Донос на диссидентов

Николай Адамов
Со смешанными чувствами прочитал я произведение А. Дунаенко «Диссиденты 70-х» Написано хорошо, слов нет, некоторые пассажи вызывают сильный душевный отклик, сочувствие к обозначенному. Но потом спохватываешься - ведь неправда все это. Точнее. многое имело место быть, но выводы - совсем не в ту сторону.
Не кажется ли странным, что на произведение такого популярного и уважаемого автора до сих пор нет откликов?Похоже, ценителей прозы А. Дунаенко это эссе поставило в тупик: и согласиться с его постулатами не всегда возможно, и опровергать как-то непривычно – не обидеть бы…
Такое ощущение, что этого, хорошо известного автора и я не знаю. Не он это писал!
Во-первых, многому из рассказанного и я был свидетелем, жил и работал рядом с «диссидентом» Машковичем. пусть недолгое время, но достаточное для того, чтобы ознакомить автора с носимыми мной джинсами, приобретенными, правда, в Москве, но за вполне приемлемую цену. Во всяком случае. не по соглашению с Мефистофелем - цель и смысл жизни. все-таки и тогда, в пору голодной юности, не были в обладании ими.
Я, (это тоже правда) никогда не был диссидентом. хотя и писал сатирические стишки про вождей нашей и дружественных нашей партий. Я выступал против ожиревших в своей одиозности личностей, но отнюдь не против самой системы, которую и сейчас считаю более передовой, во всяком случае, чем та, что так неожиданно пришла ей на смену.
И вот. тоже слушая «Эхо Москвы», вполне могу согласиться с любопытством энтузиастов-патриотов, которые интересуются у журналистов радиостанции:  "А сколько вам платят из-за океана, за ваши передачи?" Конечно, теперь наша теперь журналистика свободна, может предоставить микрофон и нынешним "диссидентам". Но вспоминается высказывание незабвенного Ильича об этой свободе, которая, по его словам, является лишь «замаскированной зависимостью от денежного мешка». Цитируя упомянутого здесь Высоцкого, повторю за ним: "Где (откуда) деньги, Зин?" На содержание такой мощной радиостанции, как "Эхо", на оплату всей этой "правдивой" журналистики? Если они последовательно разоблачают "ложь государства". то уж ясно, не из государственного кармана. Или, это скорее, не нашего государства.
Автор эссе вспоминает про "упавший южнокорейский пассажирский самолёт."
Окститесь,уважаемый! Ведь давно уже во всех СМИ, в том числе и в не наших, рассказали иную правду про эту разведывательную акцию ЦРУ. И про замаскированный на наших радарах летящий в стратосфере, но прямо над пассажирским реальный разведывательный самолет. И про намеренное отклонение от маршрута корейского "Боинга", причем неоднократное. И почему-то вглубь нашей территории. И про не реагирование корейских пилотов на подаваемые сигналы и явные угрозы наших перехватчиков. Действительно, тогда, в 80-е, рисовали маршрут этого самолета. Но, разве тот маршрут чем-то отличается от публикуемого в наши дни уже «демократическими» СМИ?
Нехорошо. конечно, что наши маршалы и вожди врали поначалу. Но американцы, и те кто принял их версию, говорили правду?! А то, что они подставили около трехсот ничего не ведающих, ни в чем неповинных душ, говорит об их моральном превосходстве?!
А интересно, как себя бы повели американцы в такой ситуации, когда  наш неопознанный самолет залетел бы в их пространство без приглашения?! Впрочем, что спрашивать, уже ответили их лучшие друзья-израильтяне, сбившие пассажирский самолет, летевший над контролируемой ими территорией. Да и сейчас, в бесполетной зоне над Ливией, была бы обеспечена безопасность залетевших туда пассажиров? Сбили бы, не моргнув глазом, не ливийцы, а эти "гаранты демократии".
Насчет "вранья о войне с Грузией". О которой горячо говорит автор. И кто же врал?
Кто правду говорил, мы знаем. Правозащитники Боннер, Алексеева, Ковалев (который Адамыч), сидевшие в Нью-Йорке, в то время, когда "робкие грузины" обрушили "Град" на спящий Цхинвал и на наших сограждан из миротворческого контингента!
И, конечно, Латынина, получавшая "правдивую информацию" из уст Саакашвили, который заверил перед нападением осетин, мол, спите спокойно, войны не будет. Из Тбилиси она вела наблюдение, и не с жителями Южной Осетии беседовала - с грузинскими генералами - их цитировала в "Эхе"!
Несколько неубедительны приведенные в эссе примеры. О гнете КГБ. Не знаю, как часто Машковича приглашали на «актюбинскую Лубянку» Но факт – он работал в Облтелерадиокомитете, идеологической структуре тогдашней системы, пусть и за маленькую зарплату. А избили его за диссидентскую ересь, которую он нес перед актюбинскими пролетариями, но это был лишь повод, он сам признавался  - побили за чужую барышню, которой он там домогался – за ней (сам!) и поехал за город, на ночь глядя.
