Русский язык

Владимир Задра
 
               
     Владимир Анатольевич всегда относился к категории махровых оптимистов. Даже то, что в России отобрали у него отчество, не могло поколебать его тягу к прекрасному. А прекрасное для него - это женщины и еда. Поэтому, создав глубоко эшелонированную оборону в виде улыбки и побегав по магазинам в поисках чего-нибудь вкусненького,  Владимир Анатольевич возвращался домой, поглядывая на облака. И очень это ему не нравилось: с запада надвигалась свинцовая туча, которая прямо противоречила его настроению и желанию пойти за грибами. Тут ему встретился бывший коллега по работе:
     - Привет, Евгеньевич.
     - Привет, Володя. Чего улыбаешься?
     - В супермаркет заходил. До сих пор под впечатлением!
     - В какой? Такой хороший? – удивляется Евгеньевич. – Кроме мороженого мяса и мороженой рыбы мы ничего не видим.
     - Трудно сказать. Яйца у них в клетках лежат и на каждом написано: "В наших яйцах – ваша сила!" И рядом на стене баннер висит: "Наш супермаркет – здравомысленные покупки!"  А тут ещё продавщица кричит кассиру: "Вика, выбей этому мужчине печёнку и перебей ему яйца на кисель..." Мужчина пытается инстинктивно прикрыть свои нижние этажи. Корзинка с его продуктами падает на пол. И… пачка киселя успешно затонула в молоке и водке! Мужчина только сказал: "Девоньки, что же вы делаете?"
     - Здорово! Ты купил яйца? Потом бы рассказал, как действуют!
     - На всякий случай не купил – последнего лишишься. Но до сих пор под впечатлением!
     - Где ты сейчас? Там же, куда от нас ушёл?
     - Да нет. Сейчас нигде не работаю. Бомжую. Русский язык изучаю, может, экзамены придётся сдавать по русскому языку и литературе как в школе. УФМС не верит, что я владею русским языком.
     - Ты что, смеёшься?!
     - К сожалению, нет. На двухстах листах сдаю исполнительную документацию на объекты, написанную на русском языке – а тут за парту садиться. УФМС нужен документ, что я владею русским языком, для подачи заявления на гражданство России. Я им говорю:
     - Я - русский, советскую школу окончил, уже девять лет работаю в России, я на каком языке говорю, на китайском?
     - Говорите на каком хотите.
     - У меня все российские сертификаты по моей профессии.
     - Это не говорит о вашем знании русского языка.
     - У меня диплом о высшем техническом образовании, написанный на русском языке.
     - А где вкладыш диплома?
     - Какой вкладыш?
     - В каждом дипломе должен быть вкладыш, где оценки по всем дисциплинам, которые вы проходили.
     - Впервые слышу об этом вкладыше! Но, даже если он и существует, в технических вузах не проходят русский язык! При поступлении в институт я сдал туда свой аттестат зрелости. Окончил институт – мне дали диплом инженера. Аттестат остался у них.
     - Значит, вы потеряли вкладыш! – говорит она.
     Она думает, что я вот так сдамся? Евгеньевич, мы с тобой и не в таких переделках были. В России сложно жить и без юмора не выжить:
     - Как я могу потерять то, что никогда не имел и никогда не видел, и не слышал?!
     - Вам надо найти вкладыш! Вам всё равно придётся писать объяснительную, где вкладыш! Или сдавать экзамены в соответствующих  институтах России на знание русского языка! Не я издавала эти законы!
     Я понял, чувства юмора у неё нет и не предвидится. 
     - Это круто! - говорит Евгеньевич.
     - Взял у них в УФМС циркуляры, где можно получить такие документы, и стал звонить. А там оператор–автомат говорит, что номер набран неправильно или трубку никто не берёт  – сейчас время летних отпусков. Я разозлился. Прямо звоню главе УФМС нашего региона и сразу на него “наезжаю”:
     - Почему мне, русскому, отказывают в российском гражданстве?
     Умный мужик, сразу мне говорит:
     - Наверное, что-то у вас с документами.
     - Всё правильно. Но вид на жительство я у вас получал! Значит, для вида на жительство документы были в порядке, а для российского гражданства – не в порядке! Как такое может быть?
     Он мне сразу дал телефон своего зама. Зам у него женщина. У нас так всегда, когда мужчина не знает, что сказать, обращается за помощью к женщине. А может, и на самом деле времени у него не было. Звоню заму, объясняю ситуацию.
     - Ваш диплом о высшем техническом образовании, - отвечает спокойно она, - является свидетельством о вашем знании русского языка. Но если что-то будет не так – мне  позвоните! Это всё?
     - Нет, не всё! Теперь, оказывается, и метрики не в порядке! В моей фамилии, в середине, буква “б” некорректно написана – похожа на букву “т”.
     Я спрашиваю в нашем УФМС:
     - Получается, что в метриках мои родители под одной фамилией, а их родной сын под другой?!
     А она мне:
     - Такие метрики не приму!
     - Я вас поняла, - говорит зам. - Главное, заверьте свои метрики у нотариуса. У вас не такие большие проблемы! Это всё?
     - Нет, не всё! Я физически не могу попасть в наше УФМС – время летних отпусков. И на двери кабинета висит объявление – по вопросу о гражданстве для детей приём во вторник всего один час и в субботу три часа. А что делать тем, кто не ребёнок?!
