Как жить

Валерий Смоланов
Валерьян ВАС
КАК ЖИТЬ?

В длинном торговом ряду, ведущему от метро "N" до станции с таким же названием. С правой стороны во всю длину пешеходного перехода красовались игровые автоматы. Открывал галерею – зальчик за стеклянной витриной, глухо закрашенный изнутри темно-синей краской, под бездонное звездное небо и большой золотистой рулеткой с красными и черными цифрами.
Что творилось за темно-синей стеклянной дверью, мы не знаем. Дальше по этому ряду, метров на пятнадцать, на синей стене из толстой фанеры ровным рядком глазели экраны пятнадцати мониторов с разными картинками: с ягодами, с жареной курицей и синими пивными пробками и так далее. Все эти "однорукие гангстеры" крутились от бумажных купюр. А левый ряд занимали торговые точки. Первая от метро была овощная палаточка, далее продавали сигареты – блоками и поштучно и сопутствующие товары, потом – платья, халаты, тапочки, носки-чулки и всякую домашнюю утварь, для кухни. В небольшой каморке ютился салон сотовой связи, за стеклянной дверью и витриной. Стекла здесь закрашены не были, они были завешены, обставлены продаваемыми товарами и работали как реклама – сами на себя.
Замыкала торговую галерею газетная палаточка 2,5 на 2,5 метра – общая площадь палатки. Вся она была сплошь обвешена ровными правильными рядами от одной стены до другой глянцевыми модными дорогими журналами.
С левой стороны, на уровне живота, во всю длину стены изготовлен самодельный прилавочек, заваленный стопками газет и разными сканвордами от "Тещи" до "Три семерочки", уникальная призовая система с набором денег, телевизионными программами на целую неделю и журналами типа "Семь дней". Там же на газетах стоит стеклянная пепельница, приуроченная по случаю, под мелочь – на сдачу.
Левая стенка от самодельного прилавочка до потолка тоже увешана глянцевыми красивыми картинками обложек модных, супермодных журналов, со стенки журналы и газеты плавно и ровными порядками переходят на стеклянную витрину, и на саму стеклянную дверь, открывающуюся направо, наружу. На двери с наружной стороны торчит петля для висячего замка. Дверь вся завешена газетами и журналами, перегнутыми в пополам, где еще висят полиэтиленовые пакеты и сумки. Сразу за дверью небольшой узкий прилавочек, через который можно спокойно перешагнуть и оказаться на табуретке, накрытой круглым прикроватным цветастым половиком. Это рабочее место хозяина палатки. Правая  стенка  вся обвешена  аккуратными  рядками  небольшими по размеру книжечками – дешевыми детективчиками с любовными приключениями. Известных и неизвестных  авторов, в основном  женского рода. Татьяны Устиновой, Дарьи Донцовой, Александры Марининой. Небольшие книжечки очень удобные, их можно положить  даже в грудной карман костюма или куртки. Это для мужчин, которые обычно не перегружают себя пакетами и сумками, а ходят высокомерно и величаво, свободно размахивая пустыми руками. Для них такая книжечка  - просто находка. Молодые девушки, незамужние, обходятся маленькими сумочками, куда большую книгу, да еще в твердом переплете, не запхнешь никакой силой. Ассортимент в дорогу, на электричку, что надо.
