Диагностика коэффициента эмоционального развития

Георгий Георгиевич Ларин
   В конце XX в. американский психолог Д.Големан в своей книге «Эмоциональный интеллект» поделился с научным миром теоретическими соображениями о т.н. «коэффициенте эмоционального развития» (EQ) индивидов и предложил весьма эффективную, на наш взгляд, практическую методику EQ-диагностики.
   По утверждению Д.Големана, EQ отличается функциональной бинарностью: с одной стороны, помогает диагностируемым лучше понять себя, скрупулёзно   проанализировать причины собственных достоинств и недостатков, успехов и неудач; с другой стороны, позволяет диагносту тщательно составить наиболее полную и точную характеристику своих подопечных, разработать и предложить им самые оптимальные способы гармонизации себя и своих взаимоотношений отношений с окружающим миром.
   Предлагаем для повсеместного практического применения достаточно успешно апробированную нами в течение нескольких лет в системе общего образования и в системе клубной работы (соответственно на базе старших классов муниципальной средней общеобразовательной школы № 31 и в молодёжных подразделениях городского культурного центра «Ковчег» г.Шахты Ростовской области) диагностическую методику «Проверь свой эмоциональный интеллект», взятую из упомянутой выше книги Д.Големана (данный тестовый вариант мы адаптировали к условиям работы именно с молодёжным контингентом).

ТЕСТ «ПРОВЕРЬ СВОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»
(для старших школьников и молодёжи)

   Тест состоит из трёх частей. Отвечайте на вопросы сразу, не задумываясь. Такой алгоритм ответов позволит вам получить наиболее точные результаты. Шкала ответов включает четыре утверждения: правда; скорее да; скорее нет; неправда.
 
   Часть A. Отношение к себе (внутренний, личностный EQ)
1. У меня бывают депрессии, хандра, и я смотрю на мир в грустных красках.
2. Эмоции в обычной жизни мне сильно мешают.
3. Я страшен (страшна) в гневе. Могу что-нибудь разбить, ударить человека.
4. Из-за сильных переживаний я могу разболеться.
5. Я очень быстро отхожу, даже если меня что-то страшно вывело из себя.
6. Если мне нужно выступать, своё волнение я чувствую физически. Меня или трясёт, или я деревенею.
7. Я могу долго терпеть, когда меня кто-то или что-то раздражает, но однажды могу взорваться.
8. Меня часто мучает чувство вины, мне легко его внушить.
9. Из-за эмоций я могу навредить своим интересам.
10. Я могу потерять сон, когда взволнован (взволнована) хорошими новостями.
11. Я могу назвать себя злопамятным (злопамятной), долго помню обидчиков.
12. Если грустно, всегда стараюсь поднять себе настроение.

   Результат:

   Подсчитайте баллы во всех вопросах, кроме вопросов 5 и 12, в следующем порядке:
   Правда – 1 балл
   Скорее да – 2 балла
   Скорее нет – 3 балла
   Неправда – 4 балла
   В вопросах 5 и 12 баллы считаются в таком  порядке:
   Правда – 4 балла
   Скорее да – 3 балла
   Скорее нет – 2 балла
   Неправда – 1 балл

   Впишите полученное число в соответствующий квадратик тестового результата после части A . Это ваш внутренний, личностный  эмоциональный интеллект, обозначающий уровень (коэффициент)  вашего собственного отношения к себе.

   Ключ-дешифратор тестового результата к части A:

   33-48 баллов
   Вы умеете управлять своими эмоциями, хорошо владеете собой; ваши чувства вас вдохновляют, а не подавляют. Вы способны радоваться хорошему и не впадать в панику при  различных сложностях.

   12-32 баллов
   Вы не очень хорошо умеете контролировать себя и не всегда  владеете собственными эмоциями, часто идя у них на поводу. Даже хорошие новости могут привести вас в состояние неуравновешенности. Вы слишком часто ищете подвох там, где его нет. Постарайтесь подходить  к любой, даже плохой для вас ситуации с такой позиции: «Что полезного я могу для себя извлечь из своей нынешней неудачи?» Помните, что любое жизненное поражение – это начало будущей жизненной победы.

