Психология юмора - 2

Михаил Пушкарский
«Смешное есть конкретный случай комического. Комическое — это как бы формула смешного. Эстетическая теория как часть философии рассматривает “общезначимое”, общедоступное, смешное. Это типичные случаи смешного, они представлены прежде всего в конкретной социальной жизни. а в более устойчивом, рафинированном виде — в искусстве» (Философская энциклопедия).

"Начиная с Аристотеля существует огромная лит-pa о К., его сущности и источнике; трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью К.(всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически»), а во-вторых, его необычайной динамичностью, его «природой Протея» (Жан Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной".

В чем выражается комическое, и каково в общем содержание юмора?

Проанализируем, к примеру, пару  простых шуток.

«Тормоза придумали трусы!» - несомненно, что здесь острота пародирует «правдоподобную» логику и версию. То есть данная "версия" есть просто остроумная шутка. Шутка - это игра.

Но это не только острота. Острота всегда в своем содержании таит или «провоцирует» ассоциацию комического образа.

Обычно, сначала мы слышим не шутку, а воспринимаем форму некоего сообщения, в котором речь идет (в нашем случае) КАК БЫ ОБ ОБЫЧНОМ предмете: технической конструкции, предназначении и о разработчиках данной конструкции.
НЕСКОЛЬКО НЕОБЫЧНО в сообщении то, что разработка этой конструкции осуществлялась не столько в соответствии с её целесообразностью, сколько в обусловленности так называемого "человеческого фактора". 
Это НЕ РЕДКОСТЬ в обществе, и при незначительной вредности МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ С ЮМОРОМ или иронией (то есть, юмор, как поведенческий рефлекс). Но в данном конкретном случае этот факт остаётся во внутреннем контексте.

То есть в смысловой форме шутки мы не всегда сразу сталкиваемся с необычным. И даже то, что мы улавливаем здесь действия, подлежащие традиции критики, иронии – всё это нас ещё НЕ УДИВЛЯЕТ. НО УЖЕ РАСПОЛАГАЕТ, напоминает о иронии - ПРИВОДИТ В СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

ДАЛЕЕ, ДОХОДИТ, что трусость явилась инициатором и даже создателем столь серьёзного изобретения, и выглядит это ВЕСЬМА ЭКЗОТИЧНО И ФАНТАСТИЧНО. ЭТО УДИВЛЯЕТ на фоне той "логики" - версии смыслового контекста высказанной шутки.
ТАКЖЕ, ЭТО УЖЕ ФАЗА НЕОЖИДАННОСТИ И ОБМАН, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАННЫМ АТРИБУТОМ ШУТКИ.

На фоне этого, ШУТНИК – ОН ЖЕ ВООБРАЖАЕМЫЙ ПЕРСОНАЖ (ГЕРОЙ, ПРЯМОЙ КОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ и ПРЕДМЕТ самого СЕНТИМЕНТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ) претендует на проницательность и обоснованность своего утверждения (в сообщении) и подчеркивает это в некой браваде, пафосе. Здесь ОПЯТЬ ДВОЙСТВЕННОСТЬ – образ этого «удалого» героя, который «изобличает» общественное несовершенство, в реальности выглядит чудаковато (комично) - создается некий ГРОТЕСК.

Но может здесь процесс восприятия ограничиться рефлекторным пониманием шутки, что это шутка - антураж социального поведения. Возможная реакция: "Очень приятно, но смеяться не хочется".

С самого начала шутка обычно представляет собою просто информацию:  некую высказанную мысль в форме «афоризма» или какой-то сюжет, байку, анекдот, историю. Это уже вызывает интерес у слушателя. Чем  более определен контекст, как принятая обобщенная в культуре форма инфомации, а также, ярче художественная форма – тем совершеннее в результате воспринимается шутка. То есть, для шутки очень важен муляж. Эстетический фактор в юморе невозможно переоценить. Это всё вызывает важные эстетические резервы (чувства) и  работает на интеллектуальное удивление. Тем более, это делает «обман» более эффективным.

Более совершенна острота (юмор), когда остроумие осознанно  находит комический образ в психологическом портрете, литературных и исторических персонажах. Это более  выразительно, по-своему эстетично и эффектно, но главное, персонаж – это самый большой повод для сентимента. А сентиментальное чувство – один из главных факторов в чувстве комического.
А в общем, так или иначе, остроумие лишь создаёт или находит комический образ, который является самым специфичным компонентом и наиболее сильным источником смешного, и, часто, уже есть  «знакомый герой» для общества.

В связи с первой  шуткой вспоминается одна история, как два солдата (срочники из авиации) проникли в помещение, где был спирт. Но следующий раз спирта уже не было, а стояла бочка неизвестно с чем. Один говорит: «Наливай»! Другой – Нельзя, видишь, на бочке скелет нарисован"! - Да не бойся, они специально нарисовали, чтобы мы не трогали.

