Плач Ярославны. Тайны Слова Урок литературы

Омичка Мистика
Глава  15  ТАЙНЫ  «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Перед нами  самое первое и самое уникальное из произведений древнерусской литературы. В нем удивительно все. И язык, и тема, и ход мыслей, и исторический материал.
У жителей 21 века появилась возможность перенестись в 12 век в последние его десятилетия, чтобы еще раз взглянуть на разыгравшуюся трагедию, которая в той или иной мере будет отражаться и на нашей реальности.

Для человека, не ведающего об этой страничке нашей истории совершенно непонятно, почему отправился в поход в одиночестве князь Игорь, отчего великий князь Святослав упрекает всех остальных собратьев:
Это вы, раздорами и смутой,
К нам на Русь поганых привели.
И для того, чтобы понять все происходящее там, придется для начала заглянуть не на страницы школьного учебника истории, а в более серьезные научные труды.
И постепенно многочисленные имена русских князей наполнятся особенным содержанием, что очень важно.

ИСТОРИЯ  И РЕАЛЬНОСТЬ

Так  что же произошло в конце 12 века, перед монгольским нашествием на русских землях? Трагедия началась значительно раньше, когда на два враждующих лагеря разделились дети старшего сына Ярослава Олега и младшего Владимира Мономаха, которые вопреки всем законам и заветам отцов захватили великий стол. Князь Олег не смог отвоевать того, что ему и его наследникам принадлежало по праву рождения,  и на 33 года отправился в изгнание.

Его сын, князь Святослав Олегович вместо Киева получил только Чернигов, один из крупнейших в то время городов, но не столицу, и которого его малолетние сыновья Игорь и Всеволод были изгнаны после смерти его. Они оказались у Андрея Боголюбского, Владимирского князя, единственного отважившегося приютить изгнанников,  да и то, потому что, по сути, в то время Владимир уже был настоящей столицей земли русской, а Киев только считался ею.

Там, в Киеве,  сидел последний из Олеговичей, князь Святослав Всеволодович, который пытался только примирить всех удельных князей, не желавших признавать первенство одного из них. Он вроде бы добился справедливости. Но на этом деле это была только иллюзия, ни власти, ни союзников, ни земель у него не было. Он оказался беднее всех остальных.
Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, и внук Владимира Мономаха, унаследовал Владимир, и негласный титул великого князя, каковым и считал себя без всяких на то прав, так его и называет сам Святослав в своем слове:

Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон…
Но кроме действительно могущественного Всеволода, прозванного современниками Большим Гнездом,  есть еще князь Рюрик Ростиславич, тот, который воевал с самим Святославом недавно, осмелился идти на Великого князя, победил его, оттеснил за Киевские ворота, и провозгласил, что земли вокруг Киева принадлежат ему, а великому князю, только то, что за городской стеной. Положение его оказалось более выгодным, потому что  войти в Киев после смерти Святослава, преградив туда дорогу законному наследнику - князю Игорю  Святославичу. Он заранее позаботился обо всем.
Вы, князья буй-Рюрик и Давид!
Смолкли ваши воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
А не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая…
Не может великий князь простить ему вероломства, но приглашает его помочь  первому  сопернику, Игорю, понимая, что никогда не пойдет он на это.
Но кроме этих вероломных младших князей, подчинивших себе почти все земли, есть еще и могучий Галич, с которым  Киев не мог уровняться, и там в то время был один из самых ярких и могущественных героев -  князь Ярослав, с которым никто не сравнится. О его подвигах ратных ходили легенды, никому не собирался подчиняться сей властелин.
Ярослав, князь Галицкий! Твой град
Высоко стоит под облаками.
Оседлал вершины ты Карпат
И подпер железными полками.
На своем престоле золотом
Восемь дел, ты, князь, решаешь разом,
И народ зовет тебя кругом
Осмомыслом - за великий разум.
А если вспомнить о том, что этот князь и был тестем князя Игоря, отцом его любимой жены, еще более странным кажется его гробовое молчание.
Но у него под боком оказался самый дерзкий, бесстрашный из сыновей Мстислава, князь Роман, который со временим, присоединит к своей Волыни его Галич, и потому не двинется  на помощь к Игорю князь Ярослав. И была еще одна таинственная история, о которой молчат историки. Дочь его должна была стать королевой  Венгерской, но по каким-то странным обстоятельствам этого не произошло, и вероятно не по его, а по собственной воле она стала женой опального князя. И вряд ли могло это нравиться могущественному князю Ярославу, как и для Всеволода, и для Рюрика, для него поражение и даже смерть князя Игоря были если не  благом, то избавлением от многих проблем, которые он мог принести им фактом своего существования.
И что же получается? Владимир - Галич, Рязань, - города, где сидят более могущественные и богатые князья, чем в Киеве, хотя и доставшемся старшим в роду, но не имевшем уже никакого значения и для них, и для всего славянского мира.
Вот в таких условиях, последний наследник князя Олега, не получивший даже своего Чернигова еще и решается отправиться в поход против половцев, чтобы показать свою мощь и свое первенство.
Он понимает, что обречен, не только могучие князья, но и природа сама против него. Игорь видит затмение, ропот среди дружинников слышит. Но ничто не может остановить его в этом жутком противостоянии.
Ему не может помочь и великий князь, ни своими силами, не призывая более могущественных союзников, потому что нет у него власти над ними.
И на глазах у всего мира происходит трагедия - поражение и плен князя Игоря, который для всех этих князей, только избавление от лишних проблем.
Единственный человек, по-настоящему о нем переживающий - дочь князя Ярослава и любимая жена князя Игоря - Ефросинья Ярославна. Это ее Плач, до сих пор так волнует наши сердца. Но если вчитаться в это творение, то мы узнаем еще одну причину, из-за  которой князя Игоря не должен был  любить и поддерживать весь остальной мир.
Моля о спасении, о возвращении мужа не к Христу или Богоматери обращается княгиня, потерявшая и мужа и сына старшего.
- Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки.
А называют воинов внуками Стрибога (бога ветров), потом княгиня обращается к  Днепру и к Солнцу:
Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что  ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло.
Мы убеждаемся и дальше, что князь Игорь в 12 веке, через два столетия после принятия христианства осмелился быть язычником. Потому не могли принять и понять его все остальные князья, твердо, опиравшиеся на христианскую  веру и ее служителей. Это было невероятной дерзостью в те времена, он отличен был от них во всем, и смел таким оставаться до конца. Но князь Игорь, вероятно, понимал, что, только обратившись к предкам, и преданным ими богам, можно восстановить тот вечный славянский уклад, и ту справедливость, которую чужая вера, и насильно навязанный им бог дать не могут. Он готов был спорить со всем миром, и не боялся проиграть, надеясь на что-то большее для потомков своих.
Такой же путь изберет немного позднее сын того самого князя Романа -Даниил, когда откажется ехать в орду, и отдаст свой мир католической вере и Римскому  папе, став королем. Оба они проиграли, но пытались найти выход в безвыходной ситуации.
И еще одно подтверждение тому, что князь Игорь был язычником - последние главы «Слова», когда князь бежит из плена, он оборачивается серым волком, вьется соколом в облаках, как древний чародей Волхв или предок его Всеслав, которого так же называли чародеем.
Противостоять силе и вере, принятой в мире, для этого требовалось особенное мужество, но это еще одно свидетельство того, насколько сильно было язычество и в то время.
И происходит еще одна удивительная вещь, князь, испытав все другие способы для противостояния могучим соперникам, оборачивается к вере своих предков, и надеется, что древние боги, и  тени отцов и дедов помогут ему в неравной борьбе.
Но князь Игорь обречен в таком противостоянии. Было написано «Слово» - повествование о времени и о князьях, ему вернули его родной Чернигов, но после смерти великого князя Святослава не допустили в Киев. Он умер внезапно при загадочных обстоятельствах  в самом начале 13 века, и имя его было стерто во всех летописях. В том же году скончалась и жена его. Монахи и правители  не могли допустить огласки. Могила его так и осталась неизвестно, погибли его сыновья, призванные боярами наследовать Галицкий стол. С ними расправился князь Роман Мстиславичу, который и занял  Галичский стол, с согласия князя Всеволода, по-прежнему считавшего себя великим князем, а свой Владимир столицей земель русских.
И самое печальное, что все эти кровавые события происходили за несколько лет до татарского рабства, в огне и крови которого потонут и правые и виноватые.
Сегодня мы знаем, как тяжко придется князю Ярославу Всеволодовичу, сыну самого могущественного из князей, и внуку его прославленному Александру Невскому, отправляясь на поклон к ханам, и отстраивая сожженные города, да и всем остальным русским князьям.
Но призыв об объединении, так ясно звучавший в «Слове», так и не был услышан.
Некоторые историки склонны считать, что гражданская война началась в том самом 12 веке, когда не могли ни объединиться, не договориться русские князья, уничтожая друг друга. Она продолжается до сих пор. И мы не услышали его призыва, и не сделали никаких выводов из той давней истории. А самое страшное, что не было у нас ни законов, которые бы исправлялись, ни настоящей веры, только право сильного, готовность к истреблению и бесконечные войны за власть и богатства.
«Слово» - это не просто первое светское литературное произведение, это историческая версия гибельности избранного тогда нами пути.