Во всю ширину проема двери, в черной куртке из плащевки, в черной кожаной круглой шапке с подвернутыми к верху краями, типа тюбетейки, без козырька восседает, как падишах на троне, Вася с круглым румяным лицом, большой нос с горбинкой у самой переносицы, щурится в узкие прорези глаз, задумчиво смотрит на улицу на снующих мимо него, вечно куда-то спешащих мужчин и женщин, девушек и юношей. Но он не замечает проходящих мимо него людей, взгляд его прищурый сосредоточенный устремлен прямо: напротив него стоят еще восемь игровых автоматов, но это уже другие автоматы, в них надо бросать пятачки (пятирублевые монеты). Сразу от угла стоят два цифровых автомата, с бегающими красными цифровыми числами на экране монитора, рядом – рулетка там, на числовом круге в виде часов расположены пустые и с числами квадратики, куда попадет шарик. Будет проигрыш или выигрыш. Рядом еще два цифровых автомата и рулетка, потом – автомат с арбузами и замыкает их аппарат с полураздетой девушкой с длинными белокурыми волосами, в черных кружевных чулках, закрывающих сеткой ее пышные бедра. Этот аппарат непростой: закинешь пятак, нужно еще нажать белую кнопку, чтобы привести в движение рулетку. И сразу появляются три ряда по три разнообразных фигуры – цифры  вперемежку с овощами и фруктами. Если в среднем ряду совпадут три одинаковых цифры, овощи или фрукты - ты выиграл. Это количество очков можно еще увеличить в несколько раз или потерять все. При выигрыше на мониторе в левом и правом верхних углах появляются две карты: дама виней и дама червей. Игрок должен угадать нужную масть и открыть одну из пяти карт, расположенных внизу в один ряд. Здесь нужно поймать момент и вовремя нажать белую кнопку.
Привлекает полуобнаженная блондинка своим развратным видом больше мужчин и юношей. Они спешат, как всегда, на свою электричку, очень спешат, но нащупают пятак в больших карманах и непременно захотят испытать свою судьбу-злодейку, попытать свое счастье. Некоторые кинут пятачок в блондинку, аппарат молчит, а они не знают, как играть дальше, и бегут на свою электричку. А Вася тут как тут, выскакивает он из своей будки и нажимает белую кнопку на развратной блондинке. Только чудес не бывает, и манна небесная не сыплется на него дождем. Но Вася на страже на своем посту. В жизни всякое бывает.
Сразу за однорукой блондинкой в синей стене на уровне груди сделано маленькое окошечко, чтобы можно было просунуть руку и взять или отдать деньги. В этом окошечке всегда с шести часов утра и до двенадцати часов ночи сидит молодая красивая девушка и занимается денежными делами. Она меняет бумажные деньги на пятаки, если кто выиграл много пятаков, то сдают девушке выигранные сто или двести пятаков, она внимательно их пересчитывает, и отдает счастливчику бумажные купюры, согласно полученных пятаков. На тех пятнадцати автоматах – раздача немножко другая: суешь бумажную купюру – 50, 100 , 500 или даже 1000 купюру и если выиграл, на мониторе будет высвечен выигрыш. Единственная беда - это табличка "минимальный выигрыш на аппарате - 200 рублей". Поэтому пока на аппарате не высветится указанная в табличке сумма, девушка-оператор снимать деньги с аппарата не будет. А когда будет – 200, 300 или 1000 рублей - "Девушка, снимите с клубничек тысячу рублей". Девушка идет, отворачивает набок синий экран монитора, и выдает счастливому игроку выигрыш.
К Васе подходит покупатель, спрашивает:
 - Свежая МК есть? –
Вася автоматически, как робот, не глядя на газеты, руками – рычагами берет в щепоть нужную газету, бумага хрустит, мнется в руках и отдает покупателю. В пухлую ладошку звонко сыпятся беленькие рублики, двушки, пятаки. Вся мелочь со звоном дзинь, дзинь, летит и бьется о граненое стекло пепельницы, дребезжит на пустом днище и спокойно укладывается там кучкой.
- А сканворды есть? Сколько стоят?
- Три пятьдесят, "Теща".
- Давайте – говорит покупатель и подает 4 рубля, рублями.
