Тунгусская катастрофа - предупреждение из космоса

Пашнёв
                Из публикаций давних лет

          «ТУНГУССКАЯ КАТАСТРОФА –
          ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИЗ КОСМОСА»
таково мнение  академика Николая Васильева

«Опять Тунгусский метеорит? - возможно, воскликнет скептически настроенный читатель. – Полноте, да сколько можно об одном и том же. Ищут его, ищут, найти не могут, всякие там гипотезы сочиняют, а толку? И вообще: что, сегодня нет дел поважнее, чем эта, мхом поросшая, история? Не пора ли прекратить тратить государственные деньги на бессмысленный вздор и морочить людям голову разными бреднями?» Такие или примерно такие рассуждения не один год - с конца пятидесятых – приходится слышать одному из пионеров исследования тунгусской катастрофы 1908 года Николаю Владимировичу Васильеву. Теперь уже академику АМН, а тогда начинающему учёному, одному из инициаторов и вот уже многие годы руководителю Комплексной самодеятельной экспедиции (КСЭ) – неформального научного коллектива, сложившегося в Томске. Экспедиции КСЭ работали в районе падения Тунгусского тела в течение многих полевых сезонов, причём, начиная с  1990 и 1991 годов, они прошли с участием ученых Италии, Франции, Швеции, Югославии и Болгарии.

- Николай Владимирович, у тунгусской загадки немало аспектов. В чём же, на Ваш взгляд, состоит этот феномен, что отличает его от многих других падений тел из космоса на поверхность нашей планеты?

- Прежде всего выскажу глубокое удивление по поводу того легкомыслия, с каким отнеслось человечество к предупредительному «звонку», прозвучавшему из космоса 30 июня 1908 года. Напомню, тротиловый эквивалент тунгусского взрыва составлял от десяти до сорока мегатонн, что от 500 до 2000 раз превышает эквивалент хиросимской атомной бомбы. Сегодня, оглядываясь назад, можно только радоваться, что лишь случайно взрыв произошёл в малонаселённом районе Сибири и природа его достоверно не установлена. Соответственно, мы ничего определённого не можем сказать о том, что такое не может повториться в будущем. Между тем, произойди это сегодня в густонаселённом регионе, следствием были бы не только сотни тысяч - если не миллионы - жертв, но и гигантского масштаба Чернобыль - из-за разрушения реакторов и электростанций. Но не только. Например, под Челябинском после аварии на «Маяке» сосредоточено 900 миллионов кюри жидких радиоактивных отходов с активностью 1 кюри на литр, при этом вообще в Кыштыме уровень радиации равен 1,2 миллиарда кюри на площади 300 гектаров. Случись попадание в такое место – загрязнение всей территории страны составило бы 58 кюри на квадратный километр. А люди отселяются из радиоактивно заражённых территорий при 1 кюри на квадратный километр. К тому же никто не знает, является ли мощность тунгусского взрыва для космических объектов подобного класса предельной или же в принципе можно ожидать и больших по масштабу сюрпризов. Извините за банальное сравнение, уже истёртое экологами, но нерешённую проблему Тунгусской катастрофы я сравнил бы с миной замедленного действия, чреватой грандиозными экологическими катаклизмами и связанными с ними непредсказуемыми социальными последствиями.

- История нашей планеты знает похожие столкновения с космическими телами?

- И гораздо более крупными! Напомню о стокилометровом в диаметре Попигайском кратере на севере Якутии - результате столкновения с астероидом, о грандиозном Карском кратере вблизи побережья Ледовитого океана, ещё более древних метеоритных канадских кратерах. Все это следы космических катастроф, энергетический выход которых порой превышал энергию тунгусской в сотни тысяч и миллионы раз. Вместе с тем физическая сторона названных происшествий более или менее ясна. Тунгусская же катастрофа содержит мощный заряд научной тайны, которой нет в проблеме образования метеоритных кратеров. Я твердо стою на той точке зрения, что проблема тунгусского падения - это проблема международного значения, проблема глобальная, и решение её должно осуществляться учёными разных стран. Скажу больше: масштаб потенциальной угрозы, связанной с тунгусской загадкой, настолько велик, что проблема эта и относящаяся к ней информация не может квалифицироваться как интеллектуальная собственность узкого клана учёных той или иной страны. Тунгусская загадка принадлежит всему человечеству. В последние годы приходит именно такое понимание.

- Николай Владимирович, существует, насколько мне известно, не один десяток версий относительно падения Тунгусского тела. Какой из них придерживаетесь Вы сами?

- Чтобы твёрдо принять какую-нибудь конкретную, у меня, с одной стороны, слишком много информации, с другой - наоборот, совсем недостаточно, чтобы из этого «рассола» сведений выкристаллизовалось что-либо конкретное. Однозначно могу сказать лишь, что считаю надуманными сомнения в том, что тунгусский феномен – космическая катастрофа.

- Давайте вернёмся на 80 с лишним лет назад. И попробуем ещё раз «прокрутить» события того дня - 30 июня 1908 года.

