Подвиг разведчика

Алексей Богословский
Подвиг разведчика

Не люблю встречать сослуживцев во время отпуска. Лишние пересуды, испорченный телефон, лишние мысли о том, что мир становится слишком тесным. Сжались не только расстояния, сжались мысли, чувства, понятия. Например, чувства радости, благожелательности и великодушия ужались до толерантности. А до встречи с Виктором Андреевичем я так не думал. Встретился я с ним в доме отдыха под Каширой в первый же день. Два дня назад ушел в отпуск, день назад прибрался по дому и собрал вещи, утром выехал, после обеда приехал и здрасьте! Хотел про себя ругнуться, но передумал – профессия у него такая – бывший разведчик.

Принято говорить, будто бывших разведчиков не бывает. Ничего подобного, в Советском Союзе и по сей день в РФ бывший разведчик это профессия с правом трудоустройства в самые различные места. Работает какой-нибудь пожилой мужчина или старичок на хорошей должности, особо не утруждается, любит поговорить, и все знают – это бывший разведчик, у него взгляд не по должности бодрый, плечи прямые, речь интеллигентная и четкая. Как и за какие заслуги получил место, даже начальство предпочитает не помнить.

Вот таким разведчиком был Виктор Андреевич Немов. Привык человек жить под чужим именем и фамилией, хорошо ему, живет, да байки рассказывает, а сам за собеседником следит, паузы выдерживает. Виктор Андреевич мне на всю жизнь запомнился байками в курилке – говорит много, а ничего секретного в байках нет. Я как увидел его в доме отдыха, чуть за голову не схватился – другим эти байки могут быть в новинку, а я их чуть не наизусть выучил.

Виктор Андреевич приехал не один, рядом с ним важно вышагивала подружка Лена, качественно накрашенная дама неопределенного возраста. Я условно делю женщин неопределенного возраста на две категории. Женщины первой категории ещё относительно молоды, на них иногда стоит обратить внимание. Женщины второй категории отличаются тем, что даже определять их возраст не хочется, тем паче знакомится. Но рядом с бодрым, семидесятилетним Немовым Лена смотрелась хорошо, почти как дама холеного, благородного происхождения.

Мы, молодежь, быстро организовались, скинулись и познакомились. Дальше началась тоска, регулярное питьё водки и скучные походы на танцульки. Заезд явно не удался, молодых женщин мало, половина искала роман с продолжением, вода в Оке холодная, загорать нельзя, в не отапливаемых домиках сыро и противно. Оставалось вести себя тихо. Грелись водкой, потом пили водку, отдыхали от водки и снова грелись водкой. Ходили в свитерах и проклинали холодный август. В перерывах завтракали, обедали, ужинали и чаевничали. Чай согревал плохо, приходилось снова бежать в магазин.

Виктор Андреевич галантно гулял с Леной и рассказывал ей байки. Лена загадочно смотрела на Виктора Андреевича, и он выдерживал паузы, видимо, пытаясь понять её характер – она терпеливая или довольна его обществом. При случайных встречах со мной, мы вежливо раскланивались, и я спешил дальше. Через несколько дней взгляд Лены потерял обычную загадочность. Не зная, как заметил это Виктор Андреевич, но он принял решение придать отдыху разнообразие. Выхожу из комнаты за сугревом и сталкиваюсь с Виктором Андреевичем. В руке у него была грибная корзинка. Где он её достал, науке не известно. Когда Виктор Андреевич приехали и шли с багажом в свой корпус, корзинки у них не было.

«Где корзинку взяли?» - спрашиваю.

«Вот, решил за грибами сходить», - отвечает Виктор Андреевич с профессиональной уклончивостью. – «Надо же культурно отдыхать».

«Холодновато для культурного отдыха», - оправдываюсь я. – «да и грибов нет».

«Грибы надо уметь искать», - уточняет Виктор Андреевич.

Я растерянно киваю и бочком протискиваюсь мимо. Грибов в окрестных перелесках не было. Сошли грибы недели две назад. Даже валуи и поганки исчезли. Многие пытались за грибами сходить, но ничего не нашли. Взгляд у Виктора Андреевича цепкий, невольно хочется отбрехаться. Обещаю посмотреть его грибы и ухожу.

Через два часа, отстояв очередь и проклиная всё на свете, возвращаюсь с авоськой водки и вижу на тропинке Виктора Андреевича с корзиной. Устал старичок, бредет назад, а в корзинке большие, белые грибы. Целых шесть штук! Красавцы! Ножки на срезе чистые, шляпки большие, пахнут изумительно. Всё ясно, придет ко мне в комнату жарить. Мой сосед единственный на весь дом отдыха приехал на машине и не забыл захватить плитку и сковородку. Мы на ней тушенку грели и закусывали на зависть другим компаниям. Точно, прихожу, ставлю водку на стол, а через 15 минут Виктор Андреевич с восхищенной Леночкой почти без стука входят в нашу комнату с грибами. Мы удивляемся, охаем, поздравляем. А Леночка будто у себя дома сдвигает нашу водку в сторону и начинает грибы чистить. Мы едва успеваем всё переставить на подоконник – водку, хлеб, чайник с кипятильником, консервы с рыбой.

Через минуту у всех вытягиваются лица. Грибы оказались полной трухой. За внешней оболочкой ничего не осталось. Даже черви успели сбежать в неизвестном направлении. Как грибы смогли сохранить свой внешний вид лишние две недели и не сгнить на корню – загадка природы. Впрочем, у меня есть одна версия – грибы берегли себя для Виктора Андреевича. Я тактично молчал, Леночка начала излагать свою версию. Мой сосед храбро схватил бутылку водки с подоконника, налил полстакана и подвинул его бывшему разведчику. Я бы на такое не решился – мне с Виктором Андреевичем после отпуска ещё предстояло вместе работать.

P.S. Все события вымышлены. Любые совпадения с конкретными людьми чисто случайны и не носят преднамеренного характера.