Покупатель покорнейше, прижав сканворд к груди, переминается с ноги на ногу, явно чего-то ждет, но всем своим поведением старается не показать вида ожидания, глазами начинает метаться по глянцевым обложкам журналов с обворожительными красавицами всего земного шара. Занимает себя как может, но не уходит. Вася, тоже не спеша, двумя толстыми пальцами, морщась брезгливо, ищет, небрежно расталкивая по пепельнице ненужные беляши, отыскивает медную пятидесятикопеечную монету. Пыхтит, надувая щеки, как будто только что совершил двенадцатый подвиг Геракла, осторожно достав нужную монетку, Вася делает брезгливую витрину, вытягивает толстые губы трубочкой, нехотя колышет свое монументальное тело, отдает сдачу педантичному покупщику. "Нищета подмосковная", - про себя думает Вася – "Вот на "Арбате", с десяти рублей – меньше пяти никто не берет. Вот где надо было работать. А то сижу здесь целый день и копейки собираю. С раннего утра до поздней ночи".
Время обеденное. Мартовское солнышко высоко висит и прямыми теплыми лучами топит, сосет по капелькам сосульки, свисающие с рифленого козырька, напущенного на полметра, над игровыми автоматами. Укрывающих игроков от любой непогоды – дождя или снега. Солнце отражается в лужицах на асфальте и румяных щеках хозяина, красные веки с редкими ресницами тяжелеют, начинают слипаться. Морфей берет свои права – Василий сидит и уже клюют носом.
У электричек наступает обеденный перерыв. Людская река мелеет, а с ней и количество покупателей.
Василий пошевелился на стуле, разнял затекшие ноги, снял одну с другой, сладко потянулся и, расправив свои могучие плечи, вздохнул полной грудью, нашарил в пепельнице два пятака и перешагнул через прилавок, перебарывая в себе два чувства: играть или не играть. Но бесенок корыстолюбия не давал ему покоя. Вчера Вася проиграл в один аппарат пять тысяч рублей (это половина его зарплаты). И чертенок затейщик сидел глубоко внутри и подтачивал подойти и отыграться. Ведь деньги – в аппарате и этот однорукий бандюга должен уже отдать, проигранные им вчера фити-мити. Он, не спеша вразвалочку, подошел к автомату с полуобнаженной девушкой, прищуренным взглядом окинул его с головы до ног, как бы прицеливаясь, спрашивая его, ну что, дружище – деньги отдашь сегодня?
На мониторе закрутились: цифры, овощи и фрукты, но выигрыша не дал. "Два пятака съел и не подавился, падла. Все, надо завязывать с этим делом", - с обидой и злостью подумал Василий.
После обеда, ближе к вечеру пешеходное движение оживилось. Народец на час раньше, чем обычно, нескончаемым косяком потянулся в сторону пригородных электричек. Сегодня пятница и дачники с большими баулами за спиной, смешались в разноперстной массе, придавая толпе особый колорит и размах движению. Вася сидит уже неспокойно, как на иголках. Народец на ходу, останавливается у распахнутой настежь двери, завешанной газетами, берет необходимое для себя чтиво и быстро идет в кассовый зал, где стоят турникеты и работают, как правило, всего две кассы, из четырех имеющихся. В кассах сидят уже немолодые серьезные женщины, разодетые в выляневшую синюю форму железнодорожников.
Однорукие гангстеры напротив засветились красными дисплеевскими цифрами и застучали пятаками о железный лоточек, пристроенный снизу на уровне пояса, для сбора выигрыша. Вася еле-еле выдерживает этот уже родной, никогда не забываемый, металлический звон, который, как магнит, зовет и тянет его, на улицу, на любимый звук, к автоматам. Улучив свободную минутку, он вылезает из своей берлоги и подходит к старенькой седой бабушке, божьему одуванчику, она играет на втором от края аппарате.
- Да он не дает, вообще не дает. Надо, бабуля, на другом аппарате играть.
Сморщенное, как печеное яблоко, лицо с курносым носом и маленькими хитрющими, неспокойными бесцветными глазками, добросердечно улыбается.
- Да… да я уж скоко, сынок, сунула туда деньжаш – то. Целых сто рублей.
