Свой порядок

Ашхен Мелик-Мартиросян
      Летний ереванский двор - это колоритная смесь звуков и запахов.  Все окна нараспашку.  Все звуки и запахи, из каждой квартиры - наружу.  Все знают всё.  Кто какой обед готовит.  Кто с кем по телефону говорит.  У кого какой канал ТВ включен.  У кого что радио бурчит.  У кого стирка.  У кого уборка.  У кого скандал.  Все всё знают.  Если у кого-то дома допоздна гости, веселье, шум и музыка, то значит, так тому и бывать.  Ну, веселятся люди.  Ничего, что уже час ночи и не уснуть.  Ну, веселятся соседи, пусть.  Никому и в голову не придет позвонить в милицию (довольно расхожий сценарий для многих других городов и стран).  Пьяные драки в обычном ереванском дворе - дело редкое, как и пьянство вообще.  Все пьют, когда застолье, но пьют цивильно и не самозабвенно.  Пьют, чтобы получить удовольствие от застолья, от компании, от общения.  Самоцели напиться - нет.  В Армении никогда не было вытрезвителей, нет их и сейчас.  И милицию никто не вызывает, если соседи засиделись допоздна и слегка шумят.  Здесь это не принято.  Здесь свой порядок, человеческий.

***

    Поженившись, Люся с мужем сразу переехали на место его нового назначения - в калифорнийскую пустыню, на военно-воздушную базу.  Муж должен был там заниматься испытаниями военных самолетов, а Люся - быть ему женой и обеспечивать тыл.  Первую неделю, пока их не поселили на постоянную квартиру, нужно было жить в гостинице.  По сути, это была меблированная квартира со всем необходимым.  Чистая и удобная.  В первый вечер, разбирая вещи и раскладывая их в шкафу, Люся включила радио.  Негромко, просто новости послушать.  Времени было - около девяти вечера.  Через несколько минут зазвонил телефон:
- Это портье вас беспокоит.  Ваши соседи за стеной жалуются, что вы включили радио очень громко и мешаете им спать.  Если вы не выключите немедленно, они вызовут военную полицию. 
Ну, то, что Америка - не Армения, Люся знала, т.к. жила в Америке уже несколько лет.  Но все равно трудно было понять, почему соседи не могли сами постучаться в дверь и просто попросить выключить радио.  Ну, нормально, по-человечески - попросить.  Ах, да, это бы посчиталось вторжением в личное пространство, чего вежливые и законопослушные американцы не любят делать, даже когда входят с кем-то в конфронтацию.  Это не принято.  Так что проще вторгнуться в чье-то личное пространство посредством портье или военной полиции.  Люся выключила радио и подумала про себя:  "Вежливые роботы.  Не люди, а улыбчивые компьютеры".

***
- Мам, что это за какофония у нас во дворе раздается? - со смехом спросила Люся маму в очередной приезд домой летом. - Кто это на кларнете разрывается, да еще и так фальшиво?
- Ой, это в доме напротив.  Ты помнишь Гургена??  Так вот это его сын.  Когда ты уезжала, он был совсем маленький, помнишь?  А сейчас он уже школьник.  И вот теперь еще и в музыкальной школе учится.  По классу кларнета.  Он весь двор терроризирует.  Мы уже изнемогаем.  Он как выйдет на балкон, как начнет по несколько часов в день играть…  Его этюды у меня уже постоянно в ушах звучат и по ночам снятся.   Этот музыкальный террор уже всем надоел, но что делать?  Соседи.  Ребенку нужно заниматься.  И окна-двери не закроешь ведь:  лето, жара.  А когда все открыто, то начинается этот кошмар. И так - всё лето.
- Ничего себе!  Ну, хорошо, а попросить их, чтоб чадо в квартире занималось, а не на балконе, во всеуслышание, никак нельзя?  Почему весь двор должен подвергаться такой музыкальной пытке?
- Да никто не попросит.  А если и попросят, начнутся обиды, ты же знаешь.  Это не Америка.  Тут свой порядок. 
    Соседский сынок самозабвенно играл, испытывая нервы соседей на прочность.  Через полчаса это стало просто невыносимо. Протест в Люсиной душе, уже несколько привыкшей к американскому порядку, нарастал и достиг апогея:
- Мам, дай мне телефонную книжку!  Я сейчас тут живо порядок наведу.  Они, что, издеваются над людьми? 
- Люся, что ты задумала?  Не звони им, зачем тебе лишние разговоры?
- Так, тихо, им не я буду звонить.  Им из милиции сейчас позвонят.
Люся нашла соседский номер телефона и сразу набрала его.  После второго звонка истошные звуки кларнета прекратились.  После третьего звонкий детский голос ответил:
- Алло!
- Здравствуй, детка, это из милиции звонят.  Мама твоя дома? - Люся когда-то работала и на ТВ, и в театре, так что войти в роль милиционерши ей было не трудно.  На том конце провода не было сомнений:  звонят из милиции, какая-то тетенька-милиционер.  В трубке наступило секундное молчание, а потом прозвучало удивленное - куда-то в сторону:
- Мам, иди, тебя просят.  Из милиции.
Подошла мамаша:
- Алло? - вопросительная интонация, но голос уверенный.
- Добрый день, с вами говорит капитан Саркисян из участка.  Вы гражданка Гаспарян?
- Да, а в чем дело?
- Дело в том, что ваши соседи звонят нам и жалуются:  ваш ребенок по несколько часов в день громко играет на балконе.  А в вашем доме и в соседнем есть и грудные дети, которым нужно днем спать, и пожилые люди, которым нужен покой, и вообще, весь двор не обязан слушать, как репетирует ваш сын.  Пожалуйста, заведите его в кваратиру, пусть он там играет.  Если это не прекратится, мы будем принимать уже другие меры.
Маман  засуетилась, уверенность пропала:
- Ой, извините, мы не знали, что он всем мешает.
- Да, мешает.  Заведите ребенка в квартиру!
- Да-да, конечно, сейчас.
- Вот и хорошо.  Я надеюсь, мне не придется вам больше звонить или являться к вам на дом.
     Люся повесила трубку и прыснула от смеха.  Мама смеялась вслух рядом:
- Ну, ты артистка!  Ты думаешь, твои американские фокусы тут пройдут?
- А вот посмотрим!  Ну, не сидеть же и не терпеть этот кошмар?!
Кларнета не было слышно.  Люся выглянула в окно:  на четвертом этаже в доме напротив на балкон вышел мальчик, забрал ноты с инструментом и нырнул обратно в квартиру.  Через пару минут раздались уже приглушенные  звуки кларнета из, видимо, самой дальней комнаты.  С этим можно было жить.
- Вот!  А ты говоришь, тут другой порядок!  Никакой и не другой.  Просто не терпеть надо было, а сразу позвонить и попросить.  Добрососедские отношения добрососедскими отношениями, но и жертвой этого музтеррора тоже становиться не нужно.   
   Внутриквартирная игра продолжалась ровно два дня.  На третий всё вернулось на круги своя, и юный кларнетист снова водрузился на балконе и заиграл - громко и на редкость фальшиво.  Звонков из "милиции" больше не было.  Зачем?  Здесь же не Америка.  Здесь свой порядок.