Хаджал-Махи

Тавус Шарапилова
Хаджал-Махи

Мы возвращались из нашего родового селения, куда поехали по очень скорбному поводу.. На похороны.
Возвращались после вечернего намаза, а зимой – это уже темно.
Я хотела остаться. Помочь по дому, но сестры, живущие в селе, сказали:
- Посмотри на небо. Тучи сгущаются, повалит снег – перевал закроется. Ты застрянешь здесь, а у тебя работа. Лучше уезжай. Вон сколько машин свободных. Давай собирайся. Я их послушалась.
 Села в машину с двумя родственницами, и мы уехали.
 Благополучно проехали несколько населенных пунктов. Я сидела сзади и потихоньку засыпала в тепле.
Вдруг я услышала женский крик и звук, будто в консервной банке громыхают камни, а я вращаюсь на карусели. Несколько глухих ударов, и всё стихло.
…Я очнулась в кромешной тьме. И тишине. Почти безмолвии. И у меня ничего не болит. Голова ясная. Мысли тоже.
- Ну вот я и умерла, - подумала я. - Только почему я умерла вниз головой?  Может, именно так бывает в момент смерти? Ну какая мне теперь разница? Сейчас я поплыву над землей, - решила я… и уперлась плечом во что-то твердое.
- Ба, - это что, я жива?..
И тут у меня прорезался слух. Я ясно услышала, как что-то капает, услышала стоны неподалеку. Я потерла глаза – открываются, я – вижу, хотя что можно увидеть в таком мраке?
- И ни черта ты не умерла, - сказала я себе, - выбирайся из машины и иди искать людей.
Легко сказать: выбирайся из машины, когда ты вниз головой и непонятно, в какую сторону выползать. 
Как я выбралась через узкое окно машины заднего сидения в тулупе и толстом платке, закутанная в зимнюю ночную дорогу, я не понимаю до сих пор. Возможно, меня вытащили, только я ни-че-го не помню.
А стоны где-то рядом. По дну ущелья, куда мы упали, протекал ручеек, через огромный акведук (который нас и спас фактически, если бы он нас не тормознул, мы бы улетели вообще в пропасть).
…А капание продолжается…
«Сейчас рванет», – подумала я. От людей, побывавших на войне, я знала, что взрывная волна, любая: напалмовая или тротиловая – летит на высоте полметра над землей, и если хорошенько вжаться в землю, то можно хоть как-то спастись, ну хоть чуть-чуть.
Я решила оттащить раненых женщин вниз по ручью, лечь рядом и накрыть всех моим тулупом, авось пронесет.
Пока я планировала мои героические подвиги, сверху, с дороги, уже бежали люди.
Многие машины подъехали к самому краю дороги и освещали место происшествия.
Нас быстро подняли вверх и отвезли в больницу в Хаджал-Махи. Мы ехали, и по дороге водитель стучал то в одно окошко, то в другое в разных домах. Оказалось, он стучал рентгенологу, травматологу, хирургу, анестезиологу. Когда мы прибыли в больницу, вся бригада врачей и сестер уже была готова к приему пострадавших. Очень оперативно всех осмотрели, определили степень повреждения, наложили гипс (очень грамотно, надо заметить), распределили по палатам и накормили. Вот тут начинается самое интересное. Потянулись вереницы людей из близлежащих (и не очень) домов. Несли кто что, кто-то нес плов, закутанный в теплый платок, кто-то тапочки, кто горячий чай в термосе, и все спрашивали: «Что-нибудь нужно, не стесняйтесь, говорите…»
Я – пострадавшая меньше всех, была растрогана до слез. Я подумала тогда, что Хаджал-Махи – это один большой пункт «Скорой помощи и Милосердия»! И еще я подумала, что обязательно когда-нибудь напишу об этом.
Вот, написала.
Спасибо всем хаджалмахинцам, спасибо сотрудникам больницы, спасибо главному врачу больницы за такую организацию службы. Той ночью она сама заходила к каждому из нас, профессионально оценивала состояние пациентов.
Потом была положенная милиция, положенные протоколы, положенные скрупулезные расспросы. Один из милиционеров подозрительно спросил меня: «А вы точно были в той машине?» Я тогда не поняла причину вопроса и чуть не задохнулась от возмущения.
Позже я поняла причину такого подозрения.
Наутро, когда нас забирали в Махачкалу, я попросила остановить на месте аварии. Высота пятиэтажного дома - мама, не горюй, если что!
Днем, конечно, не так страшно, но пробрало до костей.
Машины здесь уже не было. Эвакуатор оттащил ее на спецпункт – в Леваши. Я и там попросила остановить. «Мазохистка или идиотка», - мог подумать кто-то. А я ни то, ни другое. Просто мне было интересно посмотреть на машину. И вот тут я поняла, почему милиционер удивился, видя меня целой и невредимой. Крыша машины вдавилась в салон ровно наполовину и над моей головой! Какие ангелы отодвинули мою голову из под топора?! Спасибо и им тоже! Вот такая была ночка на второе декабря 2004 года. Мой второй день рождения.
Наши раненые женщины разгипсовались в положенное время, всё срослось. Мы видимся время от времени, но, как по уговору, не вспоминаем ту ночь.
Хочется сказать от всего сердца спасибо добрым и отзывчивым людям, живущим в Хаджал-Махи.
По той слаженности, с которой они работали в ту ночь, я поняла, что для них это привычное дело. Наверное, не только мы попали в аварию…
Наверное, это случается…
Пошли им Бог здоровья! И терпения! И не остыть душой!
Село Хаджал-Махи высоко в горах, почти под небом, до Бога рукой достать…
Пусть Он их хранит!!!
Махачкала, 2010 г.