Глава 16     ДВЕ РУССКИЕ КНЯГИНИ  РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ О ПОБЕДАХ И ПОРАЖЕНИЯХ

Не принято углубляться  в летописи первой половины 13 века, когда русские князья терпели поражение от монголо-татарского нашествия..
В 1237 году под натиском татарским пала Рязань - самое мятежное из всех русских княжеств. Мы привыкли читать о победах юного Александра Невского и даже не задумываемся о том, что в то же самое время, когда он отражал натиск шведов на Неве и немцев на Чудском озере, происходили совсем иные, более печальные события в Киеве, где правил его отец князь Ярослав, и в Рязани. От этих событий наши летописцы и приведут нас  к  Мамаеву побоищу 1380 года и к окончательному освобождению от рабства в 1480 году, путь в 243 года -невероятный отрезок времени для русской истории. И сохранилась уникальная история из Батыевых времен, когда князь Юрий Рязанский решил остановить Батыя и умолить  нечестивца дарами. И послал он к нему навстречу сына своего князя Федора, и молил, чтобы не разорял он Рязани. Солгал ему вероломный хан, когда принял его дары. Он затребовал на ложе его жену. В этом решительно отказал ему князь Федор: «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть станешь», - услышал его слова хан. После этих слов князь Федор был убит, а тело его бросили на растерзание зверей лютых. И много еще было вместе с ним людей убито. Его тайно похоронил один из верных слуг, он же рассказал княгине о том, что случилось.
И как записал летописец, в тереме своем в тот момент с младенцем-сыном встречала она его. И вместе с ним бросилась она на землю и разбилась до смерти.
За  зарайским городом,
За Рязанью за старою,
Из далеча чиста поля,
Из раздолья широкого
Привезли убитого.
Княгиня, помня о старых традициях, когда жена шагала  в костер за убитым мужем, распорядилась собственной судьбой. Язычество по-прежнему оставалось главной верой в сердцах русских людей. И в решительные минуты они обращались к многовековым традициям предков своих, а «случайные» черты христианства не играли никакой особенной роли.

