Ливия. Время черно-белых фотографий

Николай Сологубовский
Ливия. Время черно-белых фотографий

...Год тому назад мы были вместе, изучали наскальные рисунки горного плато Акакуса в Ливийской Сахаре,  Нуреддин Сасси делал с них зарисовки для своих картин, которые потом были выставлены в Музее  в Триполи.
Мы встретились с ним случайно на Джербе. Тунисский остров находится  недалеко от тунисско-ливийской границы. Этот жизнерадостный человек не смотрел мне в глаза, а все время озирался по сторонам. И я спросил Сасси, как его Музей и целы ли его картины.
— Все погибли, — сказал он с горечью и объяснил, что вовремя штурма Триполи  музей был обстрелян, а потом туда ворвались грабители. 
— Ну, там  статуи были, три грации? И знаменитая Вернера триполитанская?
— Пропали, — сказал он.
— А античные города Лептис Магна и Сабрата?
— Разбомблены, — сказал он. — Все — вдребезги…
— А наскальные рисунки Акакуса, Вади Матхандуша? Лептис Магна и Сабрата?
— Уничтожены, — сказал он. — Расстреляны…
— Как… расстреляны?
— Ну, — он сделал жест, изобразил очередь из автомата.— Расстреляны…
Я представил слонов и  жирафов, испещренных  дырками от пуль. Я это уже видел на одном из петроглифов, пострадавшем во время Второй мировой войны, как мне сказал тогда, во время нашей экспедиции Сасси, стоя у расстрелянного слона. Он тогда еще не умел изобразить очередь из автомата.
— Нет, Эжен, давай лучше не говорить об этом. Когда у человека гибнет вся работа его жизни, все, что он сделал за свою жизнь, — лучше об этом не говорить.
Античные мраморные колонны, уничтоженные бомбами, и мозаичные панно,  разбитые артиллерийскими снарядами, искромсанные пулеметным огнем, были великими произведениями Мирового  искусства. Такими же великими, как и наскальные рисунки в горах Акакуса, которым было двенадцать тысяч лет.   
Было… И они бы еще просуществовали двенадцать тысяч лет…
Нуреддин Сасси, который делал рисунки с произведений древних мастеров, был не только большим художником, но и большим человеком.
Когда мятежники  взорвали его Джамахирию, которую он любил и в которую верил, он записался добровольцем в ливийскую армию и пытался защищать античный город Кирена. Там было его первое боевое крещение.  Он смог вывезти некоторые античные статуи, в том числе и Нику, богиню Победы, он ее спас для республиканцев. Потом он сражался под Сиртом, на улицах Мисраты и снова оказался в Триполи, когда  смерть высадилась прямо на набережной, ворвалась через окраины, открытые  иностранным наемникам «пятой колонной», где ополченцы с автоматами отбивались от натовских  спецназовцев и боевиков и умирали  под бомбами натовских самолетов за то, чтобы их родина была свободной.
Но так как хороших художников меньше, чем хороших солдат, ливийское  правительство отправило его в Тунис. Границу  Сасси преодолел с большим трудом, спасая часть музейной коллекции. Теперь она в надежном месте благодаря тунисским властям и друзьям- археологам.
И он постоянно рисует.  Это — рисунки о войне.  Он вспоминает и рисует. На них надо смотреть. Он увидел войну  своими глазами и не хочет, чтобы мы ее увидели своими глазами.  Он хочет, чтобы мы смотрели на рисунки войны, а не на войну.
Можно многое сказать о Нуреддине Сасси, но его рисунки говорят сами за себя...
И еще он смог вывезти много фотографий. Черно-белых.  — Почему? — спросил я его. Он объяснил. Чтобы не было зеленого цвета. Цвета Флага Республики! Если бы фото попали в руки врагов,  то  героев его фотографий  сразу бы расстреляли.
С тех пор я тоже снимаю, когда удается побывать  Там, на фронте, черно-белые фотографии.
А когда Нуреддин Сасси вместе с крылатой Никой, богиней Победы,  вернется на родную  ливийскую землю, я смогу снять Победу в цвете в Кирене, там, где ее поставят снова на высокий пьедестал и снова высоко взовьется Зеленое Знамя Республики.

По рассказу Эрнеста Хемингуэя «Все храбрые»,  Испания, 10 марта 1938 года.

Евгений Ларин, Ливия - Тунис, 26 сентября 2011 года

Здесь можно посмотреть черно-белые фотографии Ливии
http://gidepark.ru/community/Libya/article/428532