Прежде, когда появляется рассказчик, мы расположены к некой заранее нас интересующей истории.
И вот речь идет о какой-то проделке, интриге, сообщается о противодействии,  где "сторожа" применили народную смекалку.  Воображение может это всё представить в конкретном случае и уловить много смешных моментов  в данном мероприятии борьбы с пьянством.
Психологи Уайер и Коллинз в своём научном труде указали, что помимо чисто интеллектуального понимания содержания шутки (процессов интерпретации-реинтерпретации), восприятие определяется также контекстуальными переменными, т.е. спонтанно возникающими ассоциациями, мыслями о прошлых или будущих событиях, связанных с полученной информацией; представления о человеке, рассказывающем шутку, и т.п. (Wyer R. S., Collins J. E., 1992). Все эти побочные ассоциации, существенным образом влияют на восприятие юмора.
Несмотря на все «старания», наш герой разоблачает этот «хитрый трюк».

Похожий диалог из жизни. На производстве.
- Ты хочешь этим спиртом похмелиться? Но откуда ты знаешь, обычный ли это технический или которым можно отравиться?
- Да обычный технарь! Другого не дадут... ибо знают...

И в том и другом  случае в этих смешных «находчивых и сообразительных»  ответах нам предстаёт в живом образе легкомыслие, беспечность и глупость. И здесь снова являются противоречия, обман и несколько гротеск.
И этот образ не есть отдельное олицетворение и высмеивание лишь легкомыслия (и прочих недостатков). Но это чаще репродукция образа цельной личности (в памяти индивидуального  опыта, или как минимум в коллективном бессознательном, если по К.Юнгу - фигура трикстера, шута). Также, Белинский писал, что герои Гоголя «не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».

Или такой пример:

ya_frosia: Связка ломов, как правило, тонет.
alexei: ya_frosia: Но в ртути прекрасно плавает.
zoogenic: alexei: Но если ломы урановые, то и во ртути тонут.
alexei: zoogenic: сам топи урановые ломы в ртути.

Здесь в самом первом утверждении уже представлен «комический образ». Связка ломов вообще уникальный случай даже при складировании и транспортировке. А тут ещё и «умное» утверждение о свойствах сего предмета в «весьма значительном» деле.
Здесь готовые комические гротескные образы запускают эмоцию, при которой усиливается  память и воображение - включается игровое поведение. Уже в готовом действии комической установки воображение найдёт много новых оттенков и ассоциаций комического, а также, окрасит существующие.
Очень остроумно и эстетично поддерживается начатая тема, авторы диалога находят невероятные возможности «эксперимента» - 1."Но в ртути прекрасно плавает" 2."Но если ломы урановые, то и во ртути тонут" - помимо всего, создающие зрелище и экзотику - гротеск.
Но вот досада - «топить урановые ломы в ртути» наверное вредно для здоровья: "Сам топи урановые ломы в ртути"!
Этот неожиданный поворот дела, по сути своей, ещё одна реализованная остроумная шутка в контексте темы и игрового поведения.

В данной шутке есть также элемент, когда народ с юмором относится к своей нелёгкой жизни. «Урановые ломы в ртути» - намёк, среди чего мы живём и можем оказаться рядом.
Шутки о невзгодах и опасностях рождаются для поднятия духа.
"Величайшие разочарования и великие опасения — вот почва для лучших шуток"(К. Воннегут)

Ещё один пример:

<Throyanec> долго думали - чего котенку в организме не хватает, если он ест полиэтилен.
<Throyanec> решили, что мозгов…

Здесь курьёз - когда действие (намерение) встречает неожиданный финал, и в данной ситуации не определяется как глупость, а как ирония случая в шутливом контексте.
Но ещё здесь с самого начала неординарное поведение котёнка выглядит комично. Тем более – это не «искусственный юмор», а как из жизни – что, тоже, оживляет юмор.
Ситуация красиво разрешается простым и, значит, гениальным ответом на «кризисный» вопрос.
Здесь и эффект, демонстрирующий разнообразие и уникальность юмора в каждом частном случае: в данном случае, завершающая осторОта смогла столь банальную фразу («нет мозгов») применить очень оригинально и ёмко - в прямом (с буквализацией метафоры) и переносном смысле.
А у кого «нет или не хватает мозгов», тот выглядит комично.

Если присмотреться ко многим различным шуткам, басням, анекдотам, сатире и комедии, в их состав всегда входит два главных компонента: остроумие, которое осмысливает, строит и передаёт комическое; и сам комический образ (пусть даже уловимый где-то в ассоциациях, но он есть, и в этом некий феномен самого чувства юмора).

