Отцы и дети - скандинавский вариант

Наталья Копсова
Что больше всего поразило меня сразу после приезда в Норвегию, так это невероятное количество местные отцов с умиротворенными улыбками на мужественных нордических лицах, разгуливающих с детскими колясочками по садам и паркам или самозабвенно воркующих со своими платиноволосыми карапузами, осыпая их при этом нежнейшими поцелуями. Я, поначалу, глазам своим не верила. Примерно такие же сцены мне не раз доводилось наблюдать, например, теплыми летними деньками в московском Ботаническом саду с тем лишь различием, что российские отцы с младенцами там никогда в одиночку не присутствовали и, к моему глубокому сожалению, не присутствуют и по сей день. Хотя нет, возможно, тут я уже не совсем права. Мой русский муж, то ли он сам по себе таким уродился, то ли долгое пребывание на Западе так на него подействовало; только он совсем как прочие северо-европейские папаши вначале терял голову от младенцев, от радости и от радости младенцев; а теперь обожает проводить свободное время с нашими двумя детьми, ежесекундно придумывая для них ласковые прозвища, засыпает своих наследников подарками, организует для них фантастические развлечения, прогулки и путешествия, начиная от похода в Луна-парк и кончая поездками по музеям европейских столиц мира. И это — стандартное поведение большинства скандинавских пап, ничего уж такого из ряда вон выходящего.
         Понятно, что ни мои русские дети, ни подрастающие викинги вовсе не так торопятся стать взрослыми, как это было со мной или, я уверена, и с вами тоже. Да, моему богатому воображению до сих пор не под силу вообразить, чтобы к своим семи годам я успела бы поужинать при свечах в ресторанах Парижа, Лондона, Вены, Амстердама, Копенгагена и Стокгольма, пожить на даче с сауной и с видом на заснеженные вершины, водопады и фьорды в Западной Норвегии и провести несколько недель на каких-нибудь Галапогосских островах с пальмами и папуасами. Для многих же норвежских малышей это не сказка, а просто сладкая пора беззаботного детства. Самое удивительное, что дети не становятся избалованными, капризными или надменными от жизни такой, а наоборот - добрыми, заботливыми, внимательными и справедливыми. Ну, правда, ни за чтобы не поверила, если бы не видела сама!
         Так вот, местные отцы — потомки суровых викингов, думаю не менее, чем уже второе поколение, кажется, начисто позабыли о таких неотъемлемых на первый взгляд мужских качествах, как потребление спиртных напитков (во всех Скандинавских странах — почти что сухой закон), азартные игры и измены женам или подругам; а целиком и полностью переключились на исключительное чадолюбие.
         Больше всего на свете местные папы озабочены приобщением отпрысков к спорту, на котором все норвежцы просто помешаны. Встречаясь, молодые мужчины первым делом принимаются обсуждать спортивные успехи своих отпрысков, затем — новые мультики, которые стоит посмотреть, и компьютерные игры, в которые стоит поиграть вместе с малышами, а в конце — даже могут обменяться рецептами тортов. Да, да, да — и не стоит тому удивляться. В Скандинавии огромное количество мужчин обожают печь торты и вообще готовить что-нибудь вкусненькое, их в школе этому учат. Даже мой восьмилетний сын уже способен кое-что выдать в области кулинарии и накормить этим всю семью.
         Мужья, любовники и просто близкие друзья женщин по закону имеют право присутствовать при родах и попробуй им в этом откажи, такой шум могут поднять... Лет десять назад мужчины добились того, что теперь и при мужских общественных туалетах имеются комнаты для пеленаний и кормлений младенцев.
         По тому же закону отец ребенка имеет абсолютно равные права с матерью, вне зависимости является ли он ее официальным супругом или нет. Видимо, поэтому в специальных классах для беременных всегда полно мужчин.
         При разводе, пятьдесят на пятьдесят, дети остаются проживать либо с тем, либо с другим родителем, пол родителя особой роли здесь не играет, кроме как в случае с детьми до трех лет. Тот, кто остается без ребенка, тем не менее, получает право его забирать не менее, чем двенадцать дней в месяц. Может быть даже и не стоит упоминать про родительские собрания в школах и детских садах, где никак не менее, чем половина присутствующих — мужчины.



          Интересно также наблюдать за разделением обязанностей в скандинавских семьях, где жены, что абсолютно в обычаях нордических стран, регулярно ходят на работу. В обязанности мужчин чаще всего входят всевозможные игры с детьми (в машинки, лего, шахматы и даже в куклы, а в северных и западных областях Норвегии помимо игр мужчина должен приучить наследников и наследниц к охоте и рыбной ловле, не говоря уже о профессиональном стоянии на лыжах), почти всегда мытье посуды (они же накрывают и убирают со стола) и глажка белья. Зато женщины и не думают звать мужей, если захотят поменять шину, установить штангу для гардин или выложить кафелем под мрамор ванную комнату; да и мебель в доме, если им надо, передвинут в одиночку. Уборку в доме и уход за садом супруги, как правило, делят пополам. Так что в итоге получается, что местные отцы проводят со своим потомством больше времени, чем матери, и именно они ответственны за детский досуг.
