Южная Атлантика, Патагонский шельф, четыре часа утра местного времени. Большая группа советских траулеров разного типа и разных организаций. Одни ставят трал, другие поднимают, третьи идут с тралом, работает поисковая аппаратура, видимость горизонта отличная. На всех судах началась вахта старших и четвёртых помощников капитана и, разумеется, разговоры в эфире по радиотелефону, деловые и не очень. Беру трубку и вызываю:
- "Гольфстрим", ответьте "Ван-Дейку"
- "Ван-Дейк", слушаю вас.
- Анатолий, приветствую тебя с приходом в наш дружный коллектив промсудов.
Мы уже заканчиваем рейс. Какие новости ?
- Спасибо, Герман, ты знаешь, нас чуть не завернули обратно. Перед отходом два моряка, после ресторана, прихватили молодую девицу и спрятали в мучном трюме, пообещав ей красивую жизнь. Ни пограничники. ни таможня девицу не обнаружили. После выхода из порта нас прихватил шторм, девица укачалась и выползла из трюма. Её немедленно передали на БМРТ, идущий в порт. Думаю оргвыводы по этому случаю ещё впереди.
- БМРТ"Инкерман" , ответьте "Зеленоборску"
- Слушаю вас.
- Скажите, что обозначает название вашего судна ?
- Это один еврей, Герой Советского Союза. В разговор вступает "Франс-Галс"
- Ничего подобного, Инкерман - это название района в Крыму, восточнее Севастополя. Вышел в эфир "Заполярный" :
- Ребята, какая-то станция передала, что-то случилось с Гагариным, вроде бы потерпел где-то аварию. Кто, что слышал? Наступило молчание. Наконец, услышали голос старпома "Инкермана"
- Я про Гагарина не слышал, но слышал от кого-то, что то ли Терешкова убила Николаева, то ли Николаев убил Терешкову.
- "Ван-Дейк", ответьте "Ван-Гогу". Беру трубку, отвечаю своему коллеге - живописцу.
- "Ван-Дейк", доброе утро, с вами говорит капитан Алексей Николаевич Соляник. Я услышал, что вы заканчиваете рейс. Нам очень необходим трал, которым вы работаете, есть такая возможность передать ?
- Алексей Николаевич, доброе утро, такая возможность имеется, и вашу просьбу я передам капитану, но дело в том, что нам категорически запрещено передавать промвооружение другим организациям. Необходимо разрешение нашего руководства.
- Вот,чёрт возьми, мне подарили трал японцы, американцы, а со своими такие сложности. Ладно, необходимое разрешение у вас будет.
Надо сказать, что "Ван-Гог" появился в нашем районе сравнительно недавно, ранее он занимался добычей лангуст и креветок у берегов Африки. Его капитан А.Н.Соляник, бывший капитан- директор китобойных флотилий "Слава", "Советская Украина", Герой Социалистического труда.
В тот период фамилия его гремела на всю страну. Приход китобойной флотилии в Одессу из Антарктики превращался в всенародный праздник. На рейде выстраивались все корабли-китобойцы, украшенные флагами расцвечивания, сопровождаемые гудками всех судов, стоящих в порту.
Вся Одесса собиралась на бульваре и причалах порта с цветами, приветствуя китобоев. Этот триумф для Соляника закончился после выхода негативной статьи в его адрес одной из центральной газет. С руководства китобойной флотилией он вынужден был уйти и принял под командование из новостроя ПРТ "Ван-Гог", однотипный с нашим "Ван-Дейком".
Соляник не стал обращаться к нашему руководству флота, а дал радиограмму прямо в Мурманский Обком Партии, откуда мы получили распоряжение выдать всё, что ему необходимо. После окончания промысла снабжение для "Ван-Гога" было погружено в катер. Оба судна легли в дрейф, погода благоприятствовала и катер под моим управлением отошёл от "Ван-Дейка".
Подошли к борту "Ван-Гога", по шторм-трапу я поднялся на палубу, был встречен коллегой, который проводил меня в каюту капитана. Мы поздоровались с капитаном. Передо мной стоял высокий, широкоплечий, немного располневший мужчина лет 55, с крупными чертами лица. Ожидаемого апломба или вальяжности, к счастью, я не заметил.
В общении был прост, внимателен, интересовался нашей работой, подробностями вооружения трала, скоростью траления, обработкой рыбопродукции. Видимо переход на промысел рыбопродукции у них начался сравнительно недавно. На борту "Ван-Гога" имелся груз ещё не реализованной креветки. Сдачу груза он планировал в одном из инпортов, где имел прямую связь с агентом.
Английским языком А.Н.Соляник владел свободно, и после нашего общения произвёл на меня впечатление волевого, делового и опытнейшего моряка. Наступило время прощания, Алексей Николаевич презентовал нам ящик виски и несколько ящиков экспортной "королевской" креветки. "Ван-Гог" остался за кормой катера.
Стояла штилевая погода, наше судно-исполин, всё в огнях лежало прямо по курсу. Океан дышал, этим дыханием мы медленно поднимались и осторожно опускались, чайки спали на воде и нехотя отплывали из под самого носа катера. Прошло шесть месяцев, мы вернулись в родной порт. Гамма чувств при этом самая различная.
Это больше, чем радость, первые дни ходишь по городу опьянённый этим праздничным, приподнятым настроением, хочется улыбаться и удивляться всему миру. Ни у кого больше нет такого праздника и ликования души, но... ничто не есть вечно, всё проходит и если бы наша жизнь состояла только из праздников, они бы утратили своё название и прелесть.