     - Я позвоню в ваше УФМС. Если устроит, то вас примут в четверг, в четырнадцать часов. Но пока всё это только с ваших слов – я выясню. Это всё?
     - Теперь всё! Спасибо. До свидания.
     - До свидания.
     Даже обидно: не успел выплеснуть душу русского иммигранта в России - такой был удобный случай! Двадцать миллионов русских осталось за пределами России   после развала Советского Союза, которые просто не могут выехать. А те, кто всё-таки вырвался, попадают под жёсткий пресс чиновников и даже к русскому языку придираются. С моего отца, которому восемьдесят лет, который не видит и не ходит – требовали справку, что не судим и не инфицирован СПИДом. А программа по переселению чуть лучше того, когда в сталинские времена переселяли в Сибирь целые народы. И даже в эту программу сложно попасть и не во всех регионах России она есть.  Сейчас в России сотни тысяч беженцев с  Украины, так с них требуют разрешение на право работать в России. А это семь тысяч рублей стоит и разрешение даётся под конкретную специальность. Пока разрешение получит, вакансии уже нет. Один мой знакомый три раза менял разрешение… Ладно, хоть дело с мёртвой точки сдвинулось.
     Евгеньевич вздыхает:
     - Ты, Володя, без приключений не можешь, хотя у нас многое через задницу.
     - Евгеньевич, на ровном месте! С моим везением, если бы я искал приключения, меня бы давно уже в живых не было. Я же стараюсь проскользнуть как мышка, а приходится как танку!
     - Ну и мышка!
     - Как там Фёдорович, Александр Ильич, Антон?
     - Фёдорович по-прежнему на Нобеле, Антон на Хоседаю. У Александра Ильича жена умерла – он рассчитался, дом у них, хозяйство какое-то было. Он уже на пенсии был.
     - Царство ей небесное… Евгеньевич, извини, ты меня на работу принимал, но ты в отпуске был - я уволился. Ты меня на вахту принимал, а Ильич из отпуска вернулся - на вахту не отпускает. От Головных до аэропорта мне пришлось “летать” по объектам - а это пятьдесят километров. Последним своим объектом доконал он меня, электропроводку в двухэтажном частном доме делать. Пришлось по лестницам скакать – но мне же не семнадцать лет! Всю кровь у меня Ильич выпил! Постоянно недовольный ходил, хотя все заказчики довольны. А тут ребята позвонили - давно хотели, чтобы я к ним пришёл – возможности тогда не было. Золотые горы обещали.
     - Володя, бесплатный сыр только в мышеловке!
     - Так и получилось. Семь месяцев и десять дней отработал у них по вахте на объекте. Это двести километров от ближайшего населённого пункта. В день отъезда домой “Марш Славянки” всё слушал и слушал. Все деньги, что заработал, ушли на лечение – все болячки сразу навалились.
     - Хорошо только там, где нас нет.
     - Сейчас документы собираю для гражданства, время есть, стал перечитывать Тургенева, Толстого, Чехова, Куприна, Булгакова, Бунина, хотя и так их читал в своё время, и читал много. Куприн, например, мой любимый писатель. Но только сейчас до меня “дошёл” Лев Николаевич Толстой. Когда его читаешь – это как журчание чистого родникового ручья, который вдруг на глазах рассыпается всевозможной палитрой красок, когда на него попадает солнечный луч. Ты чувствуешь между строк любовь и доброту. Никогда ничего лучше не читал по красоте русского языка. Но жаль, пришлось забросить это дело: “в миру” переставали понимать, когда я начинал говорить. Пришлось опять переучиваться. Тут мне молодые, пацаны, новое русское слово сообщили - “шняга”.
     - Какое слово?!
     - О… Евгеньевич, как это у тебя всё запущено со знанием современного русского языка!
     - В первый раз в своей жизни вижу бомжа, который бы изучал русский язык!
     - Шняга. Никто толком не может объяснить это слово, но вся молодёжь его знает. Это непонятный предмет, то есть что-то! И это что-то может быть чем угодно. Которое потом становится понятным. Это как виртуальная память, которой как бы её нет, но которая как бы есть! Это изменяющееся во времени представление о чём-то, что видит данный  индивидуум. Евгеньевич, я не знаю, как тебе ещё объяснить это слово. Представь, что какой-то пацан видит что-то непонятное, и он начинает чесать свою репу - что же это такое? Если это нормальный пацан – он поймёт. Если это обыкновенный пацан, то он даже репу свою чесать не будет!
    - Вот ты мне скажи, как правильно написать отчество от имени Лазарь?
    - Лазаревич.
    - Вот и неправильно! Учи русский язык! В паспорте у нашего Кости написано Лазарович, а у Наташи, из соседнего отдела, в паспорте Генадевна. Светку с нашего отдела помнишь? Она же замуж вышла за парня из Татарии, уже на сносях. Так после всей  этой истории с отчествами поглаживает свой живот и говорит: “А мой сын будет Татарович!”
    - А моя дочь станет Вовановна!
    - Володя, меня ждут. Когда тебе бомжевать надоест, приходи. С Ильичом я договорюсь – кровь пить не будет! Это у него есть. Сразу поедешь на вахту!
    - Спасибо, Евгеньевич. Экзамен по русскому языку сдам и приду.
    - Пока. Успехов тебе в изучении великого русского языка и не переживай: русский язык никто на пять не знает!
     - Пока, Евгеньевич. Ребятам привет!