         Похоже, что и телевидение вовсю пропагандирует новое прогрессивное перераспределение мужских и женских ролей, хотя нелишне заметить, что еще полтора тысячелетия назад в обязанности суровых викингов во время их пребывания на берегу всегда входили уход за малышами и их обучение. В телевизионных же программах то и дело возникают озабоченные воспитательными проблемами лица американских и прочих звезд, повествующих исключительно о том, какие они замечательные отцы, как много времени они проводят с детьми и как много нового и хорошего их отпрыски от них узнали.
         Первые экранные любовники Голливуда рассказывают теперь не о своих любовных увлечениях и победах, а о взаимоотношениях с любимыми чадами, их развитии. А бывшие первые любовники Голливуда со слезами на глазах сетуют, что во времена бурной молодости были не правы в том, что слишком мало времени проводили со своими сыновьями и дочерьми; они публично просят у уже взрослых детей прощения и надрывно клянутся, что вот теперь-то младенцам от пятой или шестой жены отдадут все свое время, внимание и деньги.
         Думаю, что сейчас мода такая и в Голливуде, и во всей Америке, однако скандинавы уверены, что наконец-то американцы перестали быть легкомысленными и взялись за ум.
         Так что имидж ответственного, веселого и доброго папы чрезвычайно популярен не только в Европе, но и в США, Канаде и Австралии.
         А что же у нас в России? Есть, есть надежда и тут, да ещё какая! Мне припоминается случай, как однажды я попросила приятели мужа, холостого двадцатичетырехлетнего парня, посидеть один вечерок с нашим, тогда восьмимесячным, сынишкой. Очень было надо. Товарищ согласился без промедления, он явно рассчитывал от души наиграться-набаловаться с нашим бэби, как с игрушкой.
      Я объяснила ему про кормление по часам, показала бутылочки с молочком, кефирчиком и кашкой, проинструктировала насчет сна и горшка и… оставила их вдвоём и с Богом. И что же вы думали.
      После семи проведенных с маленьким ребенком часов молодой человек выглядел еще более бодрым и веселым, чем до того. Он с восторгом поведал о совместных с дитём забавах и приключениях и с энтузиазмом предложил посидеть с Сережей ещё и ещё; а всякий раз, когда возникнет нужда в няне, обращаться к нему не стесняясь.
      В тот день он явно выполнил свой план по шалостям и остался этим чрезвычайно доволен. Я же сделала для себя вывод, что мужчины либо в детстве не успевают наиграться вдоволь, либо совсем маленькие мальчики живут в них долго-долго даже после того, как они вырастают в высоких усатых дядь. Самое главное, что и мой отлично выспавшийся после всего озорства ребенок тоже оказался счастлив побыть с  таким нянем.
      Так случилось, что месяц спустя с такой же просьбой присмотреть за малышом я обратилась к своему свекру. Свекор не на шутку растерялся и даже как бы испугался. “А вдруг он плакать начнет или кушать откажется или спать? Да разве мужчины способны справиться с маленькими детьми?” – спросил он озадаченно. Прошло немало времени, прежде чем этот взрослый мужчина, сам имеющий взрослого сына, начал без опаски и внутренней дрожи брать на руки маленьких внуков. И, сказать по правде, с внучкой у него пошло гораздо веселее, так как толстушка Маша сама проявляла инициативу, быстро и цепко обхватывая шею того, кто к ней неосторожно наклонялся и запросто так уже не отпускала. В итоге мой свекор тоже имел успех и сумел-таки внести свою мужскую лепту в воспитание подрастающего поколения. Не всё, совсем не всё ещё потеряно и для российских представителей сильного пола.
      И вообще: отцы, равно как и матери, возьмите и окружите своих милых чад самой искренней любовью, на которую вы способны, не бойтесь их испортить или избаловать, и дети ответят вам вдвойне и втройне!
      Отцы и матери, любите друг друга, и плоды вашей любви – ваших детей, дарите свою любовь и людям, и миру – не жадничайте и не экономьте в любви, получайте её в ответ и наслаждайтесь ею! Ведь наша любовь – это жизнь, это свет, это энергия, а наши дети – её  главные проводники и хранители, на том стоит и стоять будет этот удивительный мир. На том, что так волшебно, так бесконечно, что ДА!
                Наталья Копсова, г.Осло