51 Ефим Ильич и Рюрик Варяжский

Галина Чеснокова
51 Ефим Ильич и Рюрик Варяжский

С тех пор, как старушка сунула в рот Фиме какую-то таблетку, отвела его на скамеечку и вынула из котомки котенка, с Фимой стали происходить разные странности. Вот, например, сегодня он проснулся от сильной боли в левом подреберье и принялся осторожно ощупывать желудок и бок. Все мышцы были напряжены , прощупывались какие-то очень болезненные комки и узлы, желудок стремился подняться вверх, куда-то под рёбра , а рёбра жгли жгучей болью. Фима дотянулся до тумбочки и нашарил рукою тюбик с обезболивающим гелем. Это было что-то новое в фармацее, и Фима уповал на гель. Тонометр не хотел показывать давление, и Фима решился- он положил в рот лазекс и запил водою, потому что накануне медработник в детском саду предположила, что у Ефима Ильича отек всех пищеварительных органов и, возможно, даже скопление жидкости. И тут нагрянул гром. Он поначалу рычал, как зверь в клетке, а потом так громыхнул, что испугавшиеся мухи забились в панике и стали бросаться на стекло. Фима с восторгом стал ждать дождя, но, увы, небо не пролило ни капли. Мухи бились в стекло, Фима взял полотенце и стал бить мух, но уни жужжали и увертывались. Их размеры говорили о том, что это были те самые чудовища, которые вчера уселись на тушку курицы, принесенную Фимой из магазина. Он точно так же пытался их отогнать , но они уже сумели отложить свои поганые яйца на ножки курицы. Ух, вы, стервы!- Фима взмахнул полотенцем, раздался удар грома, и в комнате появились трое. Ефим Ильич протёр глаза и пописал в горшок. Жидкости было много. Трое не исчезали. Один из них, воин невысокого росточку, одетый в доспехи неизвестного войска, со странной металлической шляпой на голове и красными перьями в шляпе, чем-то смахивал на Гоголя. Длинный нос, тонкие брови, длинные усы концами вниз. «Разрешите представится,- молвил воин,- Рюрик». Фима проглотил комок воздуха. « Это мой друг Олег,- продолжал воин, показывая на здоровенного детину, чем-то напоминающего Михаила Боярского , - а это мой сынишка Игорь.» Фима ещё раз проглотил комок воздуха и ещё раз пописал в горшок. Лазекс действовал безотказно.

« А мы- из варяг в греки»,- произнёс Рюрик и снял свою металлическую шапочку с перышками красной птички . Шапочка оказалась окруженной гибким металлическим воротником. « Чтобы по шее мечом не рубанули»,- определил Ефим Ильич. « Вот корабли свои в реке Вашей оставили (Нева, подумал Фима) и решили прогуляться по землям Вашим. Что тут хорошего есть??? Чем торгуете, чем промышляете???». Фима с удивлением отметил, что понимает речь гостя. И вправду - варяг, из викингов, скандинавов, людей северных. Когда-то Ефим Ильич читал языкознание в университете, и ему приходилось сопоставлять языки северных народов со славянскими и германскими. « Да я сам тут не из местных»,- ответствовал Фима, помня, что отца его звали Илья, а сам он носил подозрительное имя Ефим. Олег снял кольчугу, высокий шлем конусом и бросил на лежанку, поставил большущий меч в угол комнаты. А Игорьку и снимать было нечего- одна шапочка мягкого бархата да слюнявчик, жемчугами и гранатами украшенный. Гости собирались остаться надолго, и Фима подумал о курице, которую он вчера приготовил диетическим способом. Он поставил блюдо с курицей на стол, нашел в холодильнике один гранат, ягоду киви и поставил блюдце с десертом перед княжичем. « О, яйцо мохнатого гуся?» - спросил Рюрик. « Да вроде того,- ответил Ефим Ильич и ждал вопроса о гранате. « А это у вас растет?»- удивился Рюрик. «Нет, узбеки привезли». « Узбеки? Кто такие? Хазар знаю, о печенегах слышал, узбеков не знаю. Далеко живут?». «Далеко. Греки ближе». « Ну, тогда сначала пойдем на греков, а там видно будет». Рюрик и Олег переглянулись и принялись за курицу. Фима почистил киви для Игорька, и тот с наслаждением мазался сочной зеленой ягодой. Княжеский слюнявчик пришлось снять и нацепить чистую салфетку. « Ну, говори, говори. Кстати, как тебя зовут?»,- вопрошал Рюрик. «Ефим Ильич, Фима»,- прошептал несчастный хозяин и посмотрел косым взглядом на меч. Но меч стоял спокойно. « Так какой же народец здесь живет ???Мы прошли много по берегу реки, одни болота да комары». Фима стал вспоминать: « Ну, финны, карелы., угры. чудь и весь всякая, ижорцы ещё. « И что же они делают? Чем промышляют?»- не унимался Рюрик. « Рыбу неводом ловят в Онеге да Ладоге». Рюрик поморщился. Рыба ему и дома надоела. « Короба плетут под ягоду- морошку да грибы, свистульки ребятишкам делают, похлёбку варят из рыбы да пшена, репу сажают, ячмень сеют. Лепешки делают. Вепсы ещё есть, или чудь по-другому. И коми-народ. Рыбу ловят, ягоды собирают, зверя стреляют. Пироги рыбные пекут да квас хлебный пьют». Рюрик опять поморщился. «А города –то есть у Вас ??2 « А как же!!- Фима оживился. –Пожалуйте- Изборск, Белоозеро, Новый Город , Новгород значит. За высокими кольями стоит, от набегов хазар да печенегов обороняется. Славяне там живут. Пришлые. Давно пришли с Вислы да Днепра. Говорят по-особому, деревянным бабам поклоняются». Рюрик с Олегом переглянулись. «Вот туда и пойдем,- сказал Рюрик,- охранять Новый Город будем». Олег усмехнулся и посмотрел на свой тяжелый меч.