Жалко бабушке уже своих ста рублей, и выиграть она хочет, и не знает, как быть: слушать ей советчика или не слушать. Там-то не известно есть деньги или нет. А здесь-то, в этом аппарате, сто рублей ее-то уже лежат. В это время к Васе подходит мужчина на две головы ниже Васи, в черной шапке "А-ля Жириновский" с блестящим на солнце козырьком, черная кожаная куртка распахнута, руки в карманах. Лицо у него озабоченное и напряженное, как будто ему куда-то надо срочно спешить, а Вася его не пускает. Смотрит он снизу вверх на Васю заискивающе и жалостливо, и жалобно-умоляюще просит у Васи триста рублей в долг.
- Коль, ты же должен мне уже семьсот.
- А я тебе щас тыщу отдам.
- Я вчера тоже так думал: сперва тысячу проиграл, потом еще и еще, а когда опомнился – оказалось, пять тысяч, как Фома хером сдул.
Вася смотрит аппарат его свободен и хочется поиграть ему тоже. Хоть не на свои деньги – на чужие, но снять зуд в руках. Он идет к себе, откуда-то, из глубины палатки, достает три сотенные купюры.
- Коль, завтра, крайний срок.
- Хорошо, хорошо.
Радостно соглашается Коля, забирая деньги, в данный момент он готов на все лишь бы заполучить эти долгожданные денежки. Коля меняет сотенные купюры на пятаки, засыпает их в два больших наружных кармана куртки. Указательным пальцем правой руки он почесал кнопку носа, снял с лица маску напряжения и озабоченности, и с каким-то неподдельным блаженством и вдохновением равномерными толчками стал грубо и жестко впихивать пятаки в цифровой автомат. В данный момент на его лице царила блажь и полное умиротворение. Вася стоит с боку, наблюдает и дает советы: не играть в этот аппарат, а кинуть хотя бы пять пятаков в "белокурую блондинку". Он обиделся на этот автомат и теперь любыми путями, силами и средствами готов, хоть чужими деньгами, но обанкротить эту "блондинку". Пусть даже весь выигрыш достанется не ему, а кому-то другому. Все равно, не жалко. Только бы раскрутить ее. Коля неохотно слушается Васю, берет пять пятаков и бросает их в "блондинку", но аппарат молчит. Коля, казалось бы должен весь изозлиться, но он на удивление хладнокровно спокоен и выдержан. Вместо него злится и бунтует Вася.
- Вчера, блин, пять штук засадил, чуть было аппарат не разбил, вдребезги.
Коля слушает, и молча возвращается к своему "гангстеру", начинает потихоньку выигрывать – по пять, по десять монет выскакивает из "однорукого гангстера". Вася стоит рядом, нетерпеливо стучит кожаными черными ботинками, сподручно левой рукой достает из Колиного аппарата по одной монетке и запихивает в "блондинку". При этом он ужасно ругает все эти аппараты, которые не дают ему спокойно работать и жить. Каждый день крутятся они у него перед глазами, вытягивая из кармана и стеклянной пепельницы последние пятаки. И нет ни одного дня покоя. Вася, сам хозяин точки, он, конечно, может завтра, или в любой другой день не выйти на работу. Ругать его никто не будет. Но за аренду администрация деньги (пятьсот рублей за сутки) возьмет обязательно. И не знает бедный Вася, как быть и жить ему дальше. То ли работать и играть, то ли не работать и не играть. "Уйти слесарем в "Сан-Рэмо" там поработать, как ему сказали мужики, в день по пятьсот рублей – одной халтуры имеют. Да еще зарплату по пятнадцать тысяч получают, и в ус не дуют. Есть работа – работают, нет работы – сидят в домино или картишки перекидываются".
Коля, не без помощи Васи, уже проиграл свои заимствованные у хозяина деньги. Ему еще поиграть хочется, но он уже не решается просить у Васи в долг. Он стоит в нерешительности меньжуется, закурил от нечего делать, чтобы как-то скрасить свое неоправданное здесь пребывание. Подходит Гена, высокий с круглым лицом в узеньких, но с толстыми линзами очках и на жирном подбородке редкая беленькая бородка. Помятое лицо и одежда явно говорили за хозяина о его бессонной и беспокойной последней ночи. Он здоровается сначала с Васей, потом с незнакомым ему Колей, у него он просит закурить. Сладострастно затягивается легкой "Явой", хитровато улыбаясь, указательным пальцем правой руки поправляет очки на носу.
