресторанов, иностранных представительств, дворцов и прочих общественных учреждений, чем для семейных спален, кухонь и туалетов. И совершенно не обязательно, чтобы в насквозь прозрачных стенах квартиры, светящихся мистическим светом, плавали искусственные рыбы. Достаточно самим нарисовать этих красочных или безвариантно золотых рыб (можно срисовать наиболее понравившиеся виды прямо из учебника зоологии), а потом в художественном беспорядке приклеить к обоям тех, которые удались особо. Получится ничуть не хуже.
           Выкопайте из земли любые пришедшиеся по душе здоровые и крепкие сорняки, например репейники или лопухи (сорняки почти не требуют присмотра, ухода, полива, освещения и т.п.) и превратите их в экзотические домашние растения. Крупные сорняки можно сажать прямо в простые или эмалированные ведра и расставлять по углам комнат и коридоров; сорняки поменьше размещаются в обычных горшках для цветов, окрашенных любой подходящей краской в яркие солнечные цвета. Нелишним штрихом в оформлении будет также преинтереснейшая икебана из сочетания любых живых растений с перьями, ветками, корнями, бумажными салфетками, стеклянными шариками, остатками разорванных бус и всего чего в голову придет.
           Главное во всем — гармония. Внутренняя, как известно, соответствует внешней и наоборот. Гармонии же претят излишества и жадность. Грамотно выстроенный, с радостью созданный и живым творчеством наполненный интерьер жилого дома привнесет гармонию во взаимоотношения между членами семейного клана. В этом, и ни в чем другом, состоит его основная задача, - считал главный мудрец древнего Китая, известный миру под именем Конфуция, и к нему присоединяется другой великий философ, писатель и архитектор Хуан-Ди, более известный народам под именем Желтого Императора.


           Кстати говоря, интересный факт. Согласно этимологии — науке о происхождении слов, слово "мебель" происходит от слова "движение".
           Купите дополнительные удлинители и осветите свой древний диван с разных сторон под разными углами. Чем осветить не столь уж важно; дополнительный свет, но только мягкий и неяркий, всегда очень украшает вечернюю обстановку загадочной игрой теней. Если обивка дивана совсем пообтрепалась и уже ничем не затеняется, нашейте на нее симпатичные безделушки из мягких тканей, кружевные аппликации, цветную тесьму, а то и золотые позументы. На спинки стульчиков для детей можно надеть своеобразных "баб на чайник" — подушки-игрушки с головами и лапами вышедших из детского употребления медвежат, песиков, котиков, поросяточек. Это вовсе не сложно, но мягкая мебель сразу "заиграет" от гордости превращения в поистине уникальную. Не слишком модные, красивые и в силу того мало подходящие для цветов вазы, например глиняные, отлично годятся под свечи. Наставим в вазы разных по объему, но одинаковых по цвету свечей сколько влезет и получим почти божественное сияние вечером совместно с интересной декоративной деталью в дневное время.
           Облезлые стулья, равно как и облезлые или просто скучные серванты, полки и тумбочки сильно шкурим, а затем окрашиваем в нежные пастельные тона, например, розовато-белый, золотисто-бежевый, лиловато-сиреневый или любые другие, которые любим или которые можем себе позволить. В настоящее время очень моден салатовый, который придает интерьеру весеннюю свежесть, очарование, легкость и молодость. Только представьте себе: салатовые стульчики с белыми или розовыми подушками на фоне лимонных книжных или кухонных полочек — прелестно, как в Раю. Такая мебель смотрится  и эксклюзивно, и оригинально и уж, во всяком случае, лучше самого на самом деле распространенного в современной России стиля нищенской ободранности и наплевательства, назойливо кричащем случайным посетителям и гостям дома: "а сами-то мы люди не местные..." А еще в меру обструганные деревянные стулья (буфеты, комоды, сундуки, скамейки) можно самим расписать лубком, зверюшками из детских книжек, лунными или земными пейзажами и чем угодно по трафарету или без, и под давно продавленные сидения сшить оригинальные кружевные подушечки.



