Чужая мудрость

Бориэль Сим
Как можно считать себя образованным человеком, не прочитав главных философских книг и не поспорив с их авторами?.. Шай высоко ценил восточных мудрецов Лао-Цзы и Конфуция, которых, как, впрочем, и Сократа, Платона и Аристотеля, считал праотцами житейской мудрости, воспетой на разные лады философами последующих эпох уже от собственного имени. Однако еще в бытность студентом, мысленно споривший с авторами книг, Шай с удивлением обнаружил, что философские учения не развиваются и не совершенствуются, подобно естественным наукам, но просто появляются новые, как в жанре беллетристики. Философские школы возникали и росли, как грибы, но не в продолжение развития грибницы философии, а почти с нуля. Ради приличия новоявленный философ поначалу на кого-то ссылался, кого-то критиковал, а потом объявлял, что до него, по сути-то, не было верных представлений ни о человеке, ни о смысле его существования и причинах его бед, ни о том, в каком направлении должно развиваться человеческое общество.
Серьезному увлечению философией предшествовало знакомство с «мудростью древних», запечатленной в афоризмах. Бабушка Шая знала множество пословиц, поговорок, по памяти цитировала Тору, пророков и классиков, потому свою страсть к афоризмам Шай считал унаследованной от бабушки. Чужая мудрость, запечатленная в словах, быстро переливалась в его юную голову, и у него создавалось впечатление, что он умнеет. Память у него была отменной, теперь по любому поводу он мог высказать мнение мудрецов, то есть, истину... – так он думал прежде, когда много времени посвящал чтению книг и высоко ценил слово. Осознав, какой властью обладают слова вне связи с их правдивостью, и насколько доверчиво к ним большинство, Шай стал с опаской относиться к любым утверждениям и даже начал сомневаться в мудрости хранившегося в его памяти. Словосочетания, согласуясь или противореча друг другу, жили в книгах, а люди в согласии или в непримиримых противоречиях – сами по себе, будто те к ним не имели отношения.
В какой-то момент Шай не без удивления обнаружил, что ответов на главные вопросы чужая мудрость ему так и не дала, ему придется искать их самому. Искать свои ответы на общие для всех вопросы. Но разве Высшая Истина, каковую постигают и наука, и просветленные души, не одна для всех? Разве не Нравственный Закон, данный Создателем людям, должен главенствовать над человечеством, а нечто плюралистически многообразное, в том числе воинственно-непримиримое? Неужели алчность и иные страсти незрелых душ, устремленных к золотому тельцу, навеки останутся в роли двигателя прогресса на этой планете, позволяя интересантам смешивать правду с ложью, менять местами причины и следствия, принижать и унижать высокое? О, мудрые философы, почему вы молчите? Вы уже все сказали?.. А если незрелые составляют большинство, и у большинства не развито духовное зрение...
Шай вспомнил восточную легенду о слепцах, делившихся впечатлениями после ощупывания слона. Осязавший живот утверждал, что слон подобен огромной бочке, ощупывавший ногу настаивал на том, что слон подобен столбу, прикасавшийся к хоботу был убежден, что слон подобен канату. Неужели над человечеством, успешно заминировавшим планету и движущимся к глобальной катастрофе, висит проклятье вплоть до Апокалипсиса верить в мудрость духовно слепых поводырей, отрицать единство Истины, первичность данного свыше Нравственного Закона и пребывать в многообразии представлений, порожденных духовным невежеством?.. Да и как помочь упорствующим в заблуждениях, если не только материальные богатства, но и власть, и большинство средств массовой информации находятся в руках им подобных, а их эгоистические интересы охраняются полицией, армией, баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и миллионами сыщиков, выявляющих инакомыслящих, предателей и врагов? Похоже, Творец отвернулся от погрязшего в язычестве человечества...
Порочный круг бесконечно воспроизводит себя и выглядит замкнутым, однако Шай уже знает, как его разорвать. Это смогут сделать продвинутые души в новых поколениях, осознавшие единство Истины. Душа свободна, и всякий осознавший единство Истины и уверовавший в Творца и в бессмертие души с легкостью вырывается из аморальной среды. Создатель же всегда помогает борющимся за торжество Истины и Справедливости, даже если их горстка, ведомая одним. Шай знает, что, если иные из них погибнут в этой борьбе, то вознесутся к Нему, прочих же ждет чернота периферии мира душ, каковая соответствует их качествам и тяжести грешных деянияний, совершенных за краткий период земной командировки.
Установится ли на планете ДУХОВНОКРАТИЯ до наступления глобальной катастрофы? На этот вопрос у Шая ответа не было.