- Распространено мнение, что тунгусский взрыв - едва ли не единственная космическая катастрофа или, точнее, космическое происшествие 1908 года. Это не совсем так. Ещё 17 мая в атмосфере Земли, скорее всего - над северной частью Тихого океана -  разрушился крупный метеорит, масса которого составляла не менее 10 тысяч тонн, в результате чего сформировалось облако космического аэрозоля, которое, как «летучий голландец», дрейфовало в атмосфере Земли и неоднократно зафиксировано над территорией США (обсерватория Маунт-Вильсон, Калифорния).

Затем, ещё в двадцатых числах июня того года в ряде пунктов Европы - особенно Западной – стали отмечаться необычные оптические явления в виде «ярких пёстрых зорь», «светящихся облаков» и других аномалий ночного и сумеречного неба. Постепенно нарастая, эти аномалии кульминировали в ночь с 30 июня на 1 июля, когда на огромной территории, ограниченной с востока Енисеем, с юга – мысленной линией «Ташкент - Севастополь - север Италии (долина реки По) - Бордо», разыгралась невиданная по интенсивности и масштабу иллюминация, больше известная под прозаическим определением «светлые ночи лета 1908 года». Страницы многочисленных газет и журналов, выходивших на огромном пространстве от Енисейска до Бордо и от Севастополя до Стокгольма, пестрели сообщениями о тех невиданных в южных широтах ночах, о появлении гигантских полей ночных светящихся облаков, о пылающих, в полнеба, фантастических по своей окраске закатных зорях. В Средней Азии, в Ташкенте, из-за интенсивного свечения ночного неба были прерваны астрономические наблюдения. В Швеции, Голландии, Англии, Восточной Пруссии, Центральной России далеко за полночь были сделаны бесценные фотографии, навсегда запечатлевшие для грядущих поколений космическую цветосимфонию, в течение нескольких суток будоражившую население огромной территории евразийского континента. Скромный учитель физики в германском городке Арнсберге Буш (он же автор единственной в своем роде серии наблюдений за поляризацией сумеречного неба) отметил 1 июля уникальное нарушение характеристик атмосферной поляризации, подобного которому он никогда не видел ни до, и как выяснилось в дальнейшем, ни после за всю свою долгую жизнь натуралиста-наблюдателя. Ночное небо Европы прорезали многочисленные яркие болиды, известный наблюдатель метеоров Деннинг не случайно назвал июнь 1908 года необычным, из ряда вон выходящим июнем (по английски - Genial June)...

- Что же произошло утром 30 июня в сибирской тайге?

- Уточним час. Для Сибири это было утро. Для Европы - ровно полночь по Гринвичу. Так вот. В малонаселённом районе Центральной Сибири, в 70 километрах к северо-западу от Богом и людьми забытой фактории Аннавар (ныне Ванавара, Красноярский край) на высоте пять-семь километров грянул исполинской силы взрыв, частично либо полностью поваливший тайгу на площади около 2150 квадратных километров. Были обожжены деревья на площади 250 квадратных километров, вспыхнул лесной пожар на площади не менее 800 квадратных километров.

Сформированная взрывом воздушная волна обогнула земной шар и была зарегистрирована практически всеми работавшими в 1908 году геофизическими обсерваториями, включая и расположенные в Западном полушарии. Взрыву предшествовал зафиксированный тысячами наблюдателей пролёт гигантского яркого болида. Пролёт сопровождался исключительно мощными звуковыми эффектами в радиусе по крайней мере 1200 километров (на Транссибе останавливались поезда), а также световыми (яркость болида превышала яркость Солнца, радиус видимости  - около 700 километров).

Среди русского населения края и аборигенов возникла паника. По описаниям большинства очевидцев, пролетавшее тело имело продолговатую форму, напоминавшую обрубок бревна, размером, близким к размеру Солнца. Двигался он в общем направлении с юго-востока на северо-запад, хотя азимут траектории неизвестного тела точно не определён. Не без оснований высказано предположение о небаллистическом характере траектории, то есть остаётся возможной версия об изменении её азимута и угла наклона.
 
Характерный для железных метеоритов черный, дымный след отсутствовал - за неизвестным телом тянулись лишь радужные иридирующие полосы (местные жители говорили: «радуга-дуга»). Есть сведения, что (по не вполне понятным причинам) звук пролетавшего пришельца предшествовал его видимости...

Можно подробно, с цифрами, говорить об энергии световой и тепловой вспышек, о магнитных аномалиях и прочих сопутствовавших пролёту факторах. Отмечу два обстоятельства. Пройдя «геенну огненну» сверхмощного взрыва, тунгусское космическое тело не прекратило полностью своё существование, а продолжило движение по тому же направлению, о чём свидетельствует след баллистической волны на его «излёте». Этот след запечатлен в векторной картине вывала леса. И второе. Как видите, даже краткий анализ этого события дает неопровержимые доказательства высокой степени сложности всех происходивших явлений, и это намного превосходит всё то, что наблюдается при падении «обычных» метеоритов.

- Что бы вы могли сказать об экологических аномалиях, последовавших после взрыва?