а) Интеллектуальный фактор усиливается при вскрытии самого комического образа. Комический образ в своей структуре имеет элементы, воздействующие на интеллект. Вместе с целостным, синтетическим опознанием образа, продолжается его анализ: различение «несоответствий» в па-родии и эталона (совершенное – не совершенное, настоящее – мнимое, значимое – ничтожное, красивое – вычурное, цель – средство, утрировка величины, гротеск). Интеллект фиксирует различные детали и нюансы, отражаясь в своей эмоциональной специфике от «любо-пытства» до «удивления и признательности», которые, несомненно, возникают, например, при «внезапности» и «парадоксе» - интеллектуальных «авторитетах». Кроме «столкновения двух контекстов» (семантическая трактовка), когнитивный диссонанс имеет место во всем процессе интеллектуальной переработки комического «продукта» и внутри самих контекстов.

б) Здесь же, в интеллектуальной составляющей и  далее, в моральной, нравственной, культурной, коммуникативной функциях комического явления – эстетическое и сентиментальное переживание предмета (и свой восторг и харизма).

в) В переживание комического чувства включается социальная коммуникативная потребность, биологическая (психическое, физиологическое здоровье), психологическая (активная позиция, поднятие духа, самообладание).

В "Психологии юмора и комического" у меня рассматривается эволюционный аспект образования чувства юмора.
Эволюционная роль юмора – культурно-коммуникативная роль, психическая разрядка и психологическое вдохновение, поддержка жизненного тонуса. Это не дополнительные возможности, а необходимые человеческому виду, в-связи с измененной эмоциональной конституцией - "разумно-эмоциональной".
Также, юмор способствует интеллектуальному развитию.
Обратимся по этому вопросу к комментариям известных исследователей (по материалам Константина Глинки)
Василий Вельков сообщает нам о том, “что половой отбор на усиление интеллекта обеспечивается за счёт того, что мужские особи с высоким интеллектом имеют преимущество при передаче своих генов потомству из-за того, что, занимая лидирующее положение в иерархии.
И эволюционный смысл таких высоких человеческих качеств, как остроумие, красноречие, музыкальность, изобретательность, как полагается, в том, чтобы быть привлекательными поведенческими признаками для передачи их генов следующим поколениям. Существенно, что в X-хромосомах рядом с генами интеллектуальности расположены гены, ответственные за важные репродуктивные функции и, как недавно показано, нарушения в первых изменяют функции вторых. Действительно, среди людей с низким IQ (ниже 70 единиц) более 30% не оставляют потомства, с IQ от 101 до 110 бездетны 10%, а среди тех, у кого IQ выше 131, лишь 3-4% не имеют детей. Эволюционная роль такого устройства половых X-хромосом очевидна”.
Если данные генетики верны, то чувство юмора действительно относится к основным инстинктам.

Локализация.

1. Комический образ. Чувство комического.
Файлы памяти правополушарного симультанного восприятия и наследственная база в «коллективных бессознательных архетипах».

2. Острота ума в осознании,  формулировке и передачи комического образа (острОта, остроумие).
Абстракция, анализ и синтез осознаваемых образов восприятия на базе приобретенного опыта с участием левополушарного дискретного восприятия.
«Остроумие, предполагая высокое развитие интеллекта и личности, стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушить схемы и стереотипы мышления. Согласно Вольтеру, “...это искусство либо соединять два далеко отстоящих понятия, либо, напротив, разделить понятия, кажущиеся слитными, противопоставить их друг другу; подчас это умение высказать свою мысль лишь наполовину, позволив о ней догадываться” (Вольтер. Эстетика. М., 1974, с. 242). Остроумие заключается в мгновенном переворачивании смысла, которое доставляет удовольствие или самой игрой со смыслом, искусностью этой игры, или, чаще всего, самой формой неожиданного смыслового перепада. Ирония же состоит не в открытом переворачивании смысла, а в сохранении двойственности, когда явный смысл противоположен скрытому, но все же доступен воспринимающему. Античная ирония, ирония Сократа, — способ привести собеседника к противоречию с самим собой, выведение его из состояния “ложного знания”.

3. Чувства, выражающие отношение к высмеиваемому объекту.
Как известно, чувства и отношение человека охватывают весь диапазон «добра и зла» (позитив и негатив).
Любовь, снисхождение, равнодушие, неуважение…

а) Любовь, снисхождение = совершенствующий, культурный, эстетический, коммуникативный, биологический мотив.
Это чистый и богатый Юмор.

б) Равнодушие = «коммуникативный» (конформизм), эстетический, биологический мотив.
Это, обычно, острОта.

в) неуважение = биологический мотив (психическое, физиологическое здоровье)? - возможно здесь биологическая функция положительного влияния смеха на общее здоровье организма реализуется в процессе погружения в комическое. Но выход в подсознание и в мотивацию данной потребности, как установки желания "просто по хохмить", при наличии малейшего негатива здесь затруднён. 
Психологический мотив (активная позиция, обличение, поднятие духа, самообладание).
Психологическая защита (активная позиция, бичевание, обличение, протест, унижение).
Это пародия, карикатура, унижающий комический образ в сатире, бичевание через насмешку или сарказм.