ПЛАЧ ЯРОЛСАВНЫ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Но из грозного 1237 года мы перенесемся в  более мирное, хотя и печальное время 1179 года, когда после печального похода своего в плену оказался князь Игорь Святославич Черниговский вместе с братом своим Всеволодом. А в граде его в своем высоком терему оставалась его жена Евфросиния Ярославна - дочь могущественного  князя Галицкого Ярослава Владимировича.
Именно ее плач по мужу и сыну произносим мы снова и снова. И перевели на современный язык его для нас поэты 19-20 века, и пытаемся понять душу русского человека, какой она была почти 8 столетий назад.
Из скудных исторических источников мы знаем, что матерью ее была дочь великого князя Юрия Долгорукого княгиня Ольга, и в свое время она осмелилась покинуть своего грозного мужа и вернуться в град своего отца. Сама Ефросинья готовилась стать женой венгерского короля, и какое-то время провела в Венгрии. Но по каким-то неведомым обстоятельствам, скорее всего вопреки воле своего отца, она стала вдруг женой опального и вечного гонимого  князя Игоря, еще в детстве лишенного своего Чернигова, и получившего его назад только после того, когда он вернулся из плена. Вся его недлинная жизнь прошла под печальной звездой неудач и горестных поражений. Но в отличие от матери своей, она не оставляла своего мужа и в горькие минуты их жизни, а потом, даже умерла почти в одно время с ним, хотя и вокруг смерти каждого из них остается много тайн, которые мы уже никогда не узнаем.
Она не знала о горькой участи младших сыновей, которые отправились в Галич, град деда своего, чтобы занять полагавшийся им, как наследникам, престол, и были зверские убиты свирепыми боярами, с которыми во все времена не было никакого сладу.
Но мы возвращаемся к знаменитому произведению, повествующему о печальном Игоревом походе.
Голос княгини долетает и до Киева и до Галича - два главных в ее жизни города:
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу,
И рукав с бобровою опушкой,
Наклоняясь, в Каяле омочу.
Перед нами древняя языческая сказка, где женщина может оборачиваться птицей. А мы знаем, что в роду у Игоря был князь Всеслав, которого так и называли чародеем, и о его  превращениях в зверя, рыбу, птицу, писали летописцы. Вот и княгиня говорит о том же.
Князь Игоря не скрывал своей приверженности к языческой верой, и настроил против себя всех своих братьев еще и потому что продолжал хранить языческие храмы и строил новые. Вопреки утвердившемуся на остальных землях христианству, здесь царило язычество.
И Ярославна уверенна в том, что только родная природа( и ее вечные боги) могут помочь ее мужу. И она окажется рядом с  любимым, в гибель которого не верит.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь.
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклоняясь.
Перед нами былинный богатырь, то ли еще живой, толи уже погибший, но оставшийся могучим и прекрасным. И как королевич Елисей у Пушкина,  она отправляется на поиски любимого, чтобы оживить его. Здесь нет еще размышлений о смерти, она готова спасти, разбудить, оживить его.
И княгиня уговаривает  ветер ( это один из самых могучих языческих богов Стрибог) не мешать русичам, не помогать их лютым врагам.
Но природа настроена злобно по отношению к ним, о чем говорило и затмение, и тревожные крики птиц, потому они и потерпели поражение.
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки, -
Упрекает бога ветров княгиня. И она говорит с ним почти на равных, он должен не только слышать ее, но как-то изменить свое отношение к происходящему.
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты,
Ах, зачем, зачем мое веселье,
В ковылях навек развеял ты?
Как это не похоже на призывы смириться и не роптать против божье воли у христиан. И боги должны были услышать ее призывы и как-то изменить свое отношение к происходящему.
Она упрекает и Днепр - водную стихию, и могучего Царя Морского за то, что  в свое время он помог Святославу одолеть половцев. Мы знаем, что накануне великий князь одержал победу над ними, что и заставило Игоря бросится туда и тоже доказать свое могущество.
Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
И упрекая Днепр, она просит сохранить ее князя и вернуть его назад живым.
Чтобы жив вернулся он ко мне.
Княгиня укоряет и солнце, которое было в сражении против русского князя:
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан,
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан.
Ярославна явно бунтует против своих богов. И что же происходит на самом деле? Если в христианстве бунт всегда жестоко наказывается, и героиня  неизменно оказывается мертва, то солнечные боги древних славян после упреков княгини возвращают ей князя Игоря. И во время его побега из половецкого плена начинают служить ему.
А на плач княгини природа отвечает своей грозной силой:
И возроптало море сквозь туман,
Вихрь помчался к северу родному.
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Без помощи и поддержки и властелин слаб и беззащитен, во все времена об этом не забывали русичи. И подобно  древнему новгородскому князю Волхву он может обратиться и в животное - горностая-белку,  и в рыбу, чтобы переплыть реку, и в птицу, чтобы добраться поскорее до родного  дома.
Перед глазами оживает толи древняя сказка, или язычество вечное и несокрушимое снова доказывает нам свою власть над миром и людьми.
И в тот момент князь Игорь вспоминает, что река может стать и враждебной силой. Так утонул юный князь  Ростислав, когда  переправлялся  с воинами своими:
И закрыла Днепр от Ростислава,
И погиб в пучине Ростислав.
Младший брат Владимира Мономаха в 1093 году во время битвы русских с половцами утонул, и Владимир не смог его спасти. О плаче его матери над  погибшем сыном есть свидетельство в летописи:
Плачет мать над темною рекою,
Ищет сына-юношу во мгле,
И цветы поникли и с тоскою,
Приклонилось дерево к земле.
Так и перекликается Плач Ярославны с  более ранним произведением - плачем безнадежным, полным отчаяния, остается только сожалеть о том, что мы так плохо знаем свою литературу. Именно он замыкает круг и соединяется с горестью княгини Евпраксии, когда погибшего любимого мужа вернуть больше невозможно. И так же как и до возвращения князя Игоря, и на этот раз:
Мрак стоит над русскою землею,
Горько ей без Игоря одной,
Но восходит солнце в небеси
Игорь-князь явился на Руси.
Князь Федор вернулся на Русь в гробу, потому не на что больше не надеясь и шагнула его жена как в старые древние времена во след за ним в пропасть.
Но о чем же свидетельствует  и плач матери над утонувшим  Ростиславом, и плач Ярославны, и поступок княгини рязанской? Язычество оставалось неодолимой силой в умах и душах людей и через несколько столетий после принятия христианства жила языческая вера. И в трудные минуты они всегда обращались к богам своих предков. Невозможно за одно или несколько столетий истребить из душ людей то, что было в них тысячелетия. Древне русская литературы хранит еще одну тайну. Можно переписать летописи и учебники истории, с литературой такое сделать труднее, истина там сохраняется в первозданном виде, если это настоящая литература

