Казну словами не наполнить

Арсений Лайм
ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "ГРАД 5 МОРЕЙ" (МОСКВА) № 7 ОТ 04.2011 ГОДА.


В Кыргызстане говорят об инвестициях много, но для их привлечения ничего не делают

В Кыргызстане прекрасно понимают: поднять экономику за счет внутренних резервов практически невозможно. Стране необходимы крупные внешние капиталы. Есть масса привлекательных проектов, куда можно вкладывать деньги, но инвесторы в республику не спешат. Ситуация такова, что в стране именно государственные институты и высокопоставленные чиновники – первый и зачастую последний барьер, который не покоряется потенциальным инвесторам.

Было ваше, станет нашим

Примерно под таким лозунгом с начала 2000 годов в Кыргызстане и занимаются бизнесом. Любые приносящие доход предприятия или компании быстро попадают под пристальное внимание высокопоставленных особо или их отпрысков. Порочную практику отъема чужого в крупных масштабах породили ближайшие родственники первого президента страны Аскара Акаева – сын Айдар Акаев и зять Адиль Тойгонбаев. Они даже соревновались, кто больше прибыльных предприятий подгребет под себя. Делилось всё: заводы, сотовые операторы, СМИ.

После свержения Аскара Акаева в марте 2005 года эстафету тихого отъема собственности перенял сын второго президента Курманбека Бакиева – Максим. Расправившись с имуществом родственников Акаева, новоявленные бизнесмены занялись отъёмом того, что не успели подобрать предыдущие «предприниматели». Итог известен – апрельская революция 2010 года, бегство из страны президента и его ближайшего окружения.

Пришедшее к власти под лозунгом «Все для народа» временное правительство практику предыдущих семейно-клановых переделов собственности изменило. Около сотни предприятий Кыргызстана, самых прибыльных и лакомых, попали под каток национализации. Сначала отнимали якобы принадлежащих семье Бакиева предприятия, но под шумок прихватили и со стороны. Все делалось на основании выпускаемых ВП КР декретов, которые не имеют в законодательстве страны юридической силы.

Это и трагические июньские события на юге Кыргызстана ударили по инвестиционному имиджу страны с такой силой, что оправится она, видимо, не скоро. Хуже того – из страны начался серьезный отток капиталов. После апрельской революции, по данным Центральноазиатского института свободного рынка, из Кыргызстана только в Казахстан выведено более $300 миллионов. Для страны, доходная часть бюджета которой колеблется в пределах $1,5 миллиарда, потери трудно восполнимые.

На уровне правительства для предотвращения вывода капиталов ничего не делали. Кроме того, именно действия ВП КР привели к разорению крупнейшего в республике «АзияУниверсалБанка». Но и после ситуация развивалась по сценариям, отлично отработанным при первых двух президентах. Как заявил на гражданском форуме представитель оппозиционной партии «Ата Мекен», депутат парламента Равшан Жээнбеков: «Фракции, входящие в коалицию [партии «Ата-Журт», «Республика» и социал-демократы – прим. автора], поделили между собой всю имеющуюся в стране собственность по принципу 33 процента каждому. От СМИ до спиртзаводов».

(Не)частная собственность

При таких раскладах и вакханалии последнего года, говорить об инвестиционной привлекательности Кыргызстана могут только в правительстве. Международный деловой совет (ассоциация, объединяющая более 100 местных и иностранных инвесторов, общий вклад которых в экономику КР превышает $1 миллиард) столь радужных настроений не разделяет. В последнем заявлении МДС особо подчеркнуто: «В настоящее время инвестиционный климат в стране не способствует привлечению инвесторов. Он резко ухудшился после апрельских событий и продолжает ухудшаться из-за неуверенности инвесторов в том, что права собственности в Кыргызстане защищаются должным образом».

Незащищенность частной собственности в КР подтверждают и международные исследования. Кыргызстан занял 97-е место из 125-ти по индексу IPRI (Международного индекса права собственности) и получил 25 баллов из 100 по защите права собственности согласно данным Heritage Foundation.

Яркие примеры незащищенности даже российских инвесторов – ситуации вокруг «Акылинвестбанка» и сотового оператора MegaCom. В первом случае ситуация просто абсурдна: есть решение суда, Генеральная прокуратура КР в отношении владельца банка уголовное дело прекратила, но Национальный банк страны по-прежнему отказывается снимать режим внешнего управления.

С MegaCom ситуация более запутанная. Правительство национализировало 49 процентов акций сотового оператора, 51 процент, по идее, принадлежит российскому инвестору, который вложил ранее в проект $150 миллионов. Но и на эту долю претендуют высокопоставленные чиновники. Как заявил побывавший в Бишкеке председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы России Алексей Островский: «Мы видим, что в настоящее время идет грязная подковерная борьба по отъему российской собственности группой лиц, во главе которой стоит первый вице-премьер-министр КР Омурбек Бабанов».

В итоге частный хозяйственный спор вышел на уровень взаимоотношений двух государств. При этом в Кыргызстане не раз подчеркивали, что возлагают надежды именно на инвестиции из России. Но, отметил Алексей Островский, «сложности привлечения российских инвестиций в Кыргызстан могут возникнуть в связи с ситуацией вокруг компании MegaCom».