   Часть B. Отношение к другим (социальный, коммуникативный EQ)
1. Я сразу понимаю, когда мне врут.
2. Мне человек или нравится, или нет. С трудом меняю мнение о людях.
3. Люди часто обижают меня.
4. Если с кем-то возникла проблема, стараюсь решить её сразу.
5. В  самом раннем детстве я часто капризничал (капризничала).
6. Мне легко стать своим (своей) в любой компании.
7. У меня отлично работает интуиция в отношениях с людьми.
8. Ко мне часто идут «поплакать в жилетку» и просят совета.
9. Если я в плохом настроении, могу запросто нагрубить и «послать к чёрту».
10. Я не выношу, когда на меня кричат
11. Думаю, что у меня есть дипломатический талант
12. Мне трудно сказать о своей дружбе, любви.
13. Мои идеи легко подхватывают, к ним прислушиваются.
14. В споре я стараюсь не перебивать, даже если не согласен (не согласна).

   Результат:
 
   Подсчитайте баллы в вопросах 1, 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 14  в следующем порядке:
   Правда – 4 балла
   Скорее да – 3 балла
   Скорее нет – 2 балла
   Неправда – 1 балл

   В вопросах 2, 3, 5, 9, 10 и 12 баллы считаются в таком  порядке:
   Правда – 1 балл
   Скорее да – 2 балла
   Скорее нет – 3 балла
   Неправда – 4 балла
   Впишите полученное число в соответствующий квадратик тестового результата к части B . Это ваш социальный, коммуникативный  эмоциональный интеллект, обозначающий уровень (коэффициент)  вашего взаимодействия с другими людьми.
   
   Ключ-дешифратор тестового результата к части B:

   34-56 баллов
   Из вас может выйти отличный социальный психолог, вы умеете «читать» чувства людей, способны понять и принять их переживания, поставить себя на их место. Вы умеете строить разговор, знаете, на какие «струны души и сердца» другого человека можно нажать для достижения своей цели. Это помогает вам продвигаться к успеху в учении, в работе, вообще в жизни.

   14-33  баллов
   Вас часто «бросает» из крайности в крайность во взаимоотношениях с другими людьми: то вы кажетесь колючими и агрессивными, то слишком мягкими и пассивными. Вы стесняетесь выражать свои эмоции, отчего можете казаться высокомерными. Чаще говорите людям простые, но приятные слова, выражайте симпатию принятыми в этикете речевыми оборотами: «Я рад (рада)  встрече», «Вы мне симпатичны», «Как интересно (приятно, хорошо) с вами разговаривать (общаться)» и другими хрестоматийными этикетными шаблонами.

   Часть C. Отношение к жизни в целом (бытовой, житейский EQ)
1. Я умею расслабляться и не стремлюсь контролировать всё на свете.
2. Сцена в кино или в спектакле может растрогать меня до слёз или насмешить до колик.
3. Иногда я балую себя приятными мелочами.
4. Я не могу чувствовать себя полностью удовлетворённым (удовлетворённой) без творческого самовыражения в искусстве, музыке, живописи и других видах самостоятельной творческой деятельности.
5. Я очень много учусь, работаю. Мне некогда развлекаться, ходить на дискотеки и отдыхать.
6. Я занимаюсь различными «духовными» практиками (медитация, йога и другое).
7. Я люблю бывать на природе.
8. Для меня очень важно качество моей жизни.
9. Жизнь – сложная штука. Часто я даже не пытаюсь понять и объяснить, что происходит со мною и с другими людьми.
10. Меня раздражают как плохая игра киноактёров, так и наигранные эмоции у людей.
11. Вспоминая прошлое, я могу испытывать такие же сильные эмоции, как и тогда.
12. Принимая решение, я часто доверяю своей интуиции.

   Результат:

   Посчитайте баллы во всех вопросах, кроме вопроса 5, в следующем порядке:
   Правда – 4 балла
   Скорее да – 3 балла
   Скорее нет – 2 балла
   Неправда – 1 балл

   В вопросе 5 баллы считаются в таком  порядке:
   Правда – 1 балл
   Скорее да – 2 балла
   Скорее нет – 3 балла
   Неправда – 4 балла

   Впишите полученное число в соответствующий квадратик тестового результата к части С. Это ваш бытовой, житейский  эмоциональный интеллект, обозначающий уровень (коэффициент)  вашего отношения к жизни в целом.

   Ключ-дешифратор тестового результата к части С:

   33-48 баллов
   Скорее всего, вы умеете правильно расставить эмоциональные приоритеты. В какие-то периоды жизни вам даже могли завидовать, как легко вам что-то даётся. Но вы знаете свой главный секрет: ваше позитивное мышление. Ваше жизненное, бытовое кредо: «Люби жизнь, и жизнь будет любить тебя!»