И ушел с актюбинского телевидения он сам (зарплата не устраивала, и вправду – маленькая), как до этого из театра (там из-за несовпадений оценок собственной личности – своих и главного режиссера)
Вот еще наблюдение автора эссе: «страна вся жила в постоянном ощущении, что за каждым из нас приглядывают. Этак заботливо, как за глупыми малыми детьми». Но ведь и впрямь «наше поколение относилось к этому как-то беззаботно. Потому что непуганые мы были»  А ведь правда. Иначе бы не стал я так беззаботно раздавать направо-налево свои «политические частушки», гонорар за каждую из которых, по шутливому утверждению одного из моих читателей, тянул этак лет на 8-15. И вряд ли вся страна.. Сколько было тех, кто сам приглядывал! Если за каждым, как утверждается,, то и приглядывающих не меньше!
Не работает пример с пьянкой в гараже и попаданием в вытрезвитель. Не за дискуссию же о правах человека туда препроводили автора с его собеседником. Да и ничего не перепало им от власти, «которая может сделать с человеком всё» .И это уже похоже на манию – не кагэбэшники же с ними тогда общались - сотрудники «медицинского учреждения», пусть и в погонах. А «страх и пришибленность в глазах родственника-немца»…Может быть, это был стыд упорядоченного человека за попавшего к нему в родственники буяна, который ведет себя так, что «немцу – смерть»
И тут-то власть надо упрекнуть в бездействии - общественный порядок нарушен, а ее носители пошли на поводу своих симпатий – отпустили известного в городе редактора телевидения. А что бы было с такими нарушителями в «самой демократической стране», которая безвозмездно, за свои деньги продвигала демократию в чуждую страну, за тысячи километров от которой эта страна развалилась? Да отправили бы на общественные работы, заставили бы прослушать курс лекций о вреде алкоголизма, или еще как-то наказали бы непременно.
Цитата:«Те, кто отсидел, над кем надругалась советская власть, тоже были диссидентами». Эдак всех отсидевших в противники власти можно записать. И у нас. И у них. В США, в Великобритании, в Норвегии…И за кражу, и за педофилию?
А почему о чем-то думать было нельзя? И думали, и болтали. В сталинские времена, правда, сажали, особенно тех, которые старались еще и написать. Но сколько лет с того времени прошло? И читали мы, и писали…А сажали тех, кто славы хотел. Увидеть свое суждение еще и напечатанным….А как там сейчас в «самой демократической стране с Ассанжем и его Wiki Leaks? Безнаказанно прошел он против системы?.
В наказываемое диссидентство автором зачисляется слушание западной музыки, создание в подпольных цехах ширпотреба…А что, сейчас контрафакт приветствуется? За слушание музыки не сажали, наказывали за спекуляцию – была такая статья. За экономическое преступление. А сейчас сажают (и в США) за неуплату налогов, за контрафакт и контрабанду…Разве за привезенные с Запада пластинки или джинсы фарца платила налоги? Ведь на эту политику можно и со стороны экономической преступности посмотреть.
Да и слушали тогда (при КГБ и Советах) все западную музыку, даже на подоконники раскрытых окон ставили проигрыватели, щеголяли все в джинсах, пришедших в страну без налогообложения…Все трансформировалось и без «ежовых рукавиц», и без «постоянного пригляда КГБ»..
Не были диссиденты семидесятых «передовой, лучшей частью нашего общества». Это что – о Новодворской? (Вот уж тут точно пожалеешь, что «не всех (таких) удалось упрятать в, сумасшедшие дома»). О Боннер, превратившего гениального мыслителя в записного инакомыслящего?. Об Алексеевой, которая в 80 лет ввязывается в уличные потасовки? О Ковалеве, который подпевает исламским террористам и оправдывает любое их преступление, если оно направлено против нас?
Они получали и деньги – различные гонорары, гранты и премии за служение чужим государствам (против своего). А если  «искренне, не за славу, не за деньги», то этому есть медицинский диагноз – мазохизм!
Кстати, о диссиденте Машковиче автором в те времена было замечательно подмечено – дай ему нормальную зарплату и все это диссидентство испарится – ведь 90 рублей его жену в первую очередь не устраивает…
В общежитиях МГУ мы читали и запрещенных до 80-х годов Булгакова, и распечатанного Солженицына и я не слышал, чтобы кто-нибудь из-за этого пострадал. Кроме одного моего товарища, который сам решил написать о злодеяниях НКГБ в отношении его отца – партноменклатуры. Да и то, взялись за него тогда, когда он стал налаживать контакты с эмигрантскими изданиями, делать микрофотокопии своих текстов
Меня очень удивил встреченный пассаж о джинсах. Там даже есть апелляция к Вознесенскому.