           В Скандинавских странах и в Великобритании  бережно сохраняют и с большим почетом выставляют в гостиных и обеденных залах просто хорошо обшкуренную незатейливую бабушкину мебель, лишь в самом крайнем случае покрывая ее слабым слоем прозрачной краски или лака. Для тех, кто хочет добиться видимости большей неровности и старины, краску, нанесенную с помощью тампона, стесывают, мебель полируют и покрывают лаком по новой, потом снова все стесывают и так несколько раз. Такая техника за рубежом называется приданием старине "эффекта мраморности". Если вы вдруг почувствуете, что вы эстет в душе, то попробуйте поэкспериментировать с холщовыми мешками, украсив их металлической леской, проволокой или шнуром. Получаются даже очень ничего гардины с переходом из минимализма в авангардизм, а потом можно спокойно разрешать кошкам их драть — ничего не случится. Если вам повезло по жизни иметь хотя  бы одну очень большую комнату, то не надо расставлять всю мебель по углам, а надо смело выставить чего-нибудь подходящее, например софу, на середину и окружить оригинальными вышеописанными растениями и светильниками. Банальные табуретки превратим с цилиндры или кубы (в конце концов, можно обыкновенные ящики обшить), еще лучше разбросаем по своим "персидским" коврам большие мягкие подушки в любых узорах из жестких тканей или кожи.
           Любите зеркала, они расширяют горизонты зрительного пространства и как бы придают квартире больше воздуха. Они чудесно смотрятся, будучи вставленными в любые рамы:  от музейно-художественных до деревянно-необработанных.
           Любые полки, отгороженные от общего пространства любыми дверями любого вида или ширмой на колесиках, элегантно превращаются в шкаф. Народные умельцы могут с легкостью трансформировать свободное пространство в своих жилищах  в каких угодно вариациях, приделав эти самые колесики к этим самым дверям или ширме — самый старый прием театральных декораторов, которым ничего не стоит в одно мгновение сменить функцию комнаты.
"Меньше — это когда на самом деле всего больше", — как-то заметил один знакомый великий архитектор. Если вы умелец, то попробуйте задекорировать кухонную мебель металлическими решетками с вкраплением в них кусочков разноцветного стекла — получите такой редкий эффект, что после всегда на кухне будете пальчики облизывать.
           Из недорогих искусственных трав и папоротников или засушенных и после подкрашенных злаков и камышей сотворите фантазийные гирлянды и украсьте ими ванную и туалет, даже сами не заметите, как сразу лучше пойдет дело. Туда же наставим разных красивеньких флакончиков, а интересными по форме или просто дорогими сердцу бутылками из-под вина и водки создадим дополнительный уют все в той же кухне. Не поленимся прибить для них лишнюю полочку над кухонным окном. Подаренные розы засушиваем при их естественном увядании, вешая вверх ногами на карниз. Потом так и оставляем или окрашиваем — напыляем живые цвета солнечного спектра (по Фэн-Шуй лучше всего золотисто-желтый и оранжевый) или используем в виде букетов "привет от старой бабушки" в кружевных бантах в тех же, например, уникальных, на наш взгляд,  бутылках. Начнем собирать всевозможные корзинки и ящики, они абсолютно натуральны и хорошо смотрятся друг с другом.



           Все пока получается очень выдержанно и графично, при том, что линии нашего эксклюзивного интерьера идеально точны и дышат нездешней изысканностью. А в вечерних сумерках на наш интерьер нужно смотреть в нужном свете. Быстренько что-нибудь подходящее: бантики, ленточки, веера, матерчатые цветочки, бисеринки, цветные стеклышки или даже кружавчики с бывших воротничков пришиваем, пришпиливаем, приклеиваем прикалываем к старому, плюшевому бабушкину абажуру, чтобы элегантно скрыть проплешины.
           "Ах, бабушкин абажур — старый, верный, добрый бабушкин абажур — это такая прелесть", — вздыхают консервативные англичанки, когда ровно в пять  часов вечера принимаются за чай — "tea-time". А вовсе не старые, но просто дешевые, серые и невзрачные абажуры превращаем в произведение прикладного искусства методом простого холодного батика, хотя горячий и узелковый могут тоже сгодиться. Вообще-то в минимализме свет предпочтителен белый в сочетании с белым же металлом; для деканданса подойдут и радужные лампы самых разнообразных, но непременно изящных форм вплоть до особо модных довоенных ночников — керосинок и морских фонарей. Однако самый хит нынешнего сезона: белая люстра, обвешанная разбитыми белыми чашками и блюдцами, как морской утес — чайками и альбатросами. Реверанс в сторону законодателей "Фэн-Шуй" и минимализма китайцев и японцев предпочтителен в виде бумажных или шелковых фонариков традиционных восточных форм с таинственно просвечивающими поверхностями, исписанными иероглифами и изрисованными непременно успокаивающими нервную систему ландскапами. 
           Всем нам надо почаще советоваться со своей интуицией, вот так и создается для каждого своя собственная, сугубо индивидуальная природная среда. В первую очередь используйте то, что под рукой и фантазируйте, фантазируйте...
           Не пугайтесь декорировать в своем доме даже "разбойничьи пещеры", тем более у большинства они и так имеются, и накрутите из любых мягких тканей занавески-арабески в виде женских фигур. Получится живо, забавно, эротично и не скучно. Большие серые булыжники тоже способны придать декору своеобразие и естественность, напоминая о вечном. Но главное: никогда никакого снобизма. Смело используя свою фантазию, не бойтесь посетить даже городскую свалку, там можно найти много чего интересного и весьма подходящего для удовлетворения творческих амбиций. Экспериментируйте, пробуйте, творите, делайте так, чтобы вам самим нравилось — и ни в коем случае не комплексуйте у витрин с малахитовыми шкафами, комодами в гриффонах и янтарными посудомоечными машинами. Таков совет от наших дизайнеров по интерьеру — аж из самой Скандинавии.
           А знаете чем закончилась попытка переделать силосные башни в фешенебельные квартиры в нашей фирме гордых архитекторов?
           Архитектурно-планировочное решение здания "KORNSILO" по Tronheimsveien, 197, Oslo городские власти, всенорвежская комиссия по сохранению и использованию антикварных зданий и сооружений и Архитектурная академия Норвегии признали лучшей идеей использования бывших индустриальных площадей по новому назначению, одновременно как и важной эстетичной городской доминантой, придающей столице архитектурное своеобразие в современном стиле. Группа архитекторов, работавшая над проектом, получила признание и новый заказ на переделку соседней силосной башни в студенческое общежитие.
           Вот так и, по большому счету, только так случаются будущие памятники архитектуры и дизайна.