Дом летающих кинжалов

Кузьмин Алексей
О названии
«Дом летающих кинжалов» правильнее было бы перевести как «Клан метателей ножей». Но оригинальное китайское название другое. Его можно перевести и как «Западня с десятью лицами» и как «Засады со всех сторон»

Сюжет
Существует клан метателей кинжалов – революционеров, готовящих восстание. Они направляют приманку, красивую девушку, чтобы привлечь начальника тайной полиции на свою сторону. Возникает запутанная сеть двойных обманов, да еще и любовный треугольник, в котором сходятся как соперничество на почве любви, так и последствия предательств каждым из героев своей стороны, личные амбиции, и политическая подоплека.
В результате гибнут все главные герои.

Идеология
Не стоит воспринимать творчество Чжана Имоу как чисто фотографическое любование эффектными пейзажами, неземной пластикой красотки Чжан Цзыи, и до тонкостей продуманными сценами средневекового фехтования. Этот старый кадр не может быть вне влияния великой и могучей китайской политической системы.
Если отбросить внешнюю интригу – что мы имеем в сухом остатке?
Посыл очевиден. Если бы герои не играли в революцию – все остались бы живы. Как минимум. Как максимум – могли добиться любви, и построить свое будущее. Революция не дала победы никому, проиграли все. Лучше не стало – нечего было людей убивать, строить козни, засылать шпионов. Революция – зло. Такой посыл…

Фехтование
Наряду с традиционной фантастической постановкой восточных поединков, трюками, кинжалами, пролетающими по кривой марафонские дистанции, в фильме присутствует полномасштабная финальная сцена рубки на саблях-дао, снятая в гиперреалистическом стиле. Режиссер передал основной принцип работы с дао – использовать силу. Мощь, напряжение, изнеможение – все передано с фотографической точностью.

Украинский след
Финальная схватка снималась на (в) Украине. Чжан Имоу считает, что Украина сохранила тот тип пейзажа, который был характерен для древнего Китая, и совершенно деградировал в Китае современном. Внезапно выпавший снег полностью вписался в режиссерскую эстетику, подчеркнул переход из мира жизни в мир смерти, и краски финала – снег, кровь, туманное небо и серый тросник… Практически без спецэффектов – монохроматический пейзаж и алая кровь – великолепная финальная точка.