Давид

Константин Рыжов
Давид. Автопортрет. 1794 г. Париж. Лувр.

Жак-Луи Давид родился в августе 1748 г., в Париже, в состоятельной семье галантерейщика. Когда мальчику было девять лет, его отец погиб на дуэли. Дальнейшим воспитанием Жака-Луи занимались дядья, поместившие мальчика  в известный коллеж «Четырех наций», где юный Давид изучал латынь и классических авторов. По окончании коллежа, он объявил о своем желании сделаться живописцем, и по рекомендации Франсуа Буше  был принят в 1766 г. в Академию живописи. В 1774 г. Давид получил Римскую премию, что давало ему право на путешествие в Италию. Здесь Давид познакомился  с мастерами Ренессанса (особенное впечатление произвели на него Рафаэль и Корреджо). Он много слышал о необходимости следовать примеру античности. Учение Винкельмана  о возвышенной красоте древнего искусства стало его символом веры. Давида всегда интересовали сильные, характерные лица, выражающие страсть и страдание. Он пользуется твердыми штрихами, энергично лепит форму, забывая при этом и манерность Буше, и холодность академиков. Таких страстных и сильных  образов не знало  французское искусство его времени. Уже первые полотна художника, выставленные в 1781 г. в Салоне, принесли ему известность. В 1784 г., находясь в Риме,  Давид заканчивает картину «Клятва Горациев», тема которой была навеяна известной трагедией Корнеля (http://proza.ru/2011/09/24/291). 

«Клятва»  имела неслыханный успех в Риме. О картине говорили на улицах, в мастерской, где она была выставлена, постоянно толпился народ. Известный немецкий портретист Тишбейн писал в Германию, что наконец-то появился человек, который после стольких лет глубочайшего упадка живописи сумел  создать настоящую картину. В 1785  году «Клятва» была выставлена в Салоне в Париже. Триумф ее превзошел все ожидания. Такой благородной простоты и силы, такого контраста между мужеством юношей и женственностью поникших сестер и жен, такого подчинения подробностей  одному жесту протянутых рук и решительному шагу воинов, наконец, такого нарастающего ритма мы не встречаем даже у Пуссена. После 1785 г. Давид стал признанным главой французской школы живописи.

Художник всей душой приветствовал в 1789 году начало Французской революции. В 1790 г. он становится членом Якобинского клуба, а в сентябре 1792 г. избирается депутатом Конвента. В качестве члена Комиссии искусств и человека, близкого Робеспьеру Давид  играл большую и деятельную роль в художественной жизни Франции. Под его руководством и по его задумкам в Париже проводились грандиозные революционные празднества. В 1791 г. Давид делает множество набросков и эскизов к большой картине «Клятва в зале для игры в мяч». (Она должна была запечатлеть известный эпизод, имевший место в июне 1789 г. – клятву депутатов Генеральных Штатов от третьего сословия, объявивших себя Национальным собранием, что они не разойдутся до тех пор, пока не будет выработана  конституция).   Картина так и не была написана, но по рисункам Давида в скором времени изготовили множество гравюр, разосланных во все департаменты Франции. В годы революции Давид добился больших успехов в качестве портретиста. Его лучшим портретам свойственны  мужественность, простота, сила, энергия и правдивость. Обычно он писал погрудные портреты. Они ясно и даже жестко построены, в них нет ничего  неопределенного, сложного и противоречивого. Фигуры охарактеризованы   по их основному личному качеству. Самая знаменитая картина Давида - «Смерть Марата» (http://proza.ru/2011/09/24/295). 13 июля 1793 г. знаменитый трибун, Друг народа  Жан Поль Марат был убит в своем доме  роялисткой Шарлоттой Корде. Уже через два часа после смерти Давид был на месте преступления и делал наброски головы убитого. Замечательная картина была написана всего за три месяца. Она представляет Марата в ванне, истекающего кровью, сразу после того, как ему был  нанесен смертельный удар.

После термидорианского переворота 1794 г. Давид оказался в тюрьме. Выйдя на свободу после пятимесячного заключения, он навсегда отказался от политической деятельности.

http://proza.ru/2011/09/24/296

После  военного переворота в ноябре 1799 г. Давид стал живописцем правительства. В 1803 г. его избрали главой возрожденной Академии, а в 1804 г. пожаловали звание Первого художника императора. Он пишет официальные картины «Коронация Наполеона I» (1807), «Раздача орлов» (1810), «Наполеон в рабочем кабинете» (1812).  Его поздние работы холодны и статуарны, но они имеют большое историческое значение, так как художник с исключительной точностью передал обстановку и оставил целую галерею выдающихся деятелей эпохи Первой империи. Искренняя страстность «Горациев» уступает здесь место  рассудочной внешности композиции. Когда во Франции начинает утверждаться романтическое искусство, популярность Давида падает. Его работы кажутся теперь холодными и академичными, темы и сюжеты – неинтересными. Давид как будто предчувствовал это. «Направление, которое я внес в искусство, - отмечал он еще в 1808 г., - слишком сурово, чтобы долго нравиться во Франции». Художник остался верен Наполеону и во время «Ста дней». После вторичной реставрации Бурбонов его приговорили к изгнанию из Франции. В 1816 г. Давид переехал в Брюссель, где написал несколько замечательных портретов бывших членов Конвента и актеров, которые, как и он, должны  были покинуть Францию. Однажды поздним вечером, когда Давид возвращался домой из театра, его сбила тяжелая повозка. 29 декабря 1825 года он умер.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213