Глава  17  РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
М.ЗЕНКЕВИЧ «КНЯЗЬЯ» Д.САМОЙЛОВ  КНЯЗЬ ВАСИЛЬКО РОСТОВСКИЙ

Не многим русским поэтам хватало мужества для того, чтобы заглянуть в глубины русской истории, и вроде бы эти темы не были запретными, но и говорить о них было не принято. Только короткие упоминания в летописях и остались нам о славных наших предках.
Забыть - не думать - не знать - вот наше «золотое» правило на все времена. И не случайно так смущало московскую Русь, погрязшую  в татарском рабстве, вольное золотое время Киевской Руси. Чванливая и самодовольная Москва ничего не видела никогда дальше собственной истории, не особенно лицеприятной и полной темных и кровавых дел.
В 1911 году русский поэт М.Зенкевич пишет свое стихотворение «Князья», именно ими он восхищается и любуется:
Любо было вам, идя в походы,
Хлеб и соль встречать с поклоном в селах,
И чеканный ковш лесного меда
Пить с дружиной на пирах веселых.
Но как только почувствуешь этот дух древнего славянства, так от более близкой истории и следа не остается больше. Не было тогда в русских душах обреченного уныния, именно православное христианство с его бесконечными запретами и карами принесло его с собой,
И с утра с колчаном стрел каленных
В топкой гати на болоте буром,
Стоя в стременах раззолоченных,
С гиком гнаться за мясистым туром.
Тризны, свадьбы, княжеские пиры, все это сплачивало людей, давало им уверенность в собственной мощи и свободе. Но постепенно горькие и страшные явления проникали в эту реальность, войны, междоусобицы, которых не могло смирить и христианство:
Но зато, когда из-за удела,
Спор решали вы крутой расправой,
Долго по ночам земля гудела,
Досыта напившись крови ржавой.
Но не идеализирует те далекие времена русский поэт. Хотя с горечью и болью вспоминает он об ушедших навсегда русских князьях:
Кто стрелой татарской убиенный,
Кто снедаем язвой моровою,
В черной схиме, в простоте смиренной,
Отошли вы к вечному покою.
Ничего  от них не осталось в этом мире, даже могилы их сметены с лица земли:
И старинного чекана раки,
Плесневея в отсыревшем склепе,
Ваши имена гласят во мраке
Золотом церковных благолепий.
Но и во времена, когда заискивал перед ордой московский князь Иван Калита, одаривая ханов подарками и уничтожая всех братьев, стоявших у него на пути, находились совсем другие князья. Мы перенесемся из седой древности во времена, когда внук Чингисхана, хан Батый покорял один за другим русские города, дух гордых викингов оставался в душах русских князей.

Д.САМОЙЛОВ  КНЯЗЬ ВАСИЛЬКО РОСТОВСКИЙ

Но с нами остаются и легенды о подвигах русских князей в период татарского рабства. В одном из своих изящных стихотворений поэт Д.Самойлов вспоминает о трагической судьбе Ростовского князя Василько, противостоявшего грозному Батыю:
Ужель встречать в воротах
С поклонами беду?
На Сицкое болото
Батый привел орду.
От крови человечьей,
Подтаяла река.
Кипит лихая сеча
У княжья городка.
Для русских князей во времена Батыя наступила лихая година испытаний. Они остались разобщены и перед грозной бедой, призыв князя Игоря не подействовал на его потомков, и судьба его осталась тайной за семью печатями для них.  Во время грозного нашествия князья вели себя по-разному. Кто-то проходил все стадии унижения, остальные готовы были умереть, но не сдаться. Вот и Ростовский князь до конца защищал свой город:
В округе все, кто живы,
Под княжьи  руки встал,
Громят его дружины
Насильников татар.
Из исторических книг мы знаем, что внук знаменитого Чингисхана Батый, почти уровнялся славой с дедом своим, он интересовался русской культурой, учил язык, он покоил и уничтожил сначала Рязань, потом Киев, и пошел по русским землям. И в жестокости ему не было равных. Вот и рисует нам поэт противостояние двух властелинов.
Но русским великанам,
Застлала очи мгла,
И выбит князь арканом,
Из утлого седла.
Перед Батыем оказался плененный русский князь, победитель решил оставаться великодушным по отношению к нему.
Перед нами жутковатый образ властелина, и дело рук его, и кровь и смерть русичей, и разоренный, уничтоженный город.
Под ханом знамя наше
От кровушки черно,
Хан из церковной чаши
Пьет сладкое вино.
Не историки с их сухими датами и цифрами, а только поэты могли передать ту глубину совершившийся трагедии и мировосприятия, когда на русскую разоренную землю отпускалась тьма татарщины. Мы слышим предложение победителя побежденному князю:
Я князя за отвагу,
Помиловать хочу.
Пусть вытрет ил болотный,
С лица омоет грязь.
В моей охранной роте
Отныне служит князь.
Можно было такой ценой купить себе если не свободу, то жизнь, и забыть обо всем, что было прежде, потому что у него не оставалось другого выбора. Но не так поступает ростовский князь. Мы слышим его голос:
Служить тебе не буду,
С тобой не буду есть.
Одно звучит повсюду
Святое слово: месть.
И смело, даже дерзко  говорил он о жутком насилии,  о пролитой крови, о предательстве и доблести, которая так нравится татарскому хану в русичах:
Забудь я Русь хоть мало,
Меня бы проклята,
Жена, что целовала,
И мать, что родила.
Не могла не привести в ярость победителя такая речь князя, и расправа его оказалась короткой и жестокой:
Батый, привыкший к лести,
Нахмурился: »Добро!
Возьмите и повесьте
Упрямца за ребро»
Так угасла в плену рабства и еще одна отважная жизнь. Батый умер  победителем, никто из русских князей не мог противостоять ему, пройдут еще более сотни лет, пока Дмитрием Донским будет разбит Мамай, и потом еще сто лет русичи будут считаться татарскими рабами. Но умиравший в муках русский князь мечтал о том, как это может случиться.
Сплотится Русь и вынет
Единый меч. Тогда
Подобно дыму, сгинет,
Батый, твоя орда
Русичи проигрывали, но именно такие поступки оставляли надежду на то, что все будет по-другому. Но дух русского княжества оставался и в годину лихих бед.