Проснувшись поутру, Фима не обнаружил в своём доме гостей. Он выглянул в окно и увидел только хвост рюриковской дружины, уходившей к югу. «Да,- подумал Фима,- а корабль Рюрика пройдет по Неве, спустится в Ладогу, а там и Волхов близко. Авось, новгородцы обрадуются. Защитнички ведь пришли…» .Но Фиму смутно терзала мыль об Ильмень-озере. Как же Рюрик выберется из Новгорода по озеру да в греки ??? Придется все время идти против течения. Рек много, но все они текут в Ильмень –озеро- и Мста-река, и Пола, и Ловать, и Порусья…..Не застрять бы Рюрику в Новгороде………

Опасения Фимы были не напрасны. Он застрял в Великом Новгороде на 17 лет. Вместе с ним застряли в городе варяги его дружины, охотно бравшие в жёны славянских женщин. Рюрик, пользуясь военной слабостью местного населения, всю власть в городе, а затем и в окружающих землях, принял на себя, назвавшись конунгом ,или викингом, а русичи называли его князем и витязем. Так появилась новая политическая форма жизни славян- варяжские княжества. Фима знал, что основным источником сведений о Новгороде того времени является «Повесть временных лет». Он покопался в интернете, ибо в библиотеки народ уже почти не ходил, и узнал, что Варяги обложили славян непомерной данью, что возникали неоднократно восстания славян. Некий Вадим Храбрый восстал против Рюрика, но жестоко поплатился головою. Рюрик был необычайно занят новгородскими делами, потому он отправил своих дружинников Аскольда и Дира покорять Константинополь. На четвертый год его княжения к Константинополю подошли 200 кораблей варягов Рюрика. Греческий патриарх опустил в воду ризу Божьей матери, поднялась буря , и корабли Аскольда и Дира потонули. С перепугу Аскольд и Дир приняли от патриарха крещение, а по возвращении в град Киев, где они княжили, построили первую христианскую церковь на Руси- церковь Святого Илии.

На старости лет Рюрика посетило счастье. Мамки да няньки принесли ему сверток с младенцем и поведали, что это его сын Игорь. А имя матери никто не знал, потому как женщин у Рюрика было много, которая родила- никому неведомо было. Перед смертью Рюрик призвал своего младшего друга Олега, с которым когда-то был в гостях у Ефима Ильича, завещал ему престол новгородский и повелел хранить сына как зеницу ока. А мальчонка был красивенький, надели на него расшитый драгоценными каменьями слюнявчик, на головку –шапочку мягкого бархата. В таком виде он и предстал когда-то Ефиму Ильичу . Тогда ещё Фима дал ему фрукт-ягоду киви и гранат положил рядом.