- Вторые сутки дома уже не был. Жена из дома скоро выгонит. А я до дома не могу доехать никак, уже вторые сутки, здесь торчу. Мужики, у вас не будет, случайно, тридцатки на дорогу, до завтра?!
- Сам бы у кого взял тысячу рублей, до завтра, - недовольно ответил Вася.
Он знал этого Гену, который совсем заигрался и давно уже проиграл весь свой большой уважаемый когда-то авторитет и большую добрую душу. Где играл Коля, подошла бабушка в сиреневом недорогом уже изрядно поношенном пальто, со сборками, как у сарафана, на талии и такого же цвета шапкой под "грибок". Бабушка, сложив смиренно сморщенные руки на груди, склонив голову набок, смотрела прямо на аппарат и что-то шептала себе под нос. Потом она проделала что-то похожее на поклон. Тут только она заметила двух здоровущих мужиков и, как бы оправдываясь перед ними, прощебетала своим беззубым шепелявым ртом. Она буквы "с" и "з" произносила как букву "ш".
- Вот пеншию получила – хочу детишкам подарочек шделать. А то пеншия совсем маленькая, даже на хорошие конфеты не хватит.
Она меняет пятьдесят рублей на пятаки. Глаза ее хитренько блестят, на лице оживление и радость. И вся ее жалкая одежонка как-то не вяжется с ее внутренним содержанием, которое рисовалось на ее одухотворенном бледном лице. С какой-то неестественной для ее лет легкостью, он стала бросать пятаки в цифровой автомат. Выиграла десять пятаков. С высоты своего величия ребята наблюдали за бабушкой.
- Бабуля, киньте вон в тот аппарат.
- Ой, шинок, да я не умею играть в него.
- Научим, - поддержал Вася, обстукивая нога об ногу, как на холоде, чтобы не замерзнуть.
Бабушка согласилась. Всю инициативу Василий взял в свои руки. Он кидал пятаки и нажимал на белую кнопку. Иногда аппарат давал выигрыши – он умножал два или три раза. Когда умножение проходило нормально, бабушка вся сияла восторгом: вместо двух монет она получала восемь. Возле газетного киоска торчали две девушки, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, они часто смотрели на большие привокзальные часы. Василий их не замечал, он был весь в игре, в азарте. Гена стоял сбоку от Васи и подсказывал: умножать или не умножать. У Гены не было денег – время было много. Он мог где угодно вот так стоять и часами наблюдать, как играют другие люди. Как они проигрывают, а лучше, конечно, чтобы выигрывали – может с выигрыша дадут рублей тридцать или пятьдесят. Презентованные от выигрыша деньги Гена сразу понесет в свой любимый "десятикопеечный" автомат, который стоит в "Мотозале". Это самый дешевый игровой аппарат, и, по мнению Гены – самый хороший: на нем можно отыграться. Он уже за триста рублей заложил в продуктовой палатке свой паспорт и пропуск на работу. А вчера вечером Гена проиграл три тысячи рублей, весь свой аванс до последней копейки – домой доехать не мог. Целую ночь он ходил дозором по всем игровым залам. Как он говорил сам. До дома ехать надо, а денег нет, даже на метро. И получается замкнутый круг: денег нет – ехать надо. И Гена ходит кругами с надеждой взять где-нибудь денег на дорогу. Деньги на дорогу ему дают, но домой он почему-то не едет, а идет с двадцатью рублями играть на своем любимом автомате. И опять все проигрывать. Как он говорит, с тридцати рублей до трехсот поднял.
- А почему не снял?
- Да… ставку поднял и проиграл все до копеечки.
