Дураки тоже стареют

Лиля Апрельская
Сентябрь… Жаркий днями и зябкий( для южного Апрельска) ночами. Зелень на деревьях, усталая от летнего нестерпимого зноя, припудрена пылью...

Лиля вышла с пакетом мусора, чтобы вынести его в контейнер соседних двухэтажек , которые стали в этом году совсем  заброшенными: штукатурка местами облупилась большущими залысинами до самой кладки, на окнах пестрели разномастные решетки, а между ними тут и там кондиционеры, беспорядочно разбросанные  по фасадам, добавляли какой-то хаос некогда аккуратненьким домам. Построенные еще в пятидесятые годы, они ни в какое сравнение не шли с панельными мелкокалиберными пятиэтажками.

Лилька шагнула на тротуар, усыпанный сухими тополиными листьями...
- Вот уже и начало учебного года,- мелькнуло в голове.
Больше нигде в это время не видела она свернувшихся в хрустящие такие ракушки тополиных листьев, не выдержавших затяжной жары и совсем не пожелтевших, а серо-зеленых.
Маленькая девчушка вышла из магазина с полными от слез глазами…
- Ну что ты, маленькая?..

                * * *

Лилька так ждала этот сентябрь! Похоже, он был самым невероятным за последнее время…
Еще в июне девочка закончила свой детский сад: был замечательный прощальный праздник прямо на огромной сцене Дворца Металлургов! А ведь в этом Дворце проходили самые большие праздники в году: 1Мая, 7 ноября, Новый год, День Пионерии – всенародные.  И вдруг ее детский сад на той же самой сцене! Понятное дело,  все потому, что садик принадлежал крупному заводу, как и тот самый Дворец.  В общем-то ничего особенного по тем временам. Но не для Лильки! У нее остался в памяти полный восторг от этого большущего зала с невероятных размеров и красоты хрустальной люстрой! От света рампы! От радостно- трогательных глаз родителей и гостей!

И самый финальный момент. Всем детям вручают портфели! Она прижимает к груди настоящее кожаное чудо коричнево-бордового цвета с железным замочком на крышке. Невозможно даже взять его за ручку и опустить вниз. Ну никак! Драгоценный подарок! Пахнущий новой жизнью… Больше не было такого классного запаха школы в ее жизни. Только этот. Первый! Она потом даже засыпАла с этим портфелем, благо родители особо не возражали...

 И вот она – ученица… Полное восхищение новым миром и классный такой сентябрьско-Апрельский дух... ( каламбур случайно получился: у города название вот такое весеннее)))
Суббота… Родители устроили из кухни консервный цех: пахло перекрученными помидорами, чесноком, на плите что-то булькало, чайник пыхтел на полную мощность, стол был уставлен банками. Папа и мама, оба в косынках, снуют между столом и плитой. Лиля остановилась в дверях. Мама на ходу чмокнула ее в щеку.

- Аааа…  Доченька, хотела тебя попросить. Сходи, пожалуйста,  в «Металлург»

(это магазин такой рядом с одноименным  дворцом в их заводском  поселке).Сейчас дам тебе денег  на 300гр сливочного масла. Ты же уже сумеешь сама, ученица все-таки?
- Конечно,- с радостью согласилась Лилька.

Она прошелестела по тополиным листьям к магазину, с удовольствием разглядывая окрестности. Вошла в "Металлург", а там, привычное дело, очередь. Ну вот она и пристроилась в конце за невысокой тетенькой в цветастой косынке. Продавщица ловко отрезАла масло  от огромного желтого, слегка подплавленного куска, цепляла кусочек ножом и шустро перебрасывала на бумагу, заворачивала, взвешивала. Кому-то подавала колбасу, тоже отрезая огромным таким ножом, непонятно как она его удерживала в руках. А дядьке какому-то впереди еще и умудрилась нарезать эту самую колбасу на круглые розовые ломтики здоровенным ножищем. Лилька смотрела на все это действо через стекло витрины, до верха которой ей было еще далеко, вернее высоко.

И вот когда впереди оставалось человека три, какая-то  толстая и горластая тетка стала оттеснять Лилю от витрины, укладывая локоть на стекло и  с кем-то  сзади переговариваясь.  Лиля хотела подвинуться вперед, но оказалась вытесненной в сторону. Она попробовала  вернуться назад, но не тут-то было: тетка сделала вид, что видит Лилю впервые.

- Ты чего это лезешь?  Ишь  какая!  Иди вон в очередь встань!
- Я здесь стояла – попыталась защититься недоумевающая девочка.
- Бессовестная! Как не стыдно,- зычно горланила тетка. Живот ее при этом сотрясался почти на уровне Лилькиных глаз. Малышка пыталась оправдаться, но тетка не унималась.
- И кто это тебя такую воспитал? Она подтолкнула Лилю в сторону хвоста очереди и переключилась на продавщицу.
- Не отпускайте там без очереди! Мы тут уже столько стоим!

Остальные просто молчали, не обращая внимания на расстроенную девочку. Никто даже не попытался разобраться. Никто! Каждый был невероятно занят собственными мыслями-думами. Даже не смотрели в Лилькину сторону. И она, как побитый щенок, поплелась домой, сжимая в руке рубль и пять копеек на триста граммов масла. Это она точно запомнила.

Приковыляла несчастная и зареванная. Всхлипывая, поведала маме свою дурацкую историю.
- Мам, ну почему она со мной так?! Она же совсем уже пожилая!
Мама никак не могла успокоить униженно-обиженную Лильку, никакие аргументы не помогали. А потом вдруг взяла ее ладонями за щеки, заглянула в глаза и заявила:
- Все. Перестань плакать! И дураки стареют!
Лиля от неожиданности успокоилась.
- Мам, чего ты сказала?
- Дураки тоже стареют! Не плачь. Все будет хорошо!

И день снова засиял веселыми сентябрьскими красками. Правда, мамина фраза засела в голове на всю оставшуюся жизнь...

                * * *
 
Лиля обратилась к девочке, вышедшей из магазина ей навстречу.
- Малышка, что-то случилось? Тебя кто-то обидел?
- Нееет,- протянула девчушка,- я десять рублей потеряла, а хлеб стоит тридцать пять.
- Держи.
 Лиля протянула девочке десятирублевую монету, словно специально оказавшуюся в кармане рубашки, которую она и не надевала обычно.
- Вытри слезки. Все будет хорошо. Иди за хлебом. Тебя как зовут-то?
- Лиля.
- Вот это да! И меня …
- А в школу уже ходишь?
- Да, в  первый "А" класс, - с гордостью сообщила девочка.
- Ну, успехов тебе, тезка!..  И больше не теряй - не теряйся...