У вас товар, у нас - купец...

Мария Выдуманная
От автора.

Тоже старая статья...
Опубликована 19 марта 1997 года.
Но — тенденции, о которых идет речь, увы, сохраняются...
Так что, увы-увы-увы! - актуальна по-прежнему...
По меньшей мере, для тех, у кого дети подрастают.


***

- «Дай Бог тебе хорошего жениха...» Так говорила когда-то в качестве благодарности старенькая прабабушка, родившаяся в конце прошлого века, всю жизнь прожившая в деревне. Это было ее наилучшим пожеланием девочке. В ее словах — основная жизненная установка человека того времени времени, значение семьи для него, важность выбора своей половины, традиционный уклад жизни.
Сегодня на дворе — конец двадцатого века. Века науки, техники, наркомании и порнографии. Каковы же сегодня представления о семье, о хорошем женихе и хорошей невесте у девочек-мальчиков, которым предстоит сделать этот шаг, обычно определяющий всю дальнейшую жизнь?

Урок этики и психологии семейной жизни в 11-а классе … школы № 2. Ведет его совсем юная преподавательница Марина Александровна Б. - элегантная, утонченная женщина. Работаю, говорит она, по старой программе: «Семья — первичная ячейка общества»... Она и продолжает оставаться первичной ячейкой общества...


… Итак, урок.
Сегодня тема — роль внешности в общении (подразумевается общение «с серьезными намерениями»). Урок проходит в форме свободной беседы. В этом классе одни «невесты», мальчиков нет. Марина Александровна рассказывает о различных экспериментах, подтверждающих большое значение внешности: о «компьютерных танцах» - компьютер выбирал партнеров для танца, а потом бесстрастно фиксировал, что максимум удовлетворения испытывал человек, которому достался красивый партнер; о маленьких детях, еще не умеющих говорить, которым на экране показывали таких же малышей, красивых и некрасивых — и дети так же выбирали красивых; об аутсайдерах, о комплексе неполноценности, формирующемся у некрасивых детей, и так далее и тому подобное.

Но что такое красота? Плюс это или минус? У каждого свой идеал красоты и даже «общепринятые» представления о ней меняются со временем: у каждого века - свой идеал... Красивый человек — хорошо. Но - слишком красивый? Его почему-то тоже избегают. Почему? Марина Александровна зачитывает «письмо Татьяны»  (не пушкинской, современной), где речь идет о красивой девушке, хорошей, все умеющей..., которая почему-то остается одна, тогда  как ее «серенькие» подружки давно замужем и растят детей... И спрашивает мнение класса: «Как вы думаете, почему так могло случиться, и как быть?»

Ответы разные. - Необщительная, может... - Слишком красивая, слишком привередливая... - Может, мужчины думают, что они не стоят ее?... - Таких сейчас не бывает!... - Может, мужчина боится, что она сменит его на другого и боится быть униженным, оскорбленным?,,, - Она, наверное, ищет идеал. «принца». А идеалов нет. Сейчас все какие-то дефективные!... Где ей встретить кого-то?...

- Встречали ли вы красивых  людей? А близко с ними общались? Вот иногда бывает: красивый мужчина выбрал себе не очень красивую женщину, и люди гадают — что он в ней нашел? Как вы думаете — что?
ОТВЕТ УЧЕНИКОВ ЕДИНОГЛАСНЫЙ — ДУШУ... 
Так выходят на распространенное представление о небогатом духовно-нравственном потенциале красивой куклы-пустышки; о том, что все сразу природа не дает: слишком много «внешнего» - стало быть, дефицит «внутреннего». Поэтому и предпочитают не заводить с такими серьезных отношений. Пройтись, получить удовольствие — отлично, но «для жизни» ищут что-то другое. (Как тут не вспомнишь: не родись красивой...)

Еще один  (больной сегодня) вопрос — одежда. Мнение школьников также единодушно: Да! Одежда — очень важно. Это в первую очередь.
– Если красивый, но плохо одет?
– Ну, тогда все...
– А если он еще только  в школе учится?
– Родители должны...

В заключение девочкам предлагается небольшая анкета. Отвечать можно анонимно, главное — честно. Эта же анкета была предложена и другим 11 и 10 классам.
Вот ее вопросы.
1. Качества идеального мужа (жены) — положительные, отрицательные.
2. Важно ли для вас материальное положение избранника (избранницы)?
3. Если у вас выбор: человек, которого вы любите, беден и тут появляется богатый поклонник, которого вы не любите... кого вы предпочтете?
4. Если бы родители запретили вам встречаться с человеком, который нравится — пошли бы вы на конфликт с родителями, продолжили  бы встречи?
5. Хотели бы вы, чтобы ваш муж (жена) был интеллектуалом, много знал?
6. Должно ли быть в семье разделение труда — на «мужской» и «женский»?

Общее количество отвечавших — 47, из них 34 девочки и 13 мальчиков. Результаты обработки наталкивают на серьезные размышления и новые вопросы.

ИДЕАЛ и АНТИИДЕАЛ.