Сам голодный, сигарет нет, денег нет, ходит Гена по замкнутому кругу, ничего вокруг себя не видит и не слышит. Мысли его только об одном: где взять немного денег, чтобы отыграться. Иногда Гена дает умные советы, куда можно денежку кинуть и выиграть. Перепадет ему дармовая копеечка, и идет он с ней в десятикопеечный аппарат, который наверно специально для Гены придумали. Обычные – рублевые, пятидесятикопеечные, а тут специально, для самых обездоленных и малообеспеченных – десятикопеечные, чтобы вытянуть последние копейки и вообще разорить всех малоимущих. Он уже забыл свой стыд и совесть, как будто, так и должно быть на самом деле. Ему должны все давать деньги в долг и просто так за одни его красивые, в толстых очках, глаза. Гена, как бы шутит, а за одно пробует разжалобить народ, пустить их слезу.
- Если сегодня домой не приеду – жена меня из дома выгонит.
- Выгонит, выгонит, если будешь тут околачиваться. Ехал бы домой.
- Сейчас отыграюсь …, - обыкновенно просто говорит Гена, поправляя на носу очки.
Гену при всей незавидной его теперешней ситуации, все равно трудно переубедить, доказать ему, что на тридцать рублей лучше ехать домой, чем идти в игровой зал. Он верит во что-то свое, только ему данное, и другим понять это невозможно. Но им просто жалко его и дают они иногда ему свои тити-мити, как нищенскую подачку, не на игру дают, а на билет на метро. Вася тем временем ловит бонус – три бесплатные игры. Он нажимает на белую кнопку – и с последнего, третьего раза, выпадает выигрыш в 32 монеты. Игрок весь напрягся, задумался – просчитывает какие то математические ходы. На мониторе поочередно появляются то красная, то черная дама и ждет, идет мелькание, бегут секунды, он нажимает на умножение и на мониторе, в левом углу горит уже цифра 64. Через такой же интервал по времени еще умножает – 128. Бабушка от радости заплясала, запрыгала на месте.
- Не надо, не надо, - замахала она руками. У Васи опустились руки.
- А мог бы дать еще, и было бы уже 256 монет.
Бабушка костлявыми с синими прожилками пальцами сгребает в пластмассовый лоток ссыпавшиеся пятаки. 10 пятаков отдает Васе и 2 – Гене, как свидетелю и горячему болельщику, когда Вася уже ушел. Он приходит через пару минут дает коктейль " Черный Русский" Гене.
- Вот жена выгонит, что будешь делать? – назидательно спрашивает Вася.
Женщины всегда жалуется на горькую долю, свою женскую, что их не кто не любит, что аборты грех делать, рожать детей тяжко и трудно. Только грешить, любовью заниматься любят, а ты предложи любой бабе стать мужиком, испытать "легкую" мужскую долю. Почему-то все женщины на отрез отказываются. Вот и верь им, говорят одно, а делают другое. "Вон моя тоже грозится всегда, а что она без мужа будет делать… да ничего. Ну и что, что я вчера пять штук проиграл и сегодня пятихатку проиграл. Зато бабушке почти тысячу выиграл. А если умножил бы еще один раз - 256 монет, а если бы еще раз умножил – было бы 2560 рублей". Гена, тяжело вздыхая, во всем соглашается с Васей, который уже пошел на своё место, в будку. Считать выручку. А выручка сегодня чего-то опять маловата. А завтра, с пяти утра надо ехать за газетами, но завтра, правда суббота – выходной день, и газет надо брать совсем не много. Выходной день газеты не шибко идут, плохо раскупаются.
Вася поздно вечером приходит домой. Вместо горячего ужина, дома его ждет сплошное разочарование. В квартире все перевернуто вверх дном, как будто Мамай прошел. На столе, ошарашенный увиденным несчастный муж, нашел записку. "Я так жить больше не могу. Оставайся со своими гребанными аппаратами. А меня лучше забудь навсегда. Ты больной и болезнь твоя неизлечима".