Здесь можно вспомнить и высказывание доцента политологии Университета Джорджа Мейсона Эрик МакГлинчи. Он считает: если нет прозрачности судопроизводства и гарантий имущественных прав, то такая страна не добьется инвестиций, необходимых ей для экономического роста.

Горнорудная боль

Не менее сложная ситуация складывается и в одной из самых перспективных для инвестиций отрасли Кыргызстана – горнодобывающей. В нее инвесторы пока идут, но насколько долго это будет продолжаться? После апрельской революции произошел массовый отзыв лицензий. В частности, ее потеряло ОАО «Джеруйалтын», которое пыталось начать разработку второго по величине золоторудного месторождения Кыргызстана. Серьезные проблемы испытывает «Андаш майнинг»: у компании возникли непреодолимые противоречия с местным населением, требующим закрыть месторождение.

Но лакмусовой бумажкой инвестиционных потуг властей Кыргызстана является проект «Кумтор» - не только самый крупный в стране, но и один из первых. Инвесторы пришли на золоторудное месторождение в Иссык-Кульской области в 1994 году и остаются в стране до сих пор. Но только им известно, чего стоит возможность добывать в республике золото.

При Аскаре Акаеве, Курманбеке Бакиеве и нынешних властях, предприятию предъявляется масса претензий. Вкратце они сводятся к одному – дайте денег. Именно из-за желания выдавить из инвестора и тайно, и явно дополнительные средства соглашения пересматривались неоднократно. Последнее заключено с правительством Кыргызстана 24 апреля 2009 года, после чего ратифицировано парламентом, приобретя статус межгосударственного договора.

Тем не менее, было бы удивительно, если бы новое правительство не попыталось поторговаться с инвестором. Правда, пока идут только намеки и не совсем понятные телодвижения отдельных высокопоставленных чиновников.

Не исключено, что им хочется вновь «срубить» с инвестора какие-то деньги, но как подступиться – пока не придумали. К тому же большим препятствием для скорейшего обогащения является именно международный статус договора с инвестором. В лоб, как говорится, предприятие не возьмешь. Даже, несмотря на то, что Кыргызстан владеет 33 процентами компании «Центерра Голд Инк.», которое и занимается разработкой Кумтора.

В случае возникновения конфликта у инвестора серьезные шансы выиграть судебные процессы. Если вдруг Кыргызстан откажется работать по соглашению, допустит противоправные действия со стороны третьих лиц или станет чинить препятствия производственной деятельности компании, последняя может пойти на временную консервацию золотодобывающего комбината.

Можно вспомнить и о мировой практике: в случае расторжения соглашения инвестор получит компенсацию от страховой компании. Выплаты составят десятки миллионов долларов и обратятся расходами правительства Кыргызстана, то есть будут компенсированы из бюджета. Дело в том, что получив заявку от инвестора, страховая компания автоматически подает иск в международный арбитраж. Ей не составит труда доказать наличие препятствий нормальной работе комбината с кыргызской стороны.

В таком случае первое решение арбитражного суда – арест золотовалютных резервов Национального банка Кыргызстана. Окончательный вердикт суда, по мнению экспертов, также окажется не в пользу республики. В итоге проиграют обе стороны. Кыргызстан окончательно потеряет доверие инвесторов и значительную часть резервов Национального банка. Они пойдут на компенсацию потерь инвесторов и оплату судебных издержек.

К тому же следует учитывать - проект «Кумтор» является одним из крупнейших налогоплательщиков страны. По итогам 2010 года предприятие выплатило только налогов на сумму $110 миллионов. Не считая миллионных вложений в геологоразведку, обеспечение работой подрядных организаций и местного населения, социальные и благотворительные проекты. Дыру, которую может проделать в бюджете страны остановка предприятия, не залатать. Как и не сделать хорошую мину при плохой игре: общий инвестиционный вклад проекта в экономику страны за все время работы превысил $1 миллиард.

Время отмываться

В сложной экономической ситуации правительству Кыргызстана следует не воевать с имеющимися в стране инвесторами, а в кратчайшие сроки улучшать инвестиционный климат. Бороться с коррупцией, по которой республика находится на самых низких позициях в мире, приближаясь к Афганистану.

Как отмечают в МДС, «отсутствие преемственности политики правительства и объективности судебных решений наряду с «богатым» наследием в виде коррупции подрывают доверие инвесторов, что отражается на инвестиционном климате, пополнении бюджета страны и создании дополнительных рабочих мест».

Кстати, дефицит бюджета Кыргызстана в 2011 году определен в пределах около $500 миллионов. Чем покрывать недостачу, в правительстве толком не объяснили. Конечно, есть надежда на получение международных кредитов, но и они давно не текут в страну полноводной рекой. При внешнем долге республики в $2,6 миллиарда рассчитывать на щедрость доноров наивно. Об эффективности же использования Кыргызстаном заимствованных средств можно слагать легенды. Последний пример – российский кредит в $300 миллионов, полученный при президенте Курманбеке Бакиеве. Эта сумма прописалась в долговое бремя страны, а выхлопа никто не увидел.

В тяжелейшей ситуации, которая складывается в Кыргызстане, правительству следует предпринять неимоверные усилия не только по сохранению местного и иностранного бизнеса, но и по отмыванию имиджа от ярлыка «ненадежного партнера». Сделать предстоит многое, иначе неустойчивая экономика может рухнуть окончательно, похоронив под обломками и новые власти страны, и само кыргызское государство, как таковое.   


Бишкек, март 2011 года.