Первый балет на дагестанской сцене

Тавус Шарапилова
ПЕРВЫЙ БАЛЕТ НА ДАГЕСТАНСКОЙ СЦЕНЕ

После триумфальной премьеры «Горянки» артисты балета дали еще два спектакля. 17 июля особую торжественность событию придавало присутствие в зале председателя Госсовета РД М. Магомедова, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова и членов Правительства РД.

Расул Гамзатов, «Горянка», Мурад Кажлаев… Эти имена неразрывно связаны в нашем сознании. Первый национальный балет – событие грандиозное, знаковое в масштабах нашей республики – поставлен к юбилею великого поэта.
Балетмейстер – постановщик, заслуженный артист РФ, народный артист Республики Ингушетия, лауреат международного конкурса М. Оздоев, человек восточной крови и европейской культуры, очень тонко чувствуя  специфику горской жизни, точно передает ее через танец, через движение.
Балетмейстер-постановщих использует широкую палитру выразительных средств, это сплав стиля модерн, национальной танцевальной культуры и элементов классического балета.
Волшебная музыка М. Кажлаева, сохраняющая в симфоническом звучании всю прелесть и загадочность горских мелодий, оформление и необыкновенно удачные «живые картинки» на заднем плане сцены, выстраивающие ассоциативные образы, созвучные с происходящим на сцене, - всё это создает полное, живое, чувственное восприятие спектакля. Зал то и дело взрывается аплодисментами, восхищаясь мастерством танцоров. И молодые исполнители, и опытные мастера сцены вдохновенно рассказывали нам красивую и одновременно печальную историю любви.
Нежная, трепетная Асият в исполнении Елены Хомичевой, романтичный Юноша (Курбан Рамазанов), мрачный и мстительный Осман (Юсуп Омаров), сдержанные горцы, задорные свахи… артисты  Государственного ансамбля «Лезгинка», постановщики, художники вложили всю душу и мастерство в создание замечательного спектакля.
По словам балетмейстера-постановщика М. Оздоева, нынешнее воплощение «Горянки» - это новое прочтение известной поэмы. В отличие от когда-то  поставленного классического балета, использовались выразительные средства современного танца. С артистами балета ему работалось легко, сразу было достигнуто взаимопонимание, потому что материал, лежащий в основе «Горянки», близок по духу и культуре исполнителям партий. 
Художник-постановщик, заслуженный художник РД И.-Х. Супьянов, художники по костюмам, осветители умело используют цвет и световые эффекты: белый передает расцветающую юность Асият, когда она с подругами радуется окончанию школы; в сером выражена подавленность, тягостное раздумье, поиски выхода; красные рубашки, динамичная ритмичная музыка – накал страстей; черные глухие костюмы – темные мысли, мрак, беспросветность; парчовые сверкающие свахи – обещание грядущего блеска. Создатели спектакля позволили себе несколько изменить финал – Асият трагически погибает от рук Османа. Но это не испортило впечатление от увиденного, а, наоборот, подчеркнуло весь трагизм борьбы Асият за свое счастье. Зрители разразились овациями по окончании спектакля, на сцену несли и несли букеты цветов, но когда Елена Хомичева (Асият), легкая и воздушная, сама как цветок, выпорхнула со сцены и преподнесла огромный букет горящих алых роз Расулу Гамзатову, зал взревел от восторга. Долго не стихали аплодисменты, зрители благодарили артистов и создателей спектакля за чудесный праздник.