МУЖА. Первенство в списке положительных качеств мужа принадлежит доброте — 24 голоса; затем идет красота — 21 голос; любовь к жене — 11; ум — 10; честность — 9; понимание — 8; богатство — 6; хороший характер — 5; ласковость и нежность — 5; сила и смелость — 3; отзывчивость — 2; веселость, юмор — 2; умение выйти из любой ситуации — 1; все делать — 2; общаться — 14; вежливость, строгость — 1; спортсмен — 1; работящий — 1.
Список качеств отрицательных: пьянство — 14; измена — 12; курение — 6; злость — 6; самолюбие — 6; эгоистичность, легкомыслие, скупость — 4; «бабник» - 3; гордость, тупость, нерешительность, лень, стеснительность — 1.

ЖЕНЫ. Положительные качества: красота — 10; ум — 8; доброта — 6; верность — 3; скромность — 2; умение хорошо готовить — 2; нежность — 2; честность, доверчивость, привлекательность, умение поддержать в трудную минуту, быть ласковой — 1.
Отрицательные: легкомыслие — 4; проституция — 4; употребление алкоголя — 3; курение — 3; крикливость — 2; эгоистичность — 2; жадность к деньгам, ревность, гордость, самолюбие, злость, безобразие, вредность, глупость, наглость, лишний вес — 1.

Как видите, ничего оригинального. Все хотят доброго, хорошего, непьющего, не гулящего...  спутника (спутницу) жизни.
Богатство сначала особо не выделяется.

Но на вопрос о материальном положении большинство девочек (26) отвечает — да, важно; «нет» сказали 7; «не очень» - 3, а одна прямо аж «да, хочу, хочу, очень хочу!..»
Из мальчиков 11 человек ответили  «нет», 2 - «да».

Выбирая между богатством и любовью, 23 девочки выбрали бедного любимого; 11 — богатого и нелюбимого. Одна написала «бедного, любимого, я бы ему помогла», две считают возможным убить сразу двух зайцев: одна хочет выйти за богатого, а с любимым изменять,  другая наоборот — выйти за любимого, а с богатым гулять. Мысль о риске потерять при этом обоих, видимо, не пугает.
Мальчики все предпочли бедную, но любимую. Очевидно, играет роль и то обстоятельство, что «купцом», по традиции, у нас считается все-таки мужчина.

Конфликт с родителями в ситуации выбора между ними и любимыми предпочли 33 девочки, только одна ответила «нет». Одна - «не знаю, но и конфликта не хочу». Одна: «ушла бы из дома с ним»; 4 — стали бы встречаться тайком; две уверены, что «моя мама никогда так не сделает... она всегда воздерживается...», «в конце концов мама  бы смирилась», «встречалась бы, пока сама не убедилась в правоте родителей». Одна, очень агрессивно - «все равно встречаюсь, не их дело!» Сразу чувствуется, какова у ней  атмосфера в семье.

Большинство мальчиков (12) также предпочли конфликт. Один готов поступить согласно родительской воле; один будет встречаться, но прислушается к родителям; один считает, что «это личное дело каждого, не уважаю тех, кто лезет в чужие дела».

Интеллектуалов большинство не жалует. Почему?  Вот некоторые выразительные ответы: «хотела бы умного, но не настолько, чтобы все время проводил за книгами, но и мне уделял внимание»; «если бы он уделял мне больше внимания, чем работе, то почему бы и нет?»; «нежелательно — он должен быть со мной на одном уровне, или выше, но не намного»; «нет, интеллектуал не нужен. Но и не слишком глупый»; «нет, он может быть самолюбом». Это ответы девочек.  Мальчики; «Я не против, но искать такую не буду»; «в какой-то мере»; «нет, конечно!».
Рискнуть иметь такого мужа готовы 2 девочки, 4 мальчика хотели бы иметь интеллектуальную жену.


Разделение труда считают нужным 12 девочек и 7 мальчиков, ненужным — 26 девочек и 6 мальчиков. Некоторые ответы. Девочки: «вместе сделаем, вместе будем отдыхать»; «хотела бы, чтобы муж помогал»; «этого не должно быть, мы должны быть равными, но я буду стараться по дому все делать сама»; «я считаю, что мужское дело — дрова, прибить что-нибудь, а женское — это все дома, за ребенком.. я это очень люблю»...
Мальчики: «да, можно и помочь жене», «да, считаю, но могут быть и исключения (если болеет)».

***

Какова же вероятность получения желаемого и, следовательно, семейного счастья и благополучия у наших женихов и невест? Из чего складывается эта вероятность? Какова перспектива развития  для жизни вообще и семейной, в частности, названных привлекательных качеств?

Например, сопоставление требований к партнеру и к себе. Обе «находчивые» девочки, которые хотят иметь и любимого и богатого — при этом желают, чтобы муж был «негулящий». Или другой момент — большинство высоко ставит материальное положение, но судя по списку положительных качеств, мало кто задумывается, как оно приобретается. Доброта и красота богатства, увы, не приносят. «Работящий» - это  качество упоминается только один раз. Один из мальчиков дает простой рецепт: «хочешь жить — иди воруй». Сегодня это не шутка. А каковы перспективы? Как в песне группы «Нэнси» «Черный кадиллак»? - сначала  покупаем машину под цвет волос любимой, потом суд, приговорен к расстрелу. И отчаянное - «Ты этого хотела?!»

