Комиссия

Сергей Финашин
Известно такое явление, как профессиональные байки. Есть они и у биологов. Вот одну такую историю-байку я сейчас и расскажу. Правда это, или чистый воды вымысел - не знаю. Хотя мой приятель-зоолог клялся, что истинная правда.

На днях, почти что случайно, оказался я в ЗИНе – так для краткости зовут питерцы Зоологический институт РАН. Ну и зашел по старой памяти в Зоомузей. Не был я там давненько. Бродя среди витрин с различными представителями мировой фауны, я и вспомнил эту историю.

Было это еще в славные застойные времена. Надо сказать, что Зоомузей заведение серьезное – все-таки подразделение Академии наук, и люди там тоже работают серьезные, ответственные и очень болеющие за свое дело.

Но тем не менее, как и водится, в каждую организацию периодически приходят различные комиссии и проверки. Вот и в музей пришла какая-то очень-очень высокая и ответственная комиссия (кажется это была партийная проверка перед каким-то очередным юбилеем).

Гости обошли все залы и хранилища. Остались они, в целом довольны. Замечание было только одно, но очень существенное. Руководитель делегации зашел в кабинет директора музея и сказал:
- Непорядок у Вас в музее!
- Что же именно?
- Ведь у вас в музее дети бывают?
- Да, это наш основной контингент!
- Ну вот, а животные, у вас в каком виде?
- В обычном, максимально приближенном к естественному. Мы пытаемся передать природную обстановку. У нас работают хорошие специалисты.
- Вот-вот в естественном. Ведь у каждого вашего экспоната ребенок может увидеть это самое, ну Вы понимаете? И у тигра и у макаки и даже у суслика. Это никуда не годится. Срочно примите меры.

Никакие возражения на высоких гостей не подействовали. Не помогли ни ссылки  на мировой опыт, ни на Эрмитаж с его богатейшей коллекцией.

Предписание пришлось выполнять. Все экспонаты были приведены в благопристойный вид. С годами история эта постепенно забылась, и к новому виду четвероногих все привыкли. Остался в прошлом и застойный период, с руководящей ролью партии. 
Времена изменились, но комиссии продолжали периодически посещать Зоомузей. И вот однажды одна из них (очевидно в ее составе были специалисты-зоологи или просто люди наблюдательные) снова заметила непорядок, и выдала новое предписание - вернуть животных в естественное состояние.

Приказать то легко, но где взять все необходимое? Стали думать-кумекать, но счастью один из участников той истории вспомнил, что на ЗИНовском чердаке он видел что-то похожее. Слазили, посмотрели – действительно, кто-то предусмотрительно сохранил все, даже аккуратно упаковав в коробочки и ящички. Но вот беда! Нигде ни одной этикетки!

Надо сказать, что среди биологов есть специалисты, которые по одной косточке или даже по единственному зубу могут с точностью определить вид животного. Иногда, достаточно остатков трапезы или даже фекалий. Но вот чтобы идентифицировать вид зверушки по «этому» - таких специалистов не нашлось. Проблему, в конце концов, после консультаций, чтения литературы и примерок сотрудники музея все-таки решили – на то они и ученые. Все животные теперь в натуральном виде, при случае можете проверить. И льва теперь отличает от львицы не только грива.
 Можно сказать, что все вернулось на круги своя.

Я вот только думаю - та комиссия в Зоопарк не заходила?