Хороша моя родина! и как мне было не полюбить её..

Сергей Круль
   Не­бо­га­та со­бы­ти­я­ми уфим­ская ис­то­рия – ус­ми­рив Ка­зань, при­еха­ли мос­ков­ские стрель­цы на кру­той бе­рег Бе­лой Во­лож­ки-ре­ки кре­пость ста­вить. Да­бы не­по­вад­но бы­ло ли­хим лю­дям раз­бо­ем про­мы­ш­лять. И по­шёл от­сель го­род Уфа, и по­ка­ти­лись ко­лё­са ис­то­рии не­спеш­но, без скри­па и тря­с­ки, по­то­нув в виш­нё­вых и яб­ло­не­вых са­дах, с на­лив­ка­ми да ко­ло­коль­ным зво­ном, раз­ра­с­та­ясь вширь и вдаль и ос­ва­и­вая ус­нув­шие про­ст­ран­ст­ва. И вот од­наж­ды по­сре­ди этой дре­мот­ной кра­со­ты ро­дил­ся в Уфе маль­чик, бу­ду­щий жи­во­пи­сец Ми­ша Не­сте­ров. Слу­чи­лось это в 1862 го­ду, вес­ной. И жизнь про­вин­ци­аль­но­го го­ро­да пре­об­ра­зи­лась, ус­ко­ри­лась и за­вер­те­лась. Ибо на этом дрё­ма пре­кра­ща­ет­ся и на­чи­на­ет­ся дру­гая ис­то­рия.
  За­ду­мал на ше­с­том де­сят­ке лет ху­дож­ник, уже бу­ду­чи зна­ме­ни­тым жи­во­пис­цем, ака­де­ми­ком жи­во­пи­си, ос­но­вать в род­ном го­ро­де ху­до­же­ст­вен­ный му­зей, со­брал и по­да­рил го­ро­жа­нам кол­лек­цию кар­тин, по­ло­тен из­ве­ст­ных ма­с­те­ров ки­с­ти – что­бы зем­ля­ки от ис­кус­ст­ва не от­вра­ща­лись. Тут не­кс­та­ти гря­ну­ла боль­ше­вист­ская ре­во­лю­ция, но про кол­лек­цию не за­бы­ли, и в 1919 го­ду му­зей был от­крыт в ти­хом особ­ня­ке на Го­го­лев­ской.
   Про­ле­те­ло сто лет – что из­ме­ни­лось? Да поч­ти что ни­че­го. Как юти­лась кол­лек­ция в ше­с­ти ком­на­тах, так и про­дол­жа­ет ютить­ся. И нет в го­ро­де ни па­мят­ни­ка ос­но­ва­те­лю ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея, ни ули­цы его име­ни. Но вот, ка­за­лось бы, удоб­ный слу­чай – в 2012 го­ду ис­пол­ня­ет­ся 150 лет со дня рож­де­ния ху­дож­ни­ку, а зна­чит, мож­но и сред­ст­ва най­ти, и па­мят­ник по­ста­вить, и об­ще­ст­вен­ность ус­по­ко­ить. А об­ще­ст­вен­ность в Уфе уп­ря­мая, со­бра­лась и со­ст­ря­па­ла от­кры­тое пись­мо пре­зи­ден­ту ре­с­пуб­ли­ки – хо­тим, мол, уве­ко­ве­чить па­мять ве­ли­ко­го уфим­ца, па­мят­ник хо­тим в ис­то­ри­че­с­кой ча­с­ти го­ро­да, воз­ле до­ма, где ро­дил­ся и жил ху­дож­ник (дом сне­сён, на его ме­с­те сей­час гос­ти­ни­ца «Аги­дель»). И ро­дил­ся по­сле все­го это­го указ о пра­зд­но­ва­нии юби­лея ху­дож­ни­ка Ми­ха­и­ла Не­сте­ро­ва. Толь­ко указ вы­шел, как бы это по­мяг­че ска­зать, ху­до­соч­ным, ни­че­го в нём не ска­за­но – ни кто бу­дет за­ни­мать­ся юби­ле­ем, ни ка­кие день­ги бу­дут на этот юби­лей от­пу­ще­ны. А про па­мят­ник про­сто за­бы­ли. Хо­тя ми­нистр куль­ту­ры РБ в пись­ме ини­ци­а­то­ру об­ще­ст­вен­ной груп­пы на­пи­сал – «Во­прос из­го­тов­ле­ния и ус­та­нов­ки па­мят­ни­ка М.В. Не­сте­ро­ву в г. Уфе вклю­чён в план юби­лей­ных ме­ро­при­я­тий»… Вот и ду­май по­сле это­го – ко­му ве­рить? Но об­ще­ст­вен­ность не ус­по­ка­и­ва­ет­ся. И вот уже из Моск­вы от­вет по­лу­чен, из ми­ни­с­тер­ст­ва куль­ту­ры Рос­сии – су­ме­е­те обос­но­вать зна­чи­мость па­мят­ни­ка как объ­ек­та об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния, бу­дет вам, уфим­цам, по­мощь. А так на соб­ст­вен­ные си­лы по­ла­гай­тесь. За­мк­ну­тый круг по­лу­ча­ет­ся. Баш­кир­ская сто­ли­ца за­ня­та сво­и­ми де­ла­ми – го­род пе­ре­ст­ра­и­ва­ет, ни­ма­ло не за­бо­тясь ни об ис­то­рии, ни об ар­хи­тек­тур­ном об­ли­ке, да ули­цы пе­ре­име­но­вы­ва­ет на свой лад, а до Моск­вы да­ле­ко – семь дён ска­чи, не до­с­ка­чешь.
   «Люб­лю я рус­ский пей­заж… Всё своё, род­ное, ми­лое. Ах, как все­гда я лю­бил на­шу убо­гую, бес­тол­ко­вую и ве­ли­кую стра­ну ро­ди­ну на­шу!» – пи­сал ху­дож­ник Не­сте­ров.
   Не­уж­то дей­ст­ви­тель­но ро­ди­на на­ша бес­тол­ко­вая? Не хо­чет­ся в это ве­рить. Хо­чет­ся ве­рить, что ве­ли­кая…


("Литературная Россия", №38 от 23.09.2011 г., ссылка - http://www.litrossia.ru/2011/38/06491.html)