В отношении неприятия интеллектуалов можно согласиться с мнением о желательности одного уровня для будущего взаимопонимания и так далее. Не секрет, что в эту школу попадают дети, которые учебу, многознание ставят не очень высоко.

А дружная готовность идти на конфликт с родителями — на защиту любви!
Все это романтично — до тех пор, пока...  отношения не дойдут до женитьбы (замужества). Последствия недооценки неприятия близкими твоего избранника не заставят себя долго ждать. Не говоря даже о материальной стороне, хотя сегодня еще более сложно начинать жизнь с абсолютного нуля, без родительской поддержки — еще труднее начинать эту жизнь с разрыва с семьей. Не меньше боли и унижения достанется и нежеланному зятю (невестке). Все это отравляет жизнь. Часто, настояв на своем праве выбора спутника жизни, далеко не каждый может поддержать, защитить свою избранницу перед родителями в повседневной жизни, и наоборот — защитить родителей в случае необходимости. Эта ситуация между двух огней мучительна, и о счастье через некоторое время и мечтать забудешь. Наверное, не с пустого места возникли древние обычаи при выборе жениха или невесты узнавать все о семье будущей родни... Со временем человек начинает понимать, что замуж выходишь не только за любимого, но и за всю его родню, окружение... Если же он не будет обращать внимания на мнение родных и друзей, то есть он фактически порвет с ними — сможет ли жена (муж) заменить весь утраченный мир, простит ли супруг (супруга) потом эту жертву, которую принес любимой добровольно?

И еще. Вспомним слова этих же девочек об одежде: «родители должны!» «Имущественный стандарт», норма материального уровня среди подростков не просто растет, а взвинчивается. Большинство детей жестоки, безжалостны к сверстникам, материальный уровень которых ниже этой нормы. Такие дети страдают, это понятно.
Но вот другая сторона, о которой как-то никогда не упоминается. Дети эти постепенно превращаются в затравленных волчат, готовых броситься на каждого, кто заденет их больное место.  Они обвиняют родителей в неспособности жить. Теряют к ним уважение, что не всегда справедливо. Часто родители бьются, как рыбы об лед, но не все от них зависит. Они отдают последнее, сами ходят раздетыми, лишь бы ребенок не чувствовал себя ущемленным, был «не хуже других». Но угнаться за денежными мешками им не под силу.

Да и надо ли?
Возникает вопрос: а почему эти «боевые» дети, для которых часто не проблема подраться-поругаться, не могут также отчаянно встать на защиту своих родителей — единственных людей, которые (плохо ли, хорошо ли — но только они!) заботятся о них, дают саму возможность жить, учиться, «встать на ноги». Почему они не могут так же решительно заявить сверстникам: «не твое дело, как я одет и что  я ем!» Молча надеть то, что есть, и быть собой — личностью, несмотря ни на что, чтобы просто поберечь своих родителей. Это в сегодняшней атмосфере культа вещей и «стадного чувства» было бы уже нравственным подвигом.

Любопытно получается: в отношении одежды - «родители должны!», а в жизнь мою нос совать — не сметь!
Действительно, родителям отводится роль удобрения для «цветов жизни». Не перебрали ли с лозунгом: «Все лучшее — детям!»? Они принимают это, как нечто само собой разумеющееся.
Аппетит приходит во время еды. Хочется все больше, все лучше! Еще одну тряпку, еще...
Не задумываясь о том, что  тряпка эта — чьи-то жизненные силы. Кто-то  «горбатится», чтобы заработать деньги на ее приобретение. Человек мог отдохнуть, почитать, подумать о чем-то своем, другом. Да мало ли что. Но, забыв себя, родители вколачивают жизнь в эти тряпки, часто почти не видя своих детей из-за вечной работы — и в результате вдруг обнаруживают, что их «выставляют за дверь». Твое дело — подавать, предоставлять. Вырос чужой человек!
Прервалась связь времен?...  сказал еще Шекспир...

Но может, не стоит много философствовать об истоках и перспективах? Каждый сам в состоянии разобраться.
Однако, если мы не подумаем об этом сегодня, завтра может быть поздно.
Какова будет участь родителей, когда они станут стариками, которые ничего уже не смогут «давать»? Уже сегодня не редки случаи, когда здоровый неработающий внук избивает бабушку для того, чтобы отобрать пенсию — последние крохи. Сколько можно растить паразитов? Все тебе, только учись, деточка, пусть твоя жизнь будет лучше моей! А деточка только все требует, требует — и все ему мало. Вещи съедают людей...


***

Может показаться, что мы далеко ушли от основной темы разговора.
Думаю, нет.
Все взаимосвязано, и обо всем нужно думать, готовясь сделать один из самых серьезных шагов в своей жизни, чтобы потом не каяться и не винить никого за свою загубленную жизнь, за отданные «лучшие годы». Без любви жизнь пуста, но любовь часто разбивается о «прозу жизни».  Чтобы сохранить любовь на долгие годы, следует думать о «прозе» вовремя...