   12-32 баллов
   Вы часто слишком многим жертвуете. Ваше счастье тяжело вам даётся. Эмоции вы отставляете на задний план и считаете это своей силой. При этом копится усталость от жизни, недовольство собой, окружающими людьми, жизнью в целом. Даже если вы методично добиваетесь своих целей, радости вы не чувствуете. Но чаще вы можете всё бросить на полпути к успеху. Начните с малого: откройте, что мир настроен к вам абсолютно нейтрально, но всегда готов ответить вам теми же чувствами, которые вы в данный (конкретный жизненный) момент испытываете по отношению к окружающему миру и прямо или косвенно на него проецируете.

   Общий результат:
 
   Сложите тестовые результаты к частям A,  B,  C, и вы получите общий уровень своего эмоционального интеллекта. У вас должна получиться сумма от 38 до 152 баллов.
   
   Ключ-дешифратор общего тестового результата:

   114-152 баллов – очень высокий уровень эмоционального интеллекта
   Вы мастерски владеете своими чувствами. Вы способны заряжать других людей своим настроением. У вас налицо лидерские задатки (как в маленькой компании друзей, так и в большом коллективе). Главный секрет вашего жизненного успеха заключается в том, что вы позитивно настроены, и поэтому жизнь будет часто оборачиваться к вам своей яркой, счастливой стороной.

   68-113 баллов – средний (нормальный)  уровень эмоционального интеллекта
   В целом, вы умеете управлять своими эмоциями, но иногда они вам мешают. Вы не всегда справляетесь с трудной жизненной ситуацией, так что у вас есть повод задуматься об этом, есть  перспектива для дальнейшего личностного совершенствования и развития. Несмотря на это, вы способны испытывать сильные положительные чувства, что само по себе – подарок судьбы.

   38-67 баллов – низкий  уровень эмоционального интеллекта
   Вы отставляете очень большой пласт жизни в сторону, запрещая значительной части вашего внутреннего «Я» проявляться наружу. Напрасно! Большая эмоциональная открытость и подвижность расширяют жизненные и личностные горизонты – и в учении, и в работе, и в жизни вообще. Вам стоит чаще спрашивать себя: «А что на самом деле чувствуют окружающие меня люди? Каких проявлений эмоций они ждут от меня?» Вы должны убедить себя в том, что эмоции – не признак слабости, а свидетельство богатой внутренней жизни, которую вы зачем-то от всех скрываете. А ведь в глубине души вы совсем не чёрствый человек, ничто человеческое вам не чуждо, и вам тоже знакомы бури страстей.

   Мы полагаем, что для получения наиболее полной картины эмоционального состояния старших школьников помимо тестирования их эмоционального интеллекта целесообразно также провести анкетирование и среди их родителей – во избежание возможных ошибок и погрешностей EQ-диагностики. В этой связи весьма интересной и достаточно простой в практическом применении нам представляется анкета, разработанная Е.А.Бердичевской, педагогом-исследователем из муниципальной средней общеобразовательной школы № 409 г. Санкт-Петербурга [Классный руководитель. 2005. № 5. С. 109].

АНКЕТА «ХАРАКТЕР РЕБЁНКА» (для родителей старших школьников)

1. Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
2. Часто ли он капризничает (проявляет непослушание)?
3. Ведёт ли он себя дома спокойно, не выводя из терпения всех домашних (включая домашних животных – кошек, собак и других)?
4. Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно общается, играет?
5. Часто ли ваш ребёнок «выходит из себя»?
6. Всегда ли нужно присматривать за ним?
7. Есть ли у него привычка много фантазировать?
8. Хорошо ли он ведёт себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре (контроле) с вашей стороны?
9. Есть ли у вашего ребёнка какие-либо незначительные страхи (фобии)? (Отметьте, какие именно.)

   Ключ-дешифратор анкетных результатов:
   Если вы можете дать положительные ответы на вопросы 1, 3, 4, 8 и отрицательные ответы на вопросы 2, 5, 6, 7, 9, то вы прекрасно воспитываете вашего ребёнка, и он хорошо адаптирован к жизни.

   Разумеется, EQ-диагностика – не панацея от всех личностных «неприятностей», но оперативное диагностирование коэффициента эмоционального развития реально позволяет личности избежать многих дисгармоничных ситуаций как в текущей жизнедеятельности, так и в социокоммуникативной сфере..