- Действительно, предвестия и сам взрыв - лишь первая серия «фильма», который мы с вами прокручиваем. За ней следуют другие, конца которым, по крайней мере при жизни нынешнего поколения, не предвидится. И одна из этих «серий» касается биологических, точнее, экологических последствий тунгусской катастрофы. Уже сейчас очевидно, что их можно разделить на две категории. Первая – ускорение роста леса в районе взрыва. Образно говоря, тунгусская катастрофа резко улучшила качество леса в исследуемом районе, или, как говорят лесоведы, повысила «сортность» леса. Его бонитет вырос с обычного в тех местах третьего уровня до первого. Только не торопитесь улыбаться. Можете сказать, что тунгусский взрыв прочистил лес, осветлил его, «прожёг», и угнетённые деревья, дескать, как и молодая поросль, получили лучшие возможности для развития. К тому же, добавите, был пожар, и усиление роста деревьев на старых гарях за счет удобрения почвы золой и пеплом - азбука лесоведения.

Здесь всё не так просто. Анализ карт, на которые нанесены границы вывала леса, пожара 1908 года и ускоренного роста деревьев, показывают, что границы того и другого не совпадают. Более того, центр эффекта лежит вообще на продолжении траектории, причём далеко за пределами зон вывала и пожара. Следовательно, приходится говорить о том, что тунгусский взрыв оказал на биосферу района какое-то особое влияние. И фактор этот продолжает действовать, по-видимому, до сих пор.

А вот ещё одно, более интригующее обстоятельство. У некоторых видов деревьев, например, сосны, растущих в непосредственной близости от эпицентра взрыва и в зоне проекции траектории, значительно участились мутации. Эффект этот выражен ярко, тоже локален, и, как и в случае с ускоренным приростом, к влиянию пожара и вывала леса его свести нельзя.

- Какова ваша точка зрения на причины этих явлений?

- Не стану сейчас касаться таких и до сих пор сложных факторов, как распылённое во время взрыва космическое вещество, исследование торфяных мхов и т. д. Остановлюсь лишь на том, о чём говорят пока мало и неохотно. Причём будь доказана эта связь с тунгусской катастрофой, вся проблема тунгусского тела может получить неожиданный поворот. Прежде всего - изменение намагниченности почв в районе катастрофы. Создаётся впечатление, что на поверхность тех мест однократно воздействовал мощный электромагнитный импульс. Общей физической картине явления это не противоречит, ведь вызванная тунгусским взрывом магнитная буря зарегистрирована в ряде мест инструментально. Однако площадь, охватываемая названным эффектом, слишком велика. Другой фактор, другой аспект - сильнейшие нарушения в районе катастрофы термолюминисцентных свойств горных пород.
Так называют способность кристаллических материалов «высвечиваться» при нагревании до определенной температуры. Нарушения этих свойств кристаллических тел могут наблюдаться под воздействием высоких температур (и тогда эффект уменьшается) и при облучении ионизирующей радиацией («накачка» кристаллов, усиление эффекта). В районе тунгусской катастрофы в причудливой мозаике сочетаются оба этих сдвига, причём один из них (уменьшение термолюминисцентной активности в непосредственной близости от эпицентра) показывает влияние температурного фактора взрыва. Итак, с одной стороны, до сих пор не обнаружено вещество, которое достоверно можно было бы отнести к тунгусскому телу, а с другой стороны, имеем наличие ряда эффектов и их следов.

Все эти данные позволяют говорить не о 120-ти потезах, объясняющих природу тунгусской катастрофы, а всего лишь о трёх. Первая: Тунгусское тело - ядро небольшой кометы, «рейтинг» этой гипотезы высок и по сегодняшний день. Вторая: тунгусский взрыв вызван плазмоидом, сгустком солнечной плазмы, космической «шаровой молнией» - это гипотеза Дмитриева-Журавлева. И, наконец, катастрофа вызвана взрывом или иным воздействием инопланетной техногенной конструкции. Выбор между этими гипотезами не сделан, каждая имеет свои слабые места.

- Николай Владимирович, в начале беседы Вы говорили о международном значении тунгусской загадки..

- Во-первых, нужна международная программа исследования того, что обычно в литературе именуется Тунгусским метеоритом. Сейчас она существует на инициативных началах, не подкреплена соответствующими силами и средствами. Во-вторых, стоит принять меры к сохранению в неприкосновенности всего района тунгусского падения. В 1988 году этот район на 20 лет объявлен Государственным заказником российского значения. Этого срока явно мало, и моё предложение состоит в том, чтобы создать в том районе международный биосферный заповедник, который находился бы под охраной ЮНЕСКО - по аналогии с другими выдающимися природными и культурными объектами, имеющими мировое значение. Упустить такую возможность означает не просто нанести ущерб фундаментальной науке, но и причинить непоправимый вред экологическому будущему человечества. Ведь проблема предотвращения космических катастроф не менее важна, чем проблема защиты человечества от социальных катаклизмов. Проблема тунгусской загадки - не прошлое науки. Это её сегодняшний раздел, это и её будущее.
                Опубликовано в газете «Спасение». 1992 г.