 «В вечном споре верхов и низов
Тела нижняя половина
Торжествует над ложью умов»
Мне кажется, эта философия «ниже пояса». И если отбросить «ложь» из заявленного понятия, то получится доминанта «тела нижней половины» над умом. Это и секс, и чревоугодие?….Прав был Маяковский, когда опасался за то, «чтобы коммунизм канарейками не был побит». Противоречие материального с идеями.
Но вот у автора эссе я как-то не замечал стремления к вещизму. Тем более, чтобы так были расставлены приоритеты. Мы носили джинсы, как удобную, спортивную вещь. В которой можно валяться на диване, на траве, с девушкой или без, играть в футбол, лазить по заборам… И на фирму особого внимания не обращали. Носил я и фирменный «Wrangler», и шведский «second-hand», и индокитайские копии, занашивал до дыр и в мыслях не было тратить на них общепринятые безумные «бабки». Досталось по случаю, в треть стандартной цены – и ладно. Но тратить на одни штаны среднестатистическую зарплату советского работника, на которую месяц можно сытно кормить семью из четырех человек – это не наше! Были и в нашей среде такие, что «лейблы» с ценника с подкладки перешивали на лацканы, но они-то у нас служили предметом для насмешек…
И тем более в голове не укладывалось, что из штанов, которые носятся один сезон, можно создать фетиш - аналог европейской или американской демократии… «Надел американские штаны, и размечтался, что ты в Америке». Прямо, как у Ельцина: «Облетел на вертолете 2 раза вокруг статуи Свободы и почувствовал себя вдвое свободнее». Извините, но это то же пресловутое «низкопоклонство перед Западом». Нет, я скорее пойму нашего тогдашнего юного пролетария, который бил морду надевшему американскую майку с непристойными для советского человека надписями…
Тут уж в который раз подосадуешь на ограниченность советских вождей, которым в стране, создавшей самое совершенное оружие, космические аппараты, транспортную строительную, горнодобывающую технику, мощнейшие электростанции, не хватило ума решить проблемы легкой промышленности. Если бы вложились в производство джинсов хотя бы несколько процентов от того, что вбухали в космос, никто бы и не заметил в те годы преимущества их строя над нашим.
Или, может быть, не хватило им времени?!…Пришел апологет гласности и ускорения, и разогнал систему до состояния распада. А так бы - не спешили бы, потихоньку перестроились, и жили бы в единой братской семье народов, идущей по самому передовому пути…
Кто-кто обустроил Россию?! Наслушавшиеся Высоцкого, выпивающие на кухоньках? Как говорил Наполеон, наблюдающий взятие Бастилии: «Сюда бы батальон солдат да пару пушчонок, и не было бы никакой Великой французской революции»
«Вышли они на улицы из кухонь и победили»… Да всю эту бодягу устроили те, кому надоело жрать икру под одеялом при закрытых шторами окнах. Дети тех, кто был при власти, партийные чиновники второго эшелона, комсомольская номенклатура… Перераспределение власти – от стриков-консерваторов, к подросшей новой генерации. Что, какие-то новые имена среди победителей замечены? Все из тех же «известной подлостью прославленных» родов и кланов.
И «кому живется весело, вольготно на Руси»? Детям Ельцина, Горбачева (и ему пока - с фондом своего имени!) Их шестеркам (Абрамовичу, Березовскому). Их ставленникам (не надо упоминать?) Да и остальным партаппаратчикам высшего класса и их приближенным.
«Мы победили»? Вам-то самому не смешно? Из главного редактора областного телевидения (было такое в биографии автора) – в сельского пролетария, «интеллигента с мотором». «Кто был ничем, тот станет…» …
У меня такое ощущение, что написал все это кто-то вроде партийного журналиста –  только агитирует он за несоветскую власть. Используя похожую на прежнюю компартийную лексику. И с такими же поверхностными обобщениями. Только быть на корабле демократов-восьмидесятников сейчас так немодно, что режет глаза! Как будто остался он в том времени и никак не выберутся оттуда. Выступает как приверженец чистой, дистиллированной демократии, и в то же время так заметно, что оторван он от реальной почвы. Основная масса думающих людей от этих фетишей прошлого давно уже отошла…
Эта декларируемая позиция очень похожа на присущую постоянным подписчикам «Новой газеты» - то же прекраснодушие, идеализм. У меня даже сложилось впечатление, что написано, в надежде быть опубликованным в этом издании.
Но остановила такая фраза:
«Из кухонь они вышли на улицы и победили».
Я вспомнил похожую по стилю фразу, заканчивающую старое ироническое произведение А. Дунаенко «Волосы»: «Темный народ, не видевший света из-за своих крестьянских лохм, в 17-м году под руководством коммунистической партии аккуратно подстригся, увидел, наконец, ясную цель, вышел на улицы и победил»
А, может быть, все это стеб, художественный треп, с глубоко упрятанной иронией?... Имеющий тщательно скрытую сверхзадачу – быть востребованным демократической прессой для публикации в «демократической прессе»….