На таких людях земля русская держится, Пр. 6

Владимир Кожин
 ***  Верстание в казаки, свадьба.
 
    Понемногу Ваня и Настя начали обживаться на новом месте. Для них все было вновь. Вновь жить вместе, быть неразлучными, делить вместе радости и печали. Они стали мужем и женой. Правда, они еще  были невенчаны, они уже создали семью. Пусть еще маленькую, но семью. Пройдет совсем немного лет и у Насти и Вани будет большая и дружная семья. Ремонт комнат сделали быстро. Заменили обои, побелили печи, покрасили потолки и полы.
    26 августа рано утром к Кожиным пришел Пётр.
-   Хозяева дома?
-   Дома, дома, заходи, Петр Афанасьевич. Что так рано?
-   Войсковой атаман приглашает. Тебя и Алексея. Верстание хочет сделать.
-   Что такое верстание?
-   Приём в казаки.
-   Что требуется взять с собой?
-   Водки и закуски. Шучу, конечно, но на всякий случай возьмите.
-   Оружие брать?
-   Зачем? Вы еще не казаки.
   Войсковая канцелярия размещалась на Главной площади Городка. Большая рубленая изба с высоким крыльцом и перилами выходила в сторону Главной площади. Входная дверь вела в комнату, где находились столы, расставленные в виде буквы “Т”. За спиной атамана в специальном постаменте установлено знамя войска. Перед столом атамана стояли два стола, за которыми сидели полковые командиры. На специальном небольшом столике лежали булава и насека – символы военной и гражданской власти атамана. На металлическом навершие насеки были высечены имена предыдущих атаманов.
   Справа из комнаты атамана дверь вела в помещение, в котором находился архив войска, и размещались писари, которых возглавлял старший писарь и дьячок. Старший писарь перед казаками появлялся с полковой книгой и чернильницей, висевшей за поясом. Он являлся госу-даревым оком в войске, и ему вменялась обязанность следить за правильностью составления приказов или указаний атамана.
-   Входите, ребята, - пригласил Пётр.
   Ребята открыли двери, предварительно постучавшись.
-  Проходите и усаживайтесь, - пригласил атаман Меркурьев Григорий Георгиевич, показывая рукой на лавку.
    Ребята присели. Рядом с ними уселся командир 1-го казачьего полка войска Петр Афанасьевич Перфильев.
-  Однако наделали вы шума, - сказал атаман. Мальчишки так и говорят про дядьку Ивана и дядьку Алексея. Никогда бы не поверил. Но люди говорят, приходится верить. Саблей тоже владеете?
-   Не знаем, как в вашем понятии, но, как нас учили, владеем.
-   Петр Афанасьевич, подбери самых лучших казаков, которые и сразятся с ребятишками. Это ничего, что называю вас ребятишками?
-   Нет, конечно.
-  Если устоите против десятка, считайте, что экзамен сдали. Тогда и ребятишками не назовешь. Будем верстать в казаки. Будете строевыми казаками. Со всеми правами и обязанностями. Я сам буду принимать бой.
-   Мы не взяли с собой сабли.
-   Ничё, пока явятся казаки, успеете принести.
На площади собрались казаки.
-   Откуда они могли узнать? – спросил Ваня, возвратясь с саблями.
-   Откуда? - переспросил Алексей, -  казаков собирали, вот и узнали.
-   После твоего поединка с Петром слух быстро разнёсся по городку. Потому люди и хотят посмотреть, что за чудо появилось в Яицком Городке. Учти ещё то обстоятельство, что здесь живут казаки не одного поколения. Они уже не знают своих пращуров, настолько далеко вглубь уходят родственные корни. Они умеют владеть саблей и очень даже неплохо. Нам нельзя осрамиться. Хоть я и не потомственный казак и вообще к ним никакого отношения не имею, но меня учил твой дед Арсентий. Потому опозориться не имею права. Сражаемся, как учил дед, спина к спине. Где сабля, где кулак, где нога. В настоящем бою не будешь спрашивать, можно так или нельзя так. В настоящем бою все можно, спасая свою жизнь и жизнь товарища. Внезапность и быстрота, натиск и напористость. И ещё злость. Без злости нет победы. Придерживаемся нашей тактики. Пусть попрыгают, порезвятся. Потом наступит наш черед.
    Наконец, все к поединку было готово.
-   Господа казаки!  Большой крови не должно быть. Касание саблей противника или потеря сабли означает поражение. Считается потерпевшим поражение.  Поединок начинаете по моему свистку.
   Ваня и Алексей приняли боевую позу. Бой начался внезапно и принял ожесточенное напряжение. Первые казаки, напавшие на друзей, при первом же выпаде ребят потеряли сабли. Они продолжали лежать у ног наблюдавших за поединком.
-   Недурно!
   По кругу прошел гул одобрения. Ребята, отбивая  нападавших, быстрыми движениями подобрали упавшие сабли и теперь вели бой обеими руками. Бой был настолько стремителен и синхронный со стороны Вани и Алексея, что не многие заметили, как еще две сабли упали на землю и двое нападавших получили легкие царапины на щеках. Шесть человек в первые минуты выбыли из поединка. Теперь силы были равные.
-   Глядика-сь! – И это кто наших лучших казаков выбил из седла? Это же наши лучшие бойцы, потомственные казаки!
-   Значит и на старуху есть проруха.
   Красив был поединок. Не только красив, но и корректен. Настя и Мария прибежали смотреть на поединок. Ребятишки окружили мужиков, кто протискивался сквозь толпу, кто залез на крыши домов и верхушки деревьев. Ваня и Алексей бой закончили одновременно, сломав сабли у предпоследних двух казаков, и выбили их из рук последних.
-  Ребята, извините, если мы ненароком оскорбили ваши казачьи чувства, - сказал Алексей, - нашими учителями были достойные люди, один из них потомственный казак, ваш земляк,  Александр Иванович Кожин, второй - морской офицер, такой же казак, как и первый. Если кто-то из вас захочет овладеть некоторыми нашими приёмами, будем рады вас обучить. Нам предстоит вместе, бок о бок, сражаться с общим противником. И кто знает, кого  и кто спасёт в бою. Взамен сломанных сабель, - добавил Ваня, -  возьмите наши.
   Каким образом Ваня и Алексей могли запомнить тех, у кого сабли оказались  сломанными, никто не мог сказать. Только после этих слов Ваня и Алексей бросили свои сабли тем, у кого они были сломаны. Сабли летели вертикально, эфесом вверх, с некоторым наклоном к казакам. Казаки их поймали и вложили в свои ножны. Гул восторженных криков и поздравлений пронесся среди толпы. Все правильно поняли слова Алексея.
    К Ване и Алексею подошел войсковой атаман:
-   Ну, знаете, казаки, не ожидал я такого боя! Доволен, очень доволен! – пожал ребятам руки, и, обращаясь к Петру, сказал, - отдай свою саблю, а я отдам свою. Теперь я понимаю, что конь и отличная способность владеть оружием делают вас непобедимыми. Стреляете так же?
-   Так же.
   С этими словами атаман вытащил из ножен саблю, поцеловал  её и отдал Ване. Петр Афанасьевич отдал Алексею.
-   Господа казаки,  среди вас обиженные есть?
-   Нет!
-   Тогда пошли ко мне, и мы отметим верстание новых молодых казаков.
-   Василий Кузьмич, - крикнул Ваня, обращаясь к тому, кто организовал праздник три дня назад, - возьми деньги и организуй общее веселье. Сегодня у нас праздник, мы рады жить среди вас и быть вашими товарищами. Если вам нужна будет наша помощь, милости просим к нам.
    Ваня и Алексей поклонились казакам и их женам, казачкам, многие из которых  наравне с мужьями владели искусством сабельного боя.
-   Рассаживайтесь, господа казаки! - Произнес войсковой атаман, показывая на лавки, - ныне мы посмотрели искусство сабельного боя. Хорош бой, ничего другого сказать не могу. Накануне я встречался с Матвеем Терентьевичем Николащенко. О молодых и будущих казаках ничего дурного сказать не могу. Полученные деньги они заработали в честном бою с бандитами. Выяснял о личностях, напавших на Терентия Николащенко. Это отпетые бандиты, каторжники, сбежавшие с Нерченского острога. Один из них остался жив. Сбежал, но где скрывается, неизвестно. Что касается Кожина и Соловьева, то вам следует написать заявление о верстании в казаки. Мы рассмотрим и вынесем на решение Круга. Поручительства имеем. От командира 1 полка Перфильева П.А., от члена Совета стариков Недорезова С.В и атаманского Совета от моего имени. От отца Николая имеется благословление. Прежде рассмотрения заявлений на Круге, я расскажу об общих положениях и заповедях, правах и обязанностях казака. Начну с уважаемой половины казачества, о женщинах. Наши казачки с давних времен несут службу по охране границ России наравне с мужьями. Они владеют стрелковым оружием, саблей по мере своих сил. Правда, сила у них есть, они подстать мужьям. Потому казак относится к женщине, как к матери или сестре. Женщины пользуются таким уважением и почитанием, что в наделении их правами мужчин не нуждаются. В разговоре с женщиной на Кругу или сходе казак обязан стоять, а перед женщиной преклонных лет – должен снять шапку. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Но он обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать её, отстаивать её честь и достоинство – этим он обеспечивает будущее своего народа. Интересы женщины - казачки на Кругу представляет муж, крестный, брат или сын. Одинокая казачка, вдова или девушка пользуется личной защитой атамана или Атаманского правления и Совета стариков. Она имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или выходить на Круг через Совет стариков. Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку - матерью своей. Пожилые люди должны относиться к молодым, как к своим детям. Каждую казачку – своей сестрой, её честь и достоинство следует нести выше головы своей.  Каждого казака – братом, каждого ребенка любить и оберегать, как собственного. Казак понимает свою жизнь, как служение Богу, исполнение его заповедей, через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы – любое, порученное атаманом, Советом  стариков, правлением или Кругом дело, казак обязан выполнить безупречно! Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, его обычаи и традиции, следовать христианским заповедям любви к ближнему, законопослушания, веротерпимости, трудолюбия и миролюбия. Вот такие, Ваня и Алексей, основные положения и заповеди. Всё остальное познаете во время несения  строевой службы. Должен сказать, что молодой человек, вступая в казаки, получает 13.8 десятин земли. В эту площадь входят и леса, и реки, болота и посевные земли. Всего понемного.
    На следующий день состоялся Круг, на котором Ваню и Алексея приняли в казаки. Они получили землю, сразу за крепостным валом, севернее Яицкого Городка, в четырех верстах от крепостной стены.
     Последние четыре дня шла подготовка к свадьбе. Анастасия Ивановна и Семён Васильевич руководили всей работой. Нанятые люди закупали продукты, водку, варили, жарили, чистили, нарезали. Покупали посуду. Самым сложным, оказалось, определить приглашенных на свадьбу, и пригласить их на свадьбу.
-   Анастасия Ивановна, кого же мы пригласим? Должны же быть приглашенные, а мы никого, кроме вас и Перфильевых, не знаем.  Что нам делать?
-  Сложный вопрос. Обычно приглашают родных и близких. Ваших родных здесь нет и, вероятно, не может быть. Значит должны быть знакомые. Мы будем посаженными родителями. Свидетели будут. Совет стариков пригласить нужно, правление войсковой канцелярии и атамана.  Полковых командиров. Музыка должна быть. На свадьбах на гармошке играет Василий Кузьмич. Сколько уже набирается людей? Батюшку Николая обязательно. Дополнительно пару столов по десять человек нужно подготовить. Для тех, кто придет без приглашения.  А сколько придет, сказать трудно. Денег – то хватит?
-  Денег хватит. Ваня с Алексеем съездят к Матвею Николащенко, и пригласят  Марию Федоровну  и Матвея Терентьевича. За одно и картошки и овощей привезут. Водки хватит. Рыба будет всякая, соленая, копченая и свежая. Икра, разная, соленая.  Пироги, хлеб закажем.
-   А свадебные наряды?
-   Есть.
   Накануне свадьбы, с вечера, Ваня и Настя ходили и приглашали людей на свадьбу.  Приглашенные охотно соглашались. Они не спрашивали, где состоится свадьба, они знали, где живут молодые.
   Во дворе сбили несколько  длинных столов и лавок, их накрыли навесами, подвесили керосиновые лампы. Семён Васильевич последний раз обошел и осмотрел, как подготовились у свадьбе. Ещё раз поговорил с людьми, которые будут обслуживать людей на свадьбе. Повстречался с томадой, и остался доволен.
-   Анастасия Ивановна, боюсь я.
-   Чего же ты, глупышка, боишься. С бандитами разговаривать не боялась, а собственную свадьбу боишься?
-   Боюсь. Я людей робею. Там, дома, проще. Все знакомые и близкие. А здесь, все незнакомые нам люди.
-   Зато Вас люди узнали и ничего плохого сказать не могут. Пока. Мы с Семёном Васильевичем жизнь прожили, людей знаем. Хорошего человека видно сразу. Потому робеть не нужно.
    Свадьба шла три дня. Музыка не смолкала ночь и день. Василий Кузьмич привел команду музыкантов. Только глубокой ночью наступила тишина, чтобы с утра вновь началось веселье. К утру столы были прибраны, двор подметён, а на кухне шла подготовка к утреннему началу следующего дня свадьбы.