Как пройти сквозь радугу

Сергей Видакас
   Казалось бы, чего проще - пройти сквозь арку радуги. Её боковые части были немного впереди аэроплана, а верхушка почти растворилась в воздухе. "Наверно" - подумал я, "только мне видна эта радуга." Конечно же, я шёл прямо по центру. Инстинктивно рука толкнула рычаг газа, и на повышенной скорости я полетел вперёд. Но радуга всё отодвигалась и отодвигалась, оставаясь недосягаемой. "Смешно - так и должно быть. Ведь это тебе не цветное гало на поверхности облака, к которому запросто можно приблизиться." Гало на облаке - я часто охотился за ним. Оно очень красиво. Синий круг с жёлто-красным ободом. Причём почти всегда можно было различить двойное и даже тройное гало. А в центре, как обычно, была моя тень - крест, образованный крыльями и фюзеляжем. Концы крыльевых теней доставали до яркого золотого обода. Но обычная радуга на моём пути, как это было сейчас - такое встретилось впервые. Постепенно, мы (я и аэроплан) покинули зону высокой влажности между облаков, и радуга исчезла.
   Обычный полёт. Хотя не совсем. Я не летал уже больше двух месяцев, но наконец-то добрался до аэродрома. Сегодня облачно и пока-что мало просветов. Сильный встречный ветер с севера. Огляделся. Среди массы облаков, слева, выделялась колоссальная наковальня - облако, возвышающееся над всем и имеющее такую форму. Вокруг него чувствуется волнение атмосферы. Развернулся туда, но поняв, что слишком далеко, лёг на прежний курс.
   "Пойдём на север, к Оке" - решил я. Но через некоторое время стали попадаться большие просветы - северный ветер нёс только редкие облака. Нет, мне не нравится просто лететь в чистом небе. Развернувшись к югу, я направился к ближайшему большому облаку. Сейчас посмотрим, как там внутри. Слепой полёт в облаках - опасная вещь, если у тебя нет ну хотя бы авиагоризонта. В аэроклубе запрещается входить в облака. И авиагоризонт, хоть и есть на борту, но не подключён к сети. Говорят, что даже самый опытный пилот, находясь в облаке без приборов слепого полёта, не может определить, в каком положении находится аппарат. Это действительно так. Но я часто нарушаю правило, входя в облака. Это нужно мне для того, чтобы научиться чувствовать полёт без приборов и без глаз. Ведь если тебя не хотят учить, то научись сам. Мне всегда удавалось. Я мог подолгу кружиться в молоке. И при этом полёт был полностью под контролем. Но сейчас что-то пошло не так. Внутриоблачные потоки сделали своё дело. Обычный вираж превратился для меня во что-то непонятное. Шарик в центре, нитка снаружи на оси фонаря - тоже по центру. Но полёт неуправляем. Скорость повышается, наваливается небольшая перегрузка до 3 единиц, и я понимаю, что крен большой, и что вираж вполне может превратиться в косую петлю. Тем не менее, спокойно пытаюсь выправить ситуацию. Но скорость неравномерна из-за неконтролируемого крена и тангажа. В голове промелькнула мысль, что если всё будет бесполезно, то придётся валить аппарат в штопор, для того чтобы выпасть из облака. Неожиданно появился слабый просвет и вверху солнце. Да, крен такой, какого я не ожидал. И капот - сильно наклонён к земле. Хорошо ещё, что не вниз головой лечу. Аэроплан вырвался на свободу. А что теперь? Конечно обратно в облако. Я не буду себя уважать, если уйду сейчас, оставшись побеждённым. Преодолев секундное колебание, вхожу в облако по его центру. Вираж, ещё один, ещё. Кажется, я восстановился. Увеличив радиус, вышел в чистое небо. Пока я таким образом развлекался, ветер снёс массу облаков, со мной вместе, к аэродрому. Ещё немного свободного расслабленного полёта - я просто наслаждаюсь видами и наблюдаю за ближайшим планером. Незаметно прошёл час с момента взлёта. Пора на посадку. Против сильного ветра садился почти без закрылков. Касание. Всё-таки полёт был не совсем обычным.

5.10.2011