Александр войтов платон о дурной славе философии

Индрик
Александр ВОЙТОВ Платон о дурной славе философии
 
Актуальность и дискредитация философии достигли предела. Ее спасение требует тщательного изучения ее основ - классической философии древних греков.
В диалоге «Тимей» Платон оценивал философию как самый лучший подарок богов людям. Она мыслилась им как главный фактор прогресса общества. Для понимания ее сущности и проблем важно произведение Платона «Государство», особенно пятая -седьмая книги. В нем Платон показывает актуальность философии, ее универсальное значение, дурную ее славу и пути становления.
По Платону, правители государства должны быть философами или овладеть технологией философствования. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол...»
Оценка философии как главной науки требовала выяснения ее сущности и того факта, «кого именно мы называем философами». В связи с этим Платон анализирует способности философа или сущность философской души. Он акцентирует их любознательность ко всем наукам и стремление ко всеобъемлющей мудрости. «Кто охотно готов отведать от всякой науки, кто с радостью идет учиться и в этом отношении ненасытен, того мы вправе будем назвать философом».
Подлинные, действительные философы стремятся к истине на основе мышления как самой мощной из всех способностей. Им присущи памятливость от природы, способность к познанию, великодушие, дружба с истиной, справедливость, мужество, рассудительность и так далее.
Выяснение свойств философской души является основанием для анализа того факта, что таких философов практически нет, господствуют никчемные, притворные и тому подобные философы, фактически ими не являющиеся. В связи с этим он анализирует состояние философии и причины дурной ее славы. «Так, прежде всего ты растолкуй этот образ тому, кто удивляется, почему философы не пользуются в государствах почетом и постарайся убедить его, что гораздо более удивительно было бы, если бы их там почитали».
Платон проводит идею о том, что в бесполезности выдающихся философов повинны не они сами, а те, кто не находит им никакого применения. Эта истина не относится ко всем остальным философам, особенно так называемым профессиональным философам.
Обстоятельные соображения по данному вопросу Платона надо читать по первоисточнику. Но, прежде всего, надо уяснить причину дурной ее славы. «Всего больше и сильнее обязана философия своей дурной славой тем, кто заявляет, что это их дело - заниматься подобными вещами. Упомянутый тобой хулитель философии говорил, что большинство обратившихся к ней - это самые скверные люди, а самые порядочные здесь бесполезны, и я согласился тогда, что ты говорил верно, - разве не так?».
Пустомели никоим образом не могут быть причастны к истинной философии. Только прирожденная склонность к знанию, стремление к истине, способность познания сущности явлений и подобное тому ведут к обладанию философским складом души (природными свойствами подлинных философов). И таких людей очень мало. «Я думаю, всякий согласится с нами, что такой человек, который обладал бы всем, что мы от него требуем для того, чтобы он стал совершенным философом, редко рождается среди людей -только как исключение».
Претендентов на звание философа, которые ими быть не могут, очень много. Их портят их учителя - софисты, а сегодня институциональные философы. Много обыденных людей увлекается философией, но потом они отходят от нее по разным причинам - необходимость пожертвовать ради нее всем остальным, соблазны «богатства и всякого рода обеспеченность».
«Затем надо рассмотреть свойства тех, кто им подражает и берется за их дело, - у таких натур много бывает промахов, так как они не достойны заниматься философией, и это им не под силу; из-за них-то и закрепилась за философией и всеми философами повсюду та слава, о которой ты говоришь».
« - Когда, таким образом, от философии отпадают те люди, которым всего больше надлежит ею заниматься, она остается одинокой и незавершенной, а сами они ведут жизнь и не подобающую, и не истинную. К философии же, раз она осиротела и лишилась тех, кто ей сродни, приступают уже другие лица, вовсе ее недостойные. Они позорят ее и навлекают на нее упрек в том, что как раз и порицают ее, по твоим словам, хулители, говоря, будто с ней имеют дело люди либо ничего не стоящие, либо же в большинстве своем заслуживающие всего самого худшего. - Действительно, так об этом и говорят.
- И правильно говорят. Ведь иные людишки чуть увидят, что область эта опустела, а между тем полна громких имен и показной пышности, тотчас же, словно те, кто, спасаясь от тюрьмы, бежит в святилище, с радостью делают скачок прочь от ремесла к философии - особенно те, что половчее в своем ничтожном дельце. Хотя философия находится в таком положении, однако сравнительно с любым другим мастерством она все же гораздо больше в чести, что и привлекает к ней многих людей, несовершенных по своей природе.. »
«Виновниками нерасположения большинства к философии бывают те посторонние лица, которые шумной ватагой вторгаются куда не следует, поносят людей, проявляя к ним враждебность, и все время позволяют себе личные выпады - иначе говоря, ведут себя совершенно неподобающим для философов образом».
Такие философы не заслуживают называться мудрецами, они-то и порождают дурную славу философии, и они не могут не породить порицание философии «толпой» (народом). Это легко уяснить на основе многих фактов двадцати-пятивековой истории философии. «Толпа» абсолютно права, презирая то, что могут дать ей «философы», являющиеся фактически филодоксами - пустомелями, высказывающими «какие-то фразы, умышленно подогнанные друг к другу».
Несправедливость пренебрежения философией требует нахождения путей ее спасения, преодоления неверного ее применения. Платон показывает в целом как можно это достигнуть. Он отмечает самую актуальную и трудную часть философии - доказательства или, говоря современными понятиями - методологическую ее функцию или диалектическую логику. В связи с этим Платон намечает то, как ею надо заниматься: важно развитие и тела человека, и его возмужание, и развитие его души, и ее должное обучение. Философа надо упражнять во многих науках, наблюдая, способен ли он воспринять самые высокие познания или он их убоится. Только в таком случае душа философа будет стремиться туда, где сияет истина - к умопостигаемому, теоретическому миру. Именно в таком случае философствование не будет восприниматься «мудрением со словами» и будет показано его отличие от чувственного восприятия.
«Напев диалектики» - при помощи самого мышления постигнуть сущность явлений. Теоретическое (умопостигаемое) познание возможно на основе строго фиксированных правил диалектического мышления при ответе на вопрос: «Что это такое?». Нужно подвергать испытанию их способность к диалектике. Платон разъясняет предпосылки диалектического мышления, постепенный ход движения мысли к первоначалу (от сложного к простому), а затем от простого к сложному, как условие понимания сущности. Все это лучше познать с помощью пятого правила для руководства ума Р. Декарта или его